Задачи:
охарактеризовать основные предпосылки развития отечественного образования (социокультурные, педагогические);
выявить вклад советской школы в развитие отечественной педагогической мысли;
определить перспективы развития образования в России.
План
1. Анализ труда С.И. Гессена «Основы педагогики».
2. Педагогическая трактовка проблемы свободы воспитания детей В.В. Зеньковского.
3. Почему нововведения 20-х годов не были успешными?
4. Каковы особенности образования в 30-80-х гг.?
5. В чем заключается основной вклад А.С. Макаренко в педагогику?
6. Сущность педагогического поиска В.А. Сухомлинского?
7. Анализ работы В.А. Сухомлинского «Павлышская средняя школа». Гуманизм В.А. Сухомлинского.
8. Каковы проблемы современной системы образования в России?
9. Наследие официальной советской педагогики и опыт работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала.
Методические указания
После Октябрьской революции 1917 г. в развитии отечественного образования наблюдается феномен «советская педагогика». Необходимо сразу отметить, что «советский период» в отечественном образовании превалировала доктрина марксизма-ленинизма. Что не в коей мере не принижает тех достижений, которые добились советские педагоги.
|
|
В ходе изучения темы обратите внимание на следующие вопросы: в чем заключались наиболее значимые достижения российского педагогического зарубежья? Какие идеи советской школы являются приемлемыми для сегодняшнего дня? Какие противоречия обострились в системе образования СССР в начале 80-х годов?
Основные понятия: российское педагогическое зарубежье, советская педагогика, педагогика сотрудничества.
Темы творческих работ:
1.Нравственное воспитание школьников в наследии В.А. Сухомлинского.
2.Идея коллектива А.С. Макаренко.
3.Философско-педагогические воззрения Гессена.
Литература:
1. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. – М., 1982.
2. Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России: 1918-1977: Библиографический указатель. – М., 1979.
3. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен/ Под ред. М.В. Захарченко. – СПб., 2000. – Ч.1,2.
4. Проблемы истории советской школы и педагогики: В 3 ч./ Под ред. З.И. Равкина. – М., 1990.
5. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.
6. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.). – М., 1993.
7. Рындак В.Г. Уроки Сухомлинского (издание второе, дополненное). – М.: Педагогический вестник, 2003 и др..