Адресат

Фигура адресата изучена, вне всякого сомнения, значительно лучше. К настоящему времени уже достигнуто единство во взглядах на адресата как на одного из центральных компонентов в структуре коммуникативного акта.

1) без него акт коммуникации (обмена информацией) состояться не может;

2) адресат, как и адресант, участвует в структурировании речевой ситуации.

Точка зрения на адресата как на пассивного реагента, «потребителя» информации сегодня благополучно изжита. Роль адресата – роль активная, требующая от исполнителя прежде всего действий, как речевых, так и не речевых, как в ходе коммуникативного акта, так и за его пределами.

А если учесть, что опытный адресант готовит коммуникативный акт задолго до его инициации, то воздействие адресата на речевую ситуацию начинается вообще за ее пределами.

Типичные коммуникативные стратегии адресата, вступающего в коммуникацию (а так же возможные просчеты в этих стратегиях), можно определенным образом систематизировать – объединить в две большие группы в зависимости от того, проинформирован ли адресат о предстоящей коммуникации:

1) неожидаемые коммуникативные акты;

2) ожидаемые коммуникативные акты.

1) Неожидаемые коммуникативные акты. В случае такого рода коммуникации важно, прежде всего, помнить, что никто не имеет права принудить адресата к участию в нем. Адресат не связан с адресантом никакими обязательствами и вполне может решить, стоит ли ему вообще вступать в предлагаемую коммуникацию. Существует достаточно способов уклониться от нежелательного контакта (клише типа «я предпочел бы не говорить на эту тему» и подобного рода).

Добровольное участие в неожидаемой коммуникации – абсолютный закон речевого взаимодействия. Если бы участники общения действительно следовали ему, многих коммуникативных неудач можно было бы избежать. К сожалению, закон этот принимается во внимание крайне редко, и адресат, как правило, опоминается уже тогда, когда подобный коммуникативный акт зашел уже слишком далеко.

Достаточным основанием для неучастия в процессе речевого взаимодействия вполне может служить осознание адресатом собственной неподготовленности к коммуникативному акту. Хороший адресат постарается уклониться от речевого взаимодействия в том случае, если он чувствует себя неуверенно по отношению к предмету обсуждения.

3) Ожидаемые коммуникативные акты. В эту группу входят речевые ситуации, которые можно распределить на две подгруппы:

а) коммуникативные акты, предполагаемые адресатом;

б) коммуникативные акты, объявленные инициатором общения.

а) Речевые ситуации этого плана можно описать такой не слишком привлекательной, например, моделью: «теперь тебе попадет от начальства» (народный вариант – знает кошка, чье мясо съела). Т.е., можно с большой долей уверенности утверждать, что у адресата есть кое-какие предварительные представления о том, как будет развиваться общение и каких следствий (как приятных, так и неприятных) следует ждать. Это и есть сведения из области будущей речевой ситуации – представления о направлении и структуре предстоящей коммуникации.

б) Данная группа речевых ситуаций относится к разряду тех, уклониться от которых можно только «не явившись». Это коммуникативные акты с декларированным коммуникативным заданием (модель: «я хотел бы поговорить с вами о…»). В отношении этих речевых ситуаций существует одно очень хорошее правило: адресат имеет право знать содержание (а иногда и структуру) объявленного коммуникативного акта. Правило это диктуется не только требованиями этики (невежливо заставлять собеседника гадать), но и требованиями прагматики: стартовые возможности должны быть у собеседников одинаковые.

Процесс самого коммуникативного акта – передачи информации от адресанта к адресату – строится следующим образом. То, что делает говорящий, можно назвать синтезом речи по заданному смыслу. В соответствии с замыслом адресант синтезирует речь.

На глубинном уровне его сознания находится зона смысла – семантических представлений (СемП). Это ядра информации. Набор этих смыслов линейно не упорядочен. В нашем сознании они организованы в сложную многомерную структуру. Речь же на уровне реализации линейна: за каждым словом, которое соотнесено с явлением внеязыковой действительности (референтом), следует другое слово. Поэтому из многомерного пространства референтов необходимо выстроить линейную последовательность. Эту задачу решает синтаксический блок (синтаксические представления СинтП). Синтаксис - это линейная упорядоченность смысловых единиц. Здесь еще нет членения на слова, не заданны грамматические правила. Это задача следующего блока – морфологического, основанного на морфологических представлениях (МорфП), т.е. грамматики, которая линейные единицы членит на словоформы. На самом поверхностном уровне слова предстают на уровне звуков (произносятся) или букв (пишутся). Это фонетическое представление (ФонП) или графическое представление (ГрафП). Т.о, синтез речи – это переход от смысла к тексту, где под текстом понимается набор фонетических или графических единиц:

СемП → СинтП → МорфП → ФонП (ГрафП).

То, что осуществляет адресат (слушающий или читающий) – это анализ текста. Это та же последовательность, только разворачивающаяся в обратном порядке: слушающий воспринимает звуковую волну, мозг членит звуковую волну на осмысленные единицы (МорфП). Слова воспринимаются в речи как линейно упорядоченные, и в связи с этим возникает понимание (СинтП). Затем осуществляется переход в зону референтов (идей), которые линейно не упорядочены, не имеют четкой системы ассоциаций и индивидуальны в сознании каждого человека.

ФонП (ГрафП) → МорфП → СинтП → СемП.

Иными словами, задача адресата – приспособив предоставляемые в его распоряжение слова к миру, вернуться к тому же самому референту (набору референтов), который спровоцировал адресанта на коммуникативный акт.

В таком виде описанный процесс есть лишь идеальный образ коммуникации. Необходимо учитывать, что коммуниканты не столько обмениваются информацией (референтами), сколько «референтами + Я». Причем «Я» является категорией переменной, что сильно влияет на итог речевого взаимодействия.

Поэтому рассчитывать на то, что адресат действительно будет способен пройти тот же самый путь, какой пройден адресантом, совершенно нереально. Адресат, разумеется, попадает в другую точку пространства. Важно только, чтобы эта «точка» находилась, по крайней мере, неподалеку от той области, где стартовал адресант. В этом случае взаимодействие между партнерами по общению возможно осуществить.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: