Изменение длины тела

Квартал Месяцы жизни Прибавка в см
I 1-2-3 по 3 см ежемесячно (9 см за квартал)
II 4-5-6 по 2,5 см ежемесячно (7,5 см за квартал)
III 7-8-9 по 1,5 см ежемесячно (4,5 см за квартал)
IV 10-11-12 по 1 см ежемесячно (3 см за квартал)
  1-12 приблизительно 24 см

Закономерность увеличения окружности грудной клетки у доношенного ребенка:

В первом полугодии ежемесячно + 2 см, во втором полугодии ежемесячно + 0,5 см.

Закономерность увеличения окружности головы у доношенного ребенка:

В первом полугодии ежемесячно + 1,5 см, во втором полугодии ежемесячно + 0,5 см.

Оценка антропометрических показателей по центильным таблицам.

При оценке антропометрических показателей по центильным таблицам можно сделать

следующие заключения.

1. Уровень физического развития: устанавливается после того, как мы отнесем показатель к тому или иному коридору.

4 коридор – среднее значение показателя;

3,2,1 коридоры – показатель ниже среднего;

5,6,7 коридоры - показатель выше среднего;

3,4,5 коридоры - показатели, характерные для здоровых детей (норма).

2. Гармоничность (пропорциональность) развития определяется в результате попарного

сравнения коридоров массы тела, длины тела, окружности головы, окружности груди.

Физическое развитие будет оценено как гармоничное, если показатели относятся к одно-му коридору или значения коридоров отличаются на 1; развитие дисгармоничное, если значения коридоров отличаются на 2 и больше (резко дисгармоничное).

3. Соматический тип определяется по сумме тех значений коридоров, в которых находятся

показатели массы тела, длины тела, окружности груди:

микросоматический (или гипосоматический) тип – сумма меньше 10;

нормосоматический (или мезосоматический) тип – сумма 10-15;

макросоматический (или гиперсоматический) тип – сумма больше 15.

Пример заключения по физическому развитию ребенка: ФР среднее (выше среднего,ниже

среднего); гармоничное (дисгармоничное по…); нормосоматический тип.

*****

2. ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Показатели нервно-психического развития доношенных детей первого года жизни

Возраст Показатели нервно-психического развития
     
1 месяц Аз — зрительный Кратковременно фиксирует взгляд и следит за блестящим предметом
Ас — слуховой Вздрагивает при резком звуке и мигает
Эмоции Первая улыбка
До — движения общие Попытка держать голову, лежа на животе
2 месяца Аз — зрительный Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой
Ас — слуховой Прислушивается
Эмоции Улыбается в ответ на речь взрослого
До — движения общие Хорошо держит голову 1-2 минуты в вертикальном положении
3 месяца Аз — зрительный Фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении
Ас — слуховой Отчетливое слуховое сосредоточение
Эмоции В ответ на разговор появляется комплекс оживления
До — движения Хорошо удерживает голову, лежа на животе, есть упор ног
Др — движения руки Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью
Ра — активная речь Начинает гулить
4 месяца Аз — зрительный Узнает мать
Ас — слуховой Поворачивает голову на звук
Эмоции Громко смеется
До — движения Поворачивается со спины на живот
Др — движения руки Захватывает подвешенную игрушку
Ра — активная речь Длительно гулит
5 месяцев Аз — зрительный Отличает чужих от близких
Ас — слуховой Различает тон, с которым к нему обращаются
До — движения общие При поддержке стоит, не подгибая ног. Поворачивается со спины на живот
Др — движения руки Четко берет игрушку, которую держат над грудью ребенка
Ра — активная речь Продолжает долго гулить
6 месяцев До — движения Поворачивается с живота на спину, подползает
Др — движения руки Свободно берет игрушку из разных положений
Ра — активная речь Произносит «ма», «ба», (начало лепета)
Н — навыки, умения Снимает пищу губами с ложки
  До — движения Хорошо ползает
7 месяцев Др —движения руки Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую
Ра — активная речь Произносит слоги многократно (лепечет)
Рп — понимание речи На вопрос: «где» находит предмет, расположенный в определенном месте
Н — навыки, умения Пьет из чашки, которую держит взрослый
8 месяцев До — движения общие Самостоятельно садится, сидит и опускается, встает у опоры и ходит, держась за барьер
Др — движения руки Игрушками занимается долго
Ра — активная речь Громко повторно произносит различные слова
Рп — понимание По просьбе взрослого выполняет «ладушки», «до свиданья»
Н — навыки, умения Сам держит и ест корочку хлеба (сухарик)
9 месяцев До — движения Ходит при поддержке за обе руки
Др •— движения руки Действует с предметами по разному (катает, вынимает в зависимости от свойств)
Ра — активная речь Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете
Рп — понимание Знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает предмет из массы
Н — навыки, умения Умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками
10 месяцев До — движения Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее
Др — движения руки Открывает, закрывает (коробочку, матрешку), вкладывает один предмет в другой
Ра — активная речь Подражает разным слогам взрослого
Рп — понимание речи Знает название частей тела. Дает знакомый предмет по просьбе взрослого
Н — навыки, умения Пьет из чашки
11 месяцев До — движения Стоит самостоятельно без опоры
Др — движения руки Накладывает кубики, снимает и надевает кольца пирамиды
Ра — активная речь Произносит первые слова-обозначения «мама», «ав-ав», «кис-кис»
Рп — понимание Выполняет элементарные требования взрослого
Н — навыки, умения Пьет из чашки
  До — движения Ходит самостоятельно
12 месяцев Ра — активная речь Произносит 8-10 слов
Рп — понимание речи Выполняет элементарные требования взрослого. Увеличивается запас понимаемых слов
Н — навыки, умения Сам берет чашку и пьет
           

*****

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Комплексное наблюдение за ростом, психическим развитием и формированием здоровья ребёнка на первом году жизни проводится в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 г. № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребёнка в течение первого года жизни».

Патронажная медицинская сестра на первом году жизни посещает ребенка 23 - 28 раз, в том числе

на 1-ом месяце - в первые сутки, затем 2 раза в неделю;

на 2 - 3 месяце - по три посещения;

на 4 - 6 месяце - 2 раза в месяц;

во втором полугодии - 1 раз в месяц.

Ребенок на первом году жизни должен осматриваться также узкими специалистами:

в 1 месяц - ортопедом, неврологом;

к 3 месяцу - офтальмологом, хирургом, отоларингологом;

в 9 месяцев - стоматологом.

Эти же специалисты осматривают ребенка и в возрасте 1 год.

Лабораторные исследования проводятся на первом году жизни дважды:

в 3 месяца - общий анализ крови, анализ мочи;

в 1 год - общий анализ крови, анализ мочи, анализ кала на яйца гельминтов.

*****

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Комплексы массажа и гимнастики для детей первого года жизни

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов массажа и гимнастики с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка.

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3 мес.).

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Массаж ног (поглаживание).

3. Выкладывание на живот - упражнение рефлекторное.

4. Массаж спины (поглаживание).

5. Ползание - упражнение рефлекторное.

6. Массаж живота (поглаживание).

7. Массаж стоп (растирание).

8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).

9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку - упражнение рефлекторное.

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 мес.).

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Скрещивание рук на груди (упражнение пассивное).

3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).

4. Поворот со спины на живот вправо - упражнение пассивно-активное.

5. Массаж спины (поглаживание и разминание).

6. Положение «пловца» - упражнение рефлекторное.

7. Массаж живота (поглаживание и растирание).

8. Массаж стоп (растирание и похлопывание).

9. Упражнения для стоп (рефлекторные).

10. Сгибание и разгибание рук («бокс») - упражнение пассивное.

11. Вибрационный массаж грудной клетки.

12. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех упражнений - горизонтальное.

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 мес.).

1. Скрещивание рук на груди.

2. Массаж ног.

3. «Скользящие шаги» (имитация велосипедных движений) - упражнение пассивное.

4. Поворот со спины на живот вправо.

5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).

6. «Парение на животе» - упражнение рефлекторное.

7. Массаж живота.

8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны - упражнение активное.

9. Массаж стоп.

10. Упражнение для стоп.

11. «Бокс» (сгибание и разгибание рук).

12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно - упражнение пассивное.

13. «Парение» на спине - упражнение рефлекторное.

14. Вибрационный массаж грудной клетки.

15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех упражнений - горизонтальное.

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 мес.).

1. Скрещивание руг на груди, держась за кольца.

2. «Скользящие шаги» (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).

3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.

4. Массаж спины.

5. Ползание.

6. Массаж живота.

7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.

8. Круговые движения руками.

9. Поднятие выпрямленных ног - упражнение пассивное.

10. Напряженное выгибание - упражнение активное.

11. Поворот со спины на живот влево.

12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки – упражнение активное.

13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч - упражнение активное.

Исходное положение для всех упражнений - горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое в 8 мес. (овладением сидения без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Пятый комплекс (для детей от 10 мес. до 1 года 2 мес.).

1. «Бокс» (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами.

2. «Скользящие шаги».

3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.

4. Массаж спины.

5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.

6. Наклон туловища и выпрямление.

7. Массаж живота.

8. Поднятие выпрямленных ног до палочки.

9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой.

10. Напряженное выгибание.

11. Приседание при поддержке за руки с кольцами.

12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.

13. Круговые движения руками с кольцами.

Исходное положение для упражнений 3, 4, 7, 8, 9 - горизонтальное. Упражнения 11 и 12 выполняются по речевой инструкции.

Закаливание детей на первом году жизни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: