Государственного управления. В научной литературе приводится множество не только самых разнообразных, часто не стыкующихся между собой принципов

В научной литературе приводится множество не только самых разнообразных, часто не стыкующихся между собой принципов, но и примеров их систематизации. Выделялись такие подсистемы принципов в государственном управлении, как политические (со­циально-политические) и организационные, организационно-по­литические, организационно-технические построения аппарата управления, организационно-технические деятельности аппарата управления; политические, экономические, организационно-пра­вовые, технические, общие сущностные, организационно-полити­ческие, видовые, частные функциональные и др.

Наиболее общепринятым являются следующие.

1.Первым основанием систематизации принципов государственного управления является выделение тех общих закономер­ностей, отношений и процессов, которые присущи всей системе го­сударственного управления, они обеспечивают прочность зависимостей государства и общества и создают что-то исходное, типичное для закономерностей, отношений и взаимосвязей различных групп ее элементов (подсистем). Это общесистемные принципы.

2. Второе основание систематизации связано с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвя­зи, которые организуют группы онтологических элементов госу­дарственного управления. Это структурные принципы.

К общесистемным принципам государственного управления относятся принципы, которые проистекают из зависимостей при­роды общества и государства и значимы для всего государственно­го управления. К ним отнесены: объективность, демократизм, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение власти, публичность.

1. Принцип объективности государственного управления являет­ся исходным и обусловливает необходимость следования во всех Управленческих процессах требованиям объективных закономерно­стей (естественно-природных и общественно-исторических) и реаль­ным возможностям общественных сил. Он выражает зависимость системы государственного управления от: а) характера, уровня раз­вития и закономерностей общества, прежде всего тех его компонентов, которые выступают управляемыми объектами; б) обществен­ных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени; в) наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению в управление; г) внутренних закономерностей функцио­нирования и развития управления как определенного системного общественного явления.

2. Принцип демократизма воспроизводит народовлас­тие в государственном управлении. Это - сложный и многогран­ный принцип, требующий прежде всего установления глубоких и постоянных взаимозависимостей между обществом и государ­ством, между всеми компонентами общества и необходимыми им компонентами системы государственного управления. Он предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедея­тельности людей (своих граждан) всех элементов государственного управления (политики, целей, функций, структуры, процесса, ре­зультатов управления и т.д).

3. Принцип правовой упоря­доченности государственного управления объективно обусловливает необходимость законо­дательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управле­ния. Причем не просто решения данных вопросов в законах или иных нормативных правовых актах, а именно в правовых законах (здесь нет тавтологии), содержащих в себе идеи справедливости, гуманности, сотрудничества, обеспечения прав, свобод и обязан­ностей людей.

4. Принцип законности государ­ственного управления. Если правовая упорядочен­ность государственного управления служит важным условием и фактором его рациональности, действенности и эффективности, то она может быть практически осуществлена лишь при установле­нии в государственном управлении ясного в понимании и последо­вательного в реализации режима повсеместного и полного исполне­ния законов и нормативных правовых актов. Принцип законности влечет за собой ряд методологических и практических положений: во-первых, он предполагает, что функ­ционирование и развитие государственного управления имеют прочные правовые основания, определяются законом и состоят в его практической реализации; во-вторых, принцип законности обусловливает актуальность своевременного и правильного право­вого регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной влас­ти и местного самоуправления; в-третьих, он требует четкого по­рядка их нормативной деятельности, особенно принятия и испол­нения правовых актов, и в-четвертых, служит основой для форми­рования и поддержания сознательной дисциплины в деятельности государственных служащих.

5. Принцип разделения власти в государственном управлении Демократическая, правовая организация государственной влас­ти и государственного управления объективно возможна тогда, когда процессы формирования и закрепления всеобщей воли (соот­ветственно потребностей, интересов и целей) в законах, исполне­ния законов и непосредственного управления, контроля за закона­ми и разрешения конфликтов при их применении разделены, раз­граничены и скоординированы посредством сдержек и противовесов.

6. Принцип федерализма государственного управления. Федера­тивное устройство государства призвано отражать всю многогран­ность территориальной, социальной и национальной организации жизнедеятельности общества, дифференцировать и конкретизиро­вать возможности власти применительно региональной и локаль­ной специфике объективных условий и субъективного фактора, приближать власть и управление к человеку и окружающим его проблемам и позволяет прово­дить децентрализацию и деконцентрацию государственного управ­ления, развивать и укреплять местное самоуправление, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан.

7. Принцип публичности государственного управления. Он тоже воспроизводит демократическую, правовую (если таковая имеется) государственность и обеспечивает связь государственного управле­ния с обществом, гражданами и включает в себя: а) доступность государственного Управления для граждан, что связано с их правом выбора состава соответствующих органов и участия в их деятельности; б) откры­тость (она более емкая, чем гласность) функционирования органов государственной власти и местного самоуправления; в) обществен­ный контроль, в том числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими процессами; г) судеб­ный контроль за соблюдением в процессах государственного управ­ления конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.

К структурным принципам относятся следующие.

I. Структурно-целевые принципы государственного управления, отражающие закономерности, отношения и взаимосвязи рацио­нального построения целей государственного управления), включают в себя принципы:

1) согласованности целей государственного управления по основ­ным параметрам, их непротиворечивость друг другу;

2) взаимодополняемости целей, при которой одна цель способ­ствует другой и ее усиливает;

3) подчинения частных, локальных целей общим (стратегиче­ским) - иерархию целей в древе целей государственного управле­ния;

4) превращения результатов реализации одних целей в источник других - последовательность в движении по достижению всей со­вокупности целей, представленных в древе целей государствен­ного управления;

5) распределенности целей по функциям государственного управ­ления и управленческим функциям государственных органов - обеспечение перехода древа целей государственного управления в функциональную структуру государственного управления.

В числе структурно-функциональных принципов государствен­ного управления, характеризующих закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государ­ственного управления, можно назвать следующие принципы:

1) дифференциации и фиксирования функций путем издания пра­вовых норм - закрепления управленческих функций в компетен­ции органов государственной власти и местного самоуправления;

2) совместимости, предполагающий совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках компетенции одного ор­гана, а также совместимость управленческих функций этого орга­на с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государ­ственного управления;

3) концентрации, обусловливающий необходимость предостав­ления определенному органу таких управленческих функций о соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государственно-управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управляемые объекты;

4) комбинирования, направленный на то, чтобы определенная со­вокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма;

5) достаточного разнообразия, требующий, чтобы управленче­ские функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной компонент системы управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего;

6) соответствия управляющих воздействий реальным потреб­ностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов.

II. Cтруктурно-организационные принципы государственно­го управления, связанных с закономерностями, отношениями и взаимосвязями построения организационной структуры государ­ственного управления. Среди них выделяются такие принципы, как:

1) единства системы государственной власти, обеспечиваю­щий целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;

2) территориально-отраслевой, обусловливающий зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;

3) многообразия организационных связей, раскрывающих реаль­ные вертикальные и горизонтальные организационные взаимодей­ствия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;

4) сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванный спе­цификой организационного строения и порядка деятельности от­дельных органов государственной власти и местного самоуправле­ния;

5) линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержа­ние подчиненности и управленческого взаимодействия в организа­ционной структуре государственного управления.

III. Структурно-процессуальные принципы, дающие представле­ние об основных (определяющих) закономерностях, отношениях, взаимосвязях рационального и эффективного ведения управлен­ческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и имеющим широкое применение. К ним относятся принципы:

1) соответствия элементов (методов, форм и стадий) управлен­ческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления их функциям и организации;

2) конкретизации управленческой деятельности и личной ответ­ственности за ее результаты;

3) стимулирования рациональной и эффективной управленче­ской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: