1. Критерии отбора
Чтобы убедить инвесторов в выгодности и надежности проекта, необходимо, прежде всего, разработать его бизнес-план. Этот план позволяет решить следующие задачи:
• определение ожидаемых после реализации проекта финансово- экономических показателей: объем продаж, валовая прибыль;
• формирование банка данных о будущих товарах, рынках сбыта, потребителях и конкурентах;
• подготовка рекламных материалов о направлениях развития организации, реализующей проект.
Ценность бизнес-плана состоит в том, что он дает возможность:
• обосновать претензии на получение финансовой поддержки;
• разработать рыночную стратегию;
• разработать политику управления проектом;
• определить основные цели развития;
• составить бюджет проекта.
Инновационный проект всегда является инвестиционным. Инвестиционно-инновационный проект (ИИП) характерен длительным привлечением больших средств, поэтому разработка бизнес-плана для такого проекта должна быть основана на общеизвестных принципах и легко проверяемых методиках, но по сравнению с классическими инвестиционными проектами у инновационного проекта имеются следующие принципиальные особенности:
|
|
1. При разработке бизнес-плана возникает сложная проблема выделения затрат из общего объема затрат в отрасли, которые связаны с реализацией инновационного проекта.
2. Возрастает число хозяйствующих субъектов, генерирующих и реализующих данную инновацию и связанных с определенной стадией проекта. Здесь возможно участие посреднических и внедренческих организаций.
3. Более высокая степень неопределенности результатов снижает достоверность стандартной финансовой экспертизы и обуславливает необходимость использования дополнительных критериев оценки.
Длительность решения многих проблем проекта, ввиду их сложности, требует создания надежных прогнозов и тщательного учета фактора времени во всех финансово-экономических расчетах.
Вовлечение в проект специалистов высокой квалификации, уникальных ресурсов требует тщательной подготовки отдельных стадий реализации каждого проекта.
6. Отсутствие заранее определенных будущих потребителей. Примерная структура бизнес-плана проекта, как правило, включает
следующие разделы:
- резюме - суть проекта, где освещается его новизна;
- подробное изложение конкретного содержания проекта;
- рынки сбыта и потенциальные потребители;
- будущая конкурентная среда для нового продукта;
- план производства продукта;
- план маркетинговых работ;
- организационный план;
7 - подробная оценка факторов риска и перечень страховых мероприятий;
|
|
- финансовый план;
- стратегия финансирования проекта.
Выделяют следующие критерии оценки проекта, которые можно разделить на несколько групп:
1. Критерии соответствия проекта стратегии компании:
• совместимость с целями и перспективными планами;
• согласованность проекта с представлениями, существующими у потребителя, о данной компании;
• соответствие степени риска, обычно допускаемого компаниями;
• достаточность потенциала проекта для изменения стратегии компании.
2. Рыночные критерии: соответствие существующим потребностям рынка:
• конкурентоспособность продукта;
• жизненный цикл продукта;
• ожидаемый объем продаж;
• цена;
• возможность экспорта;
• наличие или отсутствие каналов продвижения товара на рынок.
3. Научно-технические критерии:
• соответствие стратегии НИОКР данной компании;
• вероятность технического успеха;
• патентная защищенность;
• наличие потребных научно-технических ресурсов;
• возможность продажи лицензии.
4. Производственные критерии:
• соответствие имеющим производственным мощностям;
• наличие квалифицированного персонала;
• длительность производственного цикла;
• производственные издержки;
• потребность в дополнительном оборудовании.
5. Финансово-экономические критерии:
• стоимость этапа НИОКР;
• потребность инвестиций в производство:
• период возврата капиталовложений;
• чистый денежный поток;
• чистая текущая стоимость;
• чистая рентабельность активов;
• внутренняя норма прибыли.
Каким бы полным ни был перечень критериев, его применение еще не гарантирует правильного отбора проектов, поэтому дополнительно используются методы экспертных оценок и нормативные методы расчета финансово-экономических показателей.
Нормативные методы основаны на оценке вклада проекта в прибыльность компании и эффективность использования различных ресурсов. Точность расчета зависит от надежности исходных данных, а так как они чаще всего расплывчаты или частично отсутствуют, то нельзя обойтись без экспертных оценок, которые выполняются силами высококвалифицированных специалистов из различных организаций. Эксперты должны быть знатоками данного рынка и данной отрасли. Проект рассматривается экспертами по отдельным фазам его реализации: предынвестиционной фазы, инвестиционной фазы и эксплуатационной фазы. На предынвестиционной фазе учитываются специфические показатели проекта: огромная степень риска и неопределенность получения результатов (неопределенность касается и сроков реализации работ), большая длительность проекта, вероятность получения на промежуточных стадиях реализации проекта неожиданных коммерческих результатов в виде новых объектов промышленной собственности.
Перечисленные особенности приводят к тому, что вероятность успеха ИИП редко превышает 50%. Предварительная экспертиза проекта включает следующие элементы:
• техническая экспертиза,
• маркетинговая экспертиза,
• характеристики стадий исследования проекта,
• правовая экспертиза,
• экономическая экспертиза,
• оценка финансово-экономических показателей.
После анализа результатов предварительной экспертизы инвестор производит отбор предложений, после чего наступает стадия финансово- коммерческой экспертизы.