Методы отбора и оценки инновационных проектов

1. Критерии отбора

Чтобы убедить инвесторов в выгодности и надежности проекта, необходимо, прежде всего, разработать его бизнес-план. Этот план позволяет решить следующие задачи:

• определение ожидаемых после реализации проекта финансово- экономических показателей: объем продаж, валовая прибыль;

• формирование банка данных о будущих товарах, рынках сбыта, потребителях и конкурентах;

• подготовка рекламных материалов о направлениях развития организации, реализующей проект.

Ценность бизнес-плана состоит в том, что он дает возможность:

• обосновать претензии на получение финансовой поддержки;

• разработать рыночную стратегию;

• разработать политику управления проектом;

• определить основные цели развития;

• составить бюджет проекта.

Инновационный проект всегда является инвестиционным. Инвестиционно-инновационный проект (ИИП) характерен длительным привлечением больших средств, поэтому разработка бизнес-плана для такого проекта должна быть основана на общеизвестных принципах и легко проверяемых методиках, но по сравнению с классическими инвестиционными проектами у инновационного проекта имеются следующие принципиальные особенности:

1. При разработке бизнес-плана возникает сложная проблема выделения затрат из общего объема затрат в отрасли, которые связаны с реализацией инновационного проекта.

2. Возрастает число хозяйствующих субъектов, генерирующих и реализующих данную инновацию и связанных с определенной стадией проекта. Здесь возможно участие посреднических и внедренческих организаций.

3. Более высокая степень неопределенности результатов снижает достоверность стандартной финансовой экспертизы и обуславливает необходимость использования дополнительных критериев оценки.

Длительность решения многих проблем проекта, ввиду их сложности, требует создания надежных прогнозов и тщательного учета фактора времени во всех финансово-экономических расчетах.

Вовлечение в проект специалистов высокой квалификации, уникальных ресурсов требует тщательной подготовки отдельных стадий реализации каждого проекта.

6. Отсутствие заранее определенных будущих потребителей. Примерная структура бизнес-плана проекта, как правило, включает

следующие разделы:

- резюме - суть проекта, где освещается его новизна;

- подробное изложение конкретного содержания проекта;

- рынки сбыта и потенциальные потребители;

- будущая конкурентная среда для нового продукта;

- план производства продукта;

- план маркетинговых работ;

- организационный план;

7 - подробная оценка факторов риска и перечень страховых мероприятий;

- финансовый план;

- стратегия финансирования проекта.

Выделяют следующие критерии оценки проекта, которые можно разделить на несколько групп:
1. Критерии соответствия проекта стратегии компании:

• совместимость с целями и перспективными планами;

• согласованность проекта с представлениями, существующими у потребителя, о данной компании;

• соответствие степени риска, обычно допускаемого компаниями;

• достаточность потенциала проекта для изменения стратегии компании.

2. Рыночные критерии: соответствие существующим потребностям рынка:

• конкурентоспособность продукта;

• жизненный цикл продукта;

• ожидаемый объем продаж;

• цена;

• возможность экспорта;

• наличие или отсутствие каналов продвижения товара на рынок.

3. Научно-технические критерии:

• соответствие стратегии НИОКР данной компании;

• вероятность технического успеха;

• патентная защищенность;

• наличие потребных научно-технических ресурсов;

• возможность продажи лицензии.

4. Производственные критерии:

• соответствие имеющим производственным мощностям;

• наличие квалифицированного персонала;

• длительность производственного цикла;

• производственные издержки;

• потребность в дополнительном оборудовании.

5. Финансово-экономические критерии:

• стоимость этапа НИОКР;

• потребность инвестиций в производство:

• период возврата капиталовложений;

• чистый денежный поток;

• чистая текущая стоимость;

• чистая рентабельность активов;

• внутренняя норма прибыли.

Каким бы полным ни был перечень критериев, его применение еще не гарантирует правильного отбора проектов, поэтому дополнительно используются методы экспертных оценок и нормативные методы расчета финансово-экономических показателей.

Нормативные методы основаны на оценке вклада проекта в прибыльность компании и эффективность использования различных ресурсов. Точность расчета зависит от надежности исходных данных, а так как они чаще всего расплывчаты или частично отсутствуют, то нельзя обойтись без экспертных оценок, которые выполняются силами высококвалифицированных специалистов из различных организаций. Эксперты должны быть знатоками данного рынка и данной отрасли. Проект рассматривается экспертами по отдельным фазам его реализации: предынвестиционной фазы, инвестиционной фазы и эксплуатационной фазы. На предынвестиционной фазе учитываются специфические показатели проекта: огромная степень риска и неопределенность получения результатов (неопределенность касается и сроков реализации работ), большая длительность проекта, вероятность получения на промежуточных стадиях реализации проекта неожиданных коммерческих результатов в виде новых объектов промышленной собственности.

Перечисленные особенности приводят к тому, что вероятность успеха ИИП редко превышает 50%. Предварительная экспертиза проекта включает следующие элементы:

• техническая экспертиза,

• маркетинговая экспертиза,

• характеристики стадий исследования проекта,

• правовая экспертиза,

• экономическая экспертиза,

• оценка финансово-экономических показателей.

После анализа результатов предварительной экспертизы инвестор производит отбор предложений, после чего наступает стадия финансово- коммерческой экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: