Семинар 12. Западная педагогика XX в

Задачи:

выявить социокультурные предпосылки развития теории и практики западного образваония;

охарактеризовать вклад мыслителей образования XX в. в развитие педагогической теории;

определить «реальные» педагогические достижения XX в.

План

1. Анализ книги Я. Корчака «Как любить ребенка». Педагогические подходы Корчака в формулировании собственной концепции организации воспитания детей.

2. Педагогические воззрения А. Нила, К.Н. Вентцеля, М. Монтессори.

3. Педагогические взгляды К. Роджерса.

4. Модификация парадигмы «школы учебы», «школы труда», «свободной школы» в рассматриваемый период в западной педагогике.

5. В чем специфика системы образования в зарубежных странах и принципы их построения?

6. Каким образом повлияли педагогические теории на школьную практику?

7. Каким образом изменился урок в современной школе?

8. Какие идеи западной педагогики в рассматриваемый период можно экстраполировать в российскую систему образования?

Методические указания

Начало XX в. характеризуется переходом к «постиндустриальному обществу». Именно в это время особенно явственно проявились противоречия индустриального общества и определились возможности их преодоления в новых социокультурных условиях. В этот период особенно остро был поставлен вопрос о массовой гуманизации образования и сделаны реальные шаги в этом направлении. В ходе изучения темы особо следует обратить внимание на следующие проблемы: проявление «обратного» влияния образования на развитие западного общества; сущность педагогических идей, определивших стратегию гуманизации образования; вклад мыслителей образования в развитие педагогической теории.

Основные понятия: педагогика постиндустриального общества, «поддерживающее» обучение, инновационное образование.

Темы творческих работ:

1.Концепция М. Монтессори.

2.Реформы образования в странах западной Европы в XX в.

3.Поиски новой модели школьного образования в США.

Литература:

1.Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX веак. Казань, 1996.

2.Вульфсон Б.Л. Стратегии развития образваония на Западе на пороге XXI веак. М., 2001.

3.Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939)/ Под ред. К.И. Салимовой. М., 1982.

4.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

5.История педагогики: В 2 ч./ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: