ФК №2. Финансы в воспроизводственном процессе

Непроизв.сфера
Различ.формы соб-ти
Отрасли нар.хоз-ва
Админ._хоз. терр-рии
Нац.доход (ЧНП)
Фонд возмещения
Централиз.Ден.Фонды
Гос-во
Доходы
займы
налоги
взносы
Расходы
ВВП

Объективные предпосылки влияния финансов на воспроизводственный процесс заложены уже в функциях этой категории:

1) Формирование денежных фондов как централизованных, так и децентрализованных;

2) Использование фондов денежных средств (централизованных и децентрализованных) – при этом этим двум функциям присущ контроль за движением денежных средств, т.е. контроль – это функция управления, а не функция конкретной экономической категории (1 и 2 функции имманентны, т.е. им присущ контроль за движением денежных средств).

Влияние финансов на экономику может быть количественным и качественным.

Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов.

Качественное влияние характеризуется воздействием на материальные интересы участников воспроизводственного процесса.

Возможности влияния финансов на общественное воспроизводство связаны с двумя обстоятельствами.

Во-первых, финансы обладают потенциальным свойством направлять и регулировать экономические процессы, ускоряя или замедляя их.

Во-вторых, будучи категорией распределения, финансы обслуживают весь воспроизводственный процесс в целом, т. е. сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства.

В сфере материального производства финансы, обслуживая кругооборот производственный фондов, способствуют созданию новой стоимости. С помощью финансов распределяется выручка и прибыль хозяйствующего субъекта, формируются доходы, накопления и отчисления, образуются целевые денежные фонды для удовлетворения разнообразный потребностей самих участников производства и общества в целом. Через количественное и качественное воздействие финансы способствуют изменению структуры и динамики производства. Перераспределение финансовый ресурсов между хозяйствующими субъектами и территориями может создавать условия для прогрессивных сдвигов и повышения эффективности производства, удовлетворения материальный интересов участников производственного процесса или оказать негативное воздействие на ход экономических и социальный преобразований.

В сфере обращения финансы активно влияют на процессы обмена. Благодаря распределению у покупателей формируются целевые денежные фонды и тем самым создаются условия для проведения обменных операций. С помощью финансов происходит распределение выручки и прибыли торговых организаций, формируются внутрихозяйственные фонды. Финансы подготавливают условия для обменный: операций и завершают процесс распределения финансовый результатов деятельности.

В сфере потребления финансы влияют на объём и структуру потребления общественного продукта, на развитие непроизводственной сферы, удовлетворение социальный гарантий и решение социальны» задач.

Фонд возмещения – часть ВВП, снова направляемая в процесс производства. Национальный доход – часть ВВП, которую можно потребить, а если его часть направляют в производство, то получаем расширенное производство. НД состоит из: прибыли, зарплаты, ренты, банковского процента, дивидендов и доходов лиц, не работающих по найму, т.е. доходов, получаемых при первичном распределении.

Вариант 2

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами, а также совокупность рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активов и рисками. В России финансовая система подразумевает систему государственных и негосударственных институтов

Институциональная структура финансовой системы как совокупность финансовых рынков, посредников организаций (учреждений) и финансовых инструментов обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков.

Финансовая система более мобильна, чем система финансов. Она постоянно развивается, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени. Современная финансовая система становится глобальной, т.к. финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны друг с другом через всеобъемлющую м/н телекоммуникационную сеть и систему контрактов, дающих бесперебойное движение капитала и финансовых потjков.

Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2) совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3) система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджетная система страны охватывает федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Федеральный бюджет РФ выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием РФ как Закон на каждый финансовый год. В бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах главными являются расходы на социальные цели.
Государственные внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширение диапазона социальных услуг населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд РФ, средства которого формируются за счет единого социального налога (взноса), дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций (вложений капитала) Фонда. Фонды страхования приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанна с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.
Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны.

Финансы субъектов хозяйствования взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами (при уплате налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды; при получении организациями бюджетных средств).

В эк теории статистики заруб стран для хар-ки конечных результатов годового производства исп показатели исчисл на основе снс. Основу этой сист сост сводные счета ВВП капиталовлож дох и расх гос учреждений домохоз-в внешнеэк операций. Группировка экономики по секторам центральная в стат модели рыночной эк-ки. Она осущ с целью изучения потоков доходов и расх изм активов и пассивов институциональной единице.

По Европ системе интегриров эк счетов, адаптированных к условиям РФ движ ден ср-в осущ по секторам и подсекторам эк-ки. Публ финансы соотв сектору –органы гос управления. Он включ все институциональные единицы связ с оказанием нерын услуг для коллективного потр и распределения нац богатства. Осн ресурсы поступают прямо или косвенно из обязательных платежей. Финансы хоз субъектов по снс: 1- нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия – производят тов и осущ нефинансовые рыночные услуги. 2- фин учреждения (центр банковские учреждения, др фин учреждения –заняты безналичными расчетами депозитные и кредитные банки, др кредитные учреждения – сберегат банки, продажа и покупка тов в рассрочку, строительные общ-ва) 3-страховые предприятия – переводят инд риск в коллективный путёмсозд резервов. 4- частные коммерческие общ организации – обсл д\х. 5- дх – население как потребитель услуг, дох явл з\п трансферты, доходы от собственности. предпринимательская деят-ть кот невозможно отделить от дом хозяйства ни с экон, ни с юр т.зр., основные их ресурсы – выручка от продажи продукции. Такая структура Ф позволяет представить и проследить движение ден потоков и фин ресурсов в условиях рыночной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: