Прогнозирование развития рынка. Определение спроса и предложения

Определение спроса и предложения

Исследование рынка

Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворять запросы всех покупателей. Нужно стремится к производству товара, который бы полно удовлетворял нужды и потребности существующих и потенциальных покупателей. Необходимо определить насколько товары фирмы отличаются по свойствам и качеству от товаров конкурентов, выявить недостатки и достоинства товара, определить отношение к нему отдельных групп покупателей, выявить возможные изменения требований рынка к товару в будущем. На выяснение этих вопросов направлено исследование рынка. Оно должно помочь фирме создать такой товар, который позволил бы расширить спрос и увеличить емкость рынка.

Рассматривая проблемы изучения рынка, следует выявить факторы, определяющие состояние рынка и установить их взаимосвязь.

Основным фактором, определяющим спрос на товары, является производство. Оно формирует спрос, определяет его характер и структуру.

Спрос также характеризуется денежными доходами населения и их распределением. Основными источниками доходов населения являются: заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, личные подсобные хозяйства. Направление денежных расходов населения зависит от доходов, от уровня и соотношения цен на товары

Кроме этих основных факторов, на спрос влияют:

- изменение потребительского контингента;

- бытовые условия жизни;

- традиции и обычаи;

- эстетические требования и вкусы;

- климатические условия жизни;

- степень обеспеченности за счет личных хозяйств;

- уровень обеспеченности товарами;

- мода.

Таким образом, при наличии определенных доходов населения образуется соответствующий общий спрос, структуру которого определяют потребности. Важное значение имеют также предложение товаров и их цена.

Результаты изучения рынка должны быть использованы при построении планов разработки и производства продукции. Выделяют долго-, средне- и краткосрочные прогнозы развития и изучения рынка.

При разработке долгосрочного (более 7 лет) прогноза развития рынка определяют:

- основные тенденции изменения объема и структуры спроса на товары;

- факторы, обуславливающие изменение потребностей в изделиях;

- требования к ассортименту продукции с учетом развития потребностей;

- тенденции развития демографических и социальных факторов.

Результаты долгосрочного прогноза развития рынка конкретизируются при составлении среднесрочного прогноза. При этом прогнозе оценивается развитие потребления изделий и услуг в течение 2-7 лет.

Задачей среднесрочного прогноза развития рынка является проведение исследований по разработке новых перспективных изделий. Результаты этих исследований образуют основу для последующего анализа возможностей сбыта новых изделий и подготовки их поставок на рынок.

При этом учитываются краткосрочные прогнозы, которые выявляют отношение населения к изделиям и определяют основные объемы производства отдельных видов продукции.

Главной задачей оперативного изучения рынка является получение опережающей события информации и мнений о соответствии спроса и предложения. Это соответствие касается прежде всего ассортимента, качества и своевременной поставки продукции.

Сегментирование рынка

Продавец реализует массовый маркетинг, если товар приемлем для всех покупателей. Поэтому обеспечивается массовое производство товара, массовое распределение и продвижение.

Продавец реализует дифференцированный маркетинг, если рынку предлагается несколько товаров разного качества, с неодинаковым оформлением и т.д.

Продавец реализует целевой маркетинг, если товар предназначен для определенной группы покупателей.

Сегментирование рынка товаров обычно проводится по следующим принципам.

1. Географическому.

Рассматриваются группы покупателей с похожими потребительскими предпочтениями, определяющимися проживанием на данной территории.

2. Демографическому.

Покупатели разбиваются на группы с учетом пола, возраста, состава семьи.

3. Социально-экономическому.

Выделяются группы покупателей с учетом уровня доходов, принадлежности к общественному классу, профессии.

4. Национально-культурному.

Выделение групп покупателей с учетом национальности, образования.

5. Личностному.

Покупатели выделяются по образу жизни и типу личности.

6. Поведенческому.

Покупатели выделяются в зависимости от знаний, характера реакции на товар.

После проведения сегментации рынка и определения профиля каждого сегмента, необходимо оценить степень их привлекательности для фирмы. Для этого учитывается:

- емкость сегмента;

- возможности роста емкости сегмента;

- прогнозируемая прибыль;

- заинтересованность конкурентов в захвате выбранного сегмента;

- отношение покупателей сегмента к товарам конкурентов;

- наличие каналов распределения.

ЛЕКЦИЯ 5

ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА

Товарную политику можно представить следующим образом.

Классификация товаров

1. Потребительские товары.

Приобретаются покупателем для удовлетворения своих личных потребностей, домашнего использования. Выделяют товары длительного пользования (бытовая техника) и товары краткосрочного пользования (продукты).

2. Товары производственного назначения.

Используются в производстве других товаров, для хозяйственной деятельности предприятия. Выделяют:

- оборудование;

- сырье, материалы, готовые детали;

- полуфабрикаты;

- вспомогательное оборудование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: