По отношению к оргпериоду существует педагогическое поверье: 'Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена'. Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые 3-4 дня ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.
Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь все плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".
Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.
1. Задачи: | Формы работы: |
а) познакомить детей (друг с другом и окружающими людьми, персоналом, с территорией и т. д.); | Игры на знакомства: - «Молекула – хаос»; - «Зоопарк» (с кем познакомились); - «Я иду в поход и беру с собой» (Вова – вилка - …); Игры на общение. Игры на доверие. Встречи с персоналом. Знакомство с территорией – экскурсии, деловые игры, игры на местности. Огонек «Знакомств». |
б) Адаптировать детей к условиям проживания; | Игра «Адаптация»: - несколько вариантов: экскурсий, прогулки |
в) Создать условия для акклиматизации ребенка (не только климат, но и социальные, биологические (лес)условия, питание); | Экскурсии на природе Встреча с врачом, встреча с поварами. Игры по режиму дня (например КТД «Мой день») Рассказы о питании, игры с питанием. |
г) Предъявить детям (совместно с коллегами) единые педагогические требования (первые дела педагоги отряда проводят вместе): - поощрение; - наказания. | Деловая игра «Хозсбор». В ходе игры проигрываются все требования. |
д) Диагностика. Изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, включая состояние здоровья (здоровье, медикаменты). Изучение способностей; интересов детей; привычки и др. | Тесты, анкеты, личные дневнички, индивидуальные беседы, встречи с психологом. |
е) Введение в тематику темы. Что ждет нас в смене. | Организационный сбор отряда в игровой форме ЛОС, подготовка к ней. Деловая игра, через которую ребенок узнает, чем он будет заниматься в смене. |
ж) Совместно спланировать отрядную деятельность | Сбор планирования (Можно провестис соседним отрядом)!!! |
з) Сформулировать органы самоуправления в отряде (придумать вместе с детьми цветочный мир, Государство, Лукоморье). | Организационный сбор |
е) Создать условия для самореализации каждого ребенка. | Все предыдущие формы |
Девиз Организационного периода – «Ни одной свободной минуты!»
Что обязательно нужно провести в организационный период:
- огонек «Знакомств»;
- «Хоз.сбор»:
- организационный сбор;
- сбор – планирование;
- игры на знакомства;
- 1 спортивное отрядное дело;
- 1 творческое отрядное дело;
- 1 познавательное отрядное дело