Емкость туристического рынка — фактический объем туристических услуг и товаров, которые были объектами купли-продажи на рынке в течение определенного времени. Измеряется в натуральных или стоимостных показателях. Туристические фирмы должны оценивать объем реализованных путешествий как в региональном разрезе (весь мир, страна, регион, поселения), так и на товарном уровне (весь рынок, классы, формы, виды туризма и т.п.).
Сопоставление емкости рынка и объема спроса дает возможность определить степень насыщенности и уровень сформированности рынка. Разница между емкостью рынка и объемом спроса показывает определенную маркетинговую чувствительность потребительского поведения покупателей туристических услуг и товаров. В связи с этим можно говорить о двух типах сформированности рынка: развивающийся и стабильный.
Емкость рынка, которая соответствует предполагаемым затратам на маркетинг, называется прогнозом рынка. Иначе говоря, этот прогноз характеризует ожидаемую емкость рынка, которая сформируется в результате маркетинговых усилий в конкретных условиях. Предельное количество путешествий, которое может быть реализовано при максимальных затратах на маркетинг, ограничивается объемом туристического спроса.
|
|
Доля рынка как один из экономических рыночных показателей
Доля рынка характеризует положение компании на рынке относительно конкурентов. Количественный показатель доли рынка определяется процентным соотношением показателей объема продаж, к общему объему продажи товаров той же категории на рынке.
В ситуации, когда объем продаж на рынке в целом неизвестен, доля определяется относительно продаж ряда ближайших конкурентов или относительно лидера рынка, т.е. ведущего конкурента.
Доля рынка может определяться двумя способами:
1. Доля рынка в натуральном выражении (в штучном выражении) — количество единиц товара, проданного конкретной компанией в процентном соотношении к общему объему продаж на рынке, выраженное в тех же единицах.
Доля рынка по штучным продажам (%) = Штучные продажи (количество):Объем штучных продаж по всему рынку (количество)
2. Доля рынка в стоимостном выражении (в объемах продаж). Отличие от доли штучных продаж на рынке в том, что она отражает цены, по которым продаются товары.
Доля рынка по объемам продаж (%) = Объем продаж (руб):Общий объем продаж на рынке