Основной целью конъюнктурных исследований является разработка прогнозов для корректировки текущих планов производства и реализации товаров, а также подготовка предложений, направленных на предотвращение возможных негативных явлений на рынке.
Задачи исследования:
1. В определенный промежуток времени отобрать из источников информации конкретные и самые последние сведения по всему рынку, а именно выявить всех конкурентов, изучить ассортимент выпускаемой продукции, изучить политику ценообразования, определить круг лиц, для которых ваша фирма будет выпускать продукцию, и другие показатели.
2. Систематизировать эти показатели.
3. Установить силу и масштабы воздействия соответствующих конъюнктурообразующих факторов, их взаимосвязь и взаимообусловленность и направленность действия.
4. Выявить активность взаимодействия этих факторов в ближайшей перспективе для разработки прогноза.
Методика изучения и прогнозирования конъюнктуры рынка включает несколько последовательных этапов.
Первый этап – текущее наблюдение за конъюнктурой. Получение информации о состоянии, тенденциях и перспективах развития конъюнктуры является необходимым условием успешного проведения конъюнктурного исследования.
Сбор информации - важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников, а именно: общую, коммерческую и специальную.
На этом этапе выделяют 3 уровня:
1. наблюдение за конъюнктурой рынка страны
2. наблюдение за конъюнктурой рынка конкретного товара
3. наблюдение за конъюнктурой отдельного элемента товарного рынка
Второй этап – анализ конъюнктуры. Этот этап включает:
• формирование временных рядов по каждому из отобранных показателей, который описывает последовательность изменения показателя в прошлые и настоящий периоды;
• определение степени и направления воздействия каждого фактора в отдельности на основе применения методов экспертных оценок;
• рассмотрение в совокупности и взаимосвязи всех отобранных факторов и установление места и роли каждого из них в формировании конъюнктуры.
Третий этап – прогнозирование развития конъюнктуры. Этот этап является заключительным и самым сложным при изучении конъюнктуры.
Прогноз представляет собой научно обоснованное суждение о возможных вариантах состояния объекта в будущем (прогнозируемом) периоде. Выделяют краткосрочный и долгосрочный прогноз.
Долгосрочный прогноз оказывается не всегда точным и оправданным; он необходим в основном при определении стратегии развития фирмы. Краткосрочный конъюнктурный прогноз является более точным, и на его базе можно строить тактику рыночного поведения фирмы. Краткосрочными прогнозами рынка постоянно пользуются все без исключения фирмы.
Знание конъюнктуры позволяет продавать и покупать товары по наиболее выгодным ценам, рационально маневрировать имеющимися ресурсами, оперативно расширять или сокращать выпуск товаров в соответствии с ожидаемой обстановкой на рынке.