Практическому решению вопроса о воспитании ненормального ребенка, ибо разгадать
Связь и отношения динамической зависимости, лежащие в основе сложной структуры
Личности ненормального ребенка,-значит понять внутренн юю логику этой структуры.
В этом смысле замечательны слова Кречмера относительно шизофрении. К. Ясперс
(11) Груле и другие, говорит он, ошиблись, сделав нечувствуемость главным
Критерием душевной жизни шизофреника. Поведение шизофреника бессмысленно так же,
Как иероглифы египт ян, пока они были непоняты. Вместе с Блейлером надо
Овладевать этим жаргоном и перевести его на немецкий язык. Тогда откроются
Осмысленные связи и комплексные влияния, которые часто не резко отличаются от
Соответствующих образований у невротиков. Это же всецело относится и к любому
Развитию ненормального ребенка. И там умение интерпретировать, расшифровывать
Иероглифы является основным условием для того, чтобы перед исследователем
Раскрылась осмысленная картина личности и поведения ребенка. Без эт ого навсегда
Закрыт доступ К исследованию такого ребенка и к воздействию на него.
По замечательному выражению К. С.Лешли (12), одним из основных доказательств
Немеханичности и неатомистичности деятельности Нашей нервной системы является
Факт осмысленности, связности, структурности поведения личности даже при
Патологических нарушени ях. В церебральной системе, по его мнению, единство
Деятельности коренится, по-видимому, еще более глубоко, чем структурная
Организация. Работая над животными и над больными людьми, он все более и более
Поражался отсутствию хаотичности в поведении, ко торую можно было ожидать, судя
По размеру и форме поражений. Можно наблюдать большое выпадение сенсорных и
Моторных способностей, амнезии, эмоциональные дефекты, деменцию, и при всех этих
Условиях сохранившееся поведение осуществляется в упорядоченной форме. Оно может
Быть причудливым или может быть карикатурой нормального поведения, но оно не
является совершенно неорганизованным. Даже деменция не совершенно бессмысленна:
Она заключает в себе снижение уровня понимания и сложности тех соотношений, к
Оторые могут быть поняты. Но то, что больной может выполнить, ой выполняет в
Упорядоченной и осмысленной форме.
Таким образом, даже видимая бессмыслица имеет, очевидно, смысл: "Это безумие
имеет свою методу",- как говорит Полоний в "Гамлете". Лешли образно утверждает,
Что если представить себе экспериментально созданный хаос в поведении, то все