Равновесие на кредитном рынке

Равновесие спроса и предложения кредита формирует равновесную ставку % (i 0)

 
  KD
KS
i
i 0
 
K
Рис. 2.3.Равновесие на рынке кредита
KD

А)Эффект ликвидности

Б) Эффект дохода.

В) Эффект Фишера (инфляционных ожиданий).

Г) Эффект вытеснения

На величину процентной ставки влияют такие факторы:

1) Учетная ставка НБУ – это базисная ставка рефинансирования, которая применяется при кредитовании коммерческих банков. Последние устанавливают процентную ставку по кредитным операциям, как правило, выше учетной ставки. Однако это не является обязательной нормой. Если банк имеет дешевые ресурсы, он может установить более низкие проценты по своим кредитам.

2) Уровень инфляции должен обязательно учитываться при установлении учетной ставки НБУ, так и процентные ставки по кредитам коммерческих банков, т.к. иначе банки будут нести убытки в связи с обесцениванием денег. Дешевые деньги (в сравнении с другими видами ресурсов) стимулируют ажиотажный спрос на кредиты, создают условия для злоупотребления в банковской сфере и разбалансирование экономики.

3) Срок кредита – уровень процентной ставки пребывает в непосредственной зависимости от срока кредита: чем больше срок, тем выше процентная ставка. Такая зависимость обусловлена двумя факторами:

* во-первых, по значительным срокам кредита более высок риск потери от невозвращения кредита и обесценивания средств во время инфляции;

* во-вторых, вложения долгосрочного характера, как правило, приносят клиенту относительно выше отдачу.

3) Затраты по формированию ссудного капитала, которые непосредственно влияют на величину процентной ставки по кредитам. Эти затраты складываются из депозитного % и платы за кредит, который получен в другом банке. Чем дороже банку стоят ресурсы, тем выше норма ссудного %.

4) Размер кредита – обычно процент по большим кредитам должен быть ниже, чем мелких, поскольку затраты, связанные с кредитной услугой не пребывают в непосредственной связи от ее величины, а абсолютный доход банка по большим кредитам выше, чем по мелким.

5) Спрос на кредиты. Обычно увеличение спроса на кредиты вызывает увеличение процентных ставок по ним. Однако, в условиях конкуренции между кредитными институтами и борьбы за расширение рынков банки не могут злоупотреблять этим правилом. Они имеют возможность не повышать уровень процентных ставок при росте спроса на кредиты, чтобы привлечь большее количество клиентов и завоевать конкурентные преимущества.

6) Характер обеспечения – каждая из форм обеспечения возврата кредитов имеет свой уровень надежности. Банк должен оценивать качество соответствующей формы обеспечения и устанавливать процентную ставку с учетом этих данных. Чем выше качество залога, тем ниже может быть процентная ставка.

7) Затраты на оформление кредита и контроль непосредственно влияют на уровень процентной ставки. Чем выше эти затраты, тем выше норма ссудного %.

8) Ставки банков-конкурентов. Обычно они не очень отличаются, однако в отдельные периоды банк может проводить индивидуальную процентную политику.

9) Характер взаимоотношений между банком и заемщиком. Постоянному клиенту, которого банк хорошо знает и которому доверяет, который имеет срочный вклад или депозит с невысокой процентной ставкой, банк может установить скидку при определении величины %.

10) Норма прибыли от других активных операций. Если инвестиционные операции приносят относительно большой доход, чем ссудный, то банку следует пересмотреть свою процентную политику в сторону повышения уровня процентных ставок.

11) Необходимость получения прибыли от ссудных операций. Норма ссудного % должна быть выше депозитного %. Величина этой разницы (маржа) используется для покрытия банковских затрат и формирования прибыли.

Эффект ликвидности (Liquidity Effect) — деятельность ЦБ, направленная на увеличение резервов комм-их банков, приводит к тому, что КБ получают возможность увеличивать предложение кредита. В результате, линия предложения кредита сдвигается вправо при падении % ставки и увеличении объема кредита.

Эффект дохода (IncomeEffect) – спрос на кредит в большей степени зависит от увеличения реального дохода, чем предложение кредита. В связи с этим сдвиг вправо линии спроса на кредит будет большей величины, чем линии предложения кредита. Т.о. увеличение дохода сопровождается ростом % ставки при возрастании объема кредита.

Эффект Фишера (инфляционных ожиданий) – инфляционные ожидания влияют на спрос и предложение кредита разнонаправленно. Если линия спроса на кредит сдвигается вправо, то линия предложения кредита – влево на ту же величину. В результате объем кредитования не изменяется, а % ставка растет.

Эффект вытеснения — при осуществлении экспансивной фискальной политики (увеличение гос. закупок и снижение налогов) и неизменной монетарной политике (постоянное М – ден масса) возможно появление эффекта вытеснения. Проведение экспансивной фискальной политики приводит к сдвигу линии спроса на кредит вправо. Положение линии предложения кредита остается неизменным. Сдвиг линии спроса на кредит приводит к повышению % ставки. И хотя общий спрос на кредит (государственный и частный) возростает, но спрос на кредит частного сектора при возросшей ставке % снижается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: