Дедуктивные умозаключения (выводы из простых суждений) 2ч

Контрольные вопросы.

1.Какие умозаключения называются непосредственными? Назовите их виды.

2.Привести схемы превращений. На каком правиле основана операция превращения?

3.В чем смысл операции превращения? Что называют «чистым» обращением, обращением с ограничением? На какое правило опирается операция обращения?

4.Охарактеризовать операцию противопоставление предикату. Привести схемы данных операций.

5.Вчем сущность умозаключений по логическому квадрату? По каким принципам строятся данные умозаключения?

6.Что такое простой категорический силлогизм? Назвать структуру простого категорического силлогизма. Каким правилам подчиняется данный вид умозаключений?

7.Дать понятие правильных фигур и правильных модусов проcтого категорического силлогизма.

Упражнение 1. Сделать вывод путем превращения, составить схему вывода.

Пример: (О) Некоторые преступления (S) не являются умышленными (р)

(I) Некоторые преступления (S) являются неумышленными (ךр)

1.1.Все студенты нашей группы являются успевающими. 1.2.Ни одна захватническая война не является справедливой. 1.3.Некоторые предприятия нерентабельны. 1.4.Это решение суда необоснованно. 1.5.Все дороги ведут в Рим. 1.6.Некоторые юристы – адвокаты. 1.7.Все адвокаты – юристы. 1.8.Ни одно простое решение не является подготовленным.

Упражнение 2. Сделать вывод (если это возможно) путем обращения, составить схему вывода.

Пример:

(А) Все студенты нашей группы (S+) являются успевающими (Р-)

(I) Некоторые успевающие (Р-) – студенты нашей группы (S+)

2.1.Работники милиции принимают присягу. 2.2.Некоторые студенты АмГУ - первокурсники. 2.3.Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. 2.4.Некоторые ученые (и только ученые) академики. 2.5.Все преступления - общественно опасные деяния. 2.6.Ни один математик не знает историю. 2.7.Все знающие историю – историки. 2.8. Все счастливые люди добры.

Упражнение 3. Сделать вывод (если это возможно) путем противопоставления предикату, проверить правильность с помощью превращения и обращения.

Пример:

(А) Всякое государство (S) является политической организацией (Р)

(Е) Ни одна не политическая организация (не-Р) не является государством (S)

Проверим с помощью превращения и обращения:

(А) Всякое государство (S) является политической организацией (Р)

(Е) Ни одно государство (S) не является не политической организацией (не-Р)

(Е) Ни одна не политическая организация (не-Р) не является государством (S)

3.1.Все следователи - юристы. 3.2.Некоторые врачи - невропатологи.. 3.3.Всякий закон является нормативно-правовым актом. 3.4.Лица, занимающиеся контрабандой, подлежат привлечению к уголовной ответственности. 3.5.Не все рефлексы животных являются безусловными. 3.6.Все математики играют в шахматы. 3.7.Некоторые европейские страны – члены НАТО. 3.8.Ничто приятное не является необходимым.

Упражнение 4. Сделать полный разбор силлогизма: указать заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразить в круговых схемах отношения между терминами.

Пример:

1. Каждый гражданин Российской Федерации (М) имеет право на образование (Р)

2. Новиков (S) – гражданин Российской Федерации (М)

3. Новиков (S) имеет право на образование (Р)

1-е суждение – большая посылка; 2-е – меньшая посылка; 3-е – заключение.

 
 

В круговых схемах:

 
 

4.1.Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он невиновен. 4.2.Закон исключенного третьего - закон мышления, он впервые сформулирован Аристотелем. Значит, некоторые законы мышления сформулированы Аристотелем. 4.3.Каждый участник общей долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Р. не является участником общей долевой собственности, так как он не имеет права на отчуждение своей доли другому лицу.

4.4. Некоторые морские животные – млекопитающие, ведь все киты – морские животные, и все они – млекопитающие. 4.5.С. – умный человек, потому что он не сделал этого, как и любой умный человек. 4.6.Если он не хотел похитить эту вещь, то зачем же он ее спрятал, как делает любой похититель?

Упражнение 5. Сделать вывод из посылок; при помощи общих правил силлогизма установить, следует ли заключение с необходимостью.

Пример:

1. Делаем вывод из посылок:

Лицо, совершившее разбойное нападение (Р+), привлекается к уголовной ответственности (М-).

П. (S) привлекается к уголовной ответственности (М-)

П. (S) совершил разбойное нападение (Р-).

2.Из анализа посылок устанавливаем, что средний термин (М), занимающий место предиката в посылках, не распределен ни в одной из них. Нарушено 2-е правило терминов. Значит, вывод не является необходимым, заключение не достоверно.

5.1.Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. Свидетели обязаны давать правдивые показания. 5.2.Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями в суде. М. не может быть представителем в суде. 5.3.Каждый учебник – полезная книга, так как он несет информацию, а всякая полезная книга несет информацию. 5.4.Многие разрешимые задачи кажутся сначала неразрешимыми. Все разрешимые задачи рано или поздно решаются. Поэтому большинство кажущихся сначала неразрешимыми задач рано или поздно решается. 5.5.Все учащиеся, пропускающие занятия, испытывают трудности при сдаче экзаменов. Но поскольку некоторые студенты не являются такими учащимися, они не испытывают трудностей при сдаче экзаменов. 5.6.Некоторые политические партии не имеют определенной экономической программы, а ни одна, не имеющая такой программы, партия не может рассчитывать на победу. Значит, некоторые политические партии не могут рассчитывать на победу.

Упражнение 6. На основании трех данных понятий построить правильный силлогизм, определить его фигуру и модус.

Пример:

Нам даны три понятия: Мошенничество; преступление; наказуемое деяние.

Строим силлогизм:

1. Всякое преступление(М) – наказуемое деяние(Р)

2. Мошенничество(S) – преступление(М)

3. Мошенничество(S) – наказуемое деяние(P)

Силлогизм построен по первой фигуре, модус ААА; модус является для первой фигуры правильным, следовательно, и силлогизм правильный.

6.1Гребля; физкультура; занятие, полезное для здоровья. 6.2. Мышьяк; яд; лекарство. 6.3.Петр I; император; государственный деятель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: