1. Понятие и виды маркетинговой информации.
2. Процесс маркетинговых исследований.
3. Виды маркетинговых исследований.
1. Понятие и виды маркетинговой информации.
Для уменьшения степени неопределенности и риска предприятие должно располагать надежной, объемной и своевременной информацией. Получениеже последней обеспечивается проведением маркетинговых исследований.
Определение маркетинговой проблемы – наиболее важный, наиболее творческий, наиболее формализуемый этап маркетинговой деятельности.
Различают два типа маркетинговых проблем:
1. Проблема, требующая решения (управленческая проблема).
2. Проблема, требующая исследования (проблема маркетингового исследования).
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Цели маркетинговых исследований могут носить следующий характер:
- разведочный, т. е. направленный на сбор предварительной информации, которая позволит более точно определить проблему и проверить гипотезу;
- описательный, т. е. направленный на обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей.
Задачи маркетинговых исследований:
- оценка рыночного потенциала предприятия;
- анализ доли рынка;
- изучение характеристик рынка;
- анализ продаж;
- изучение тенденция деловой активности;
- нахождение потенциальных потребителей, оценка их потребностей, существующего и будущего спроса;
- текущие наблюдения за целевым рынком;
- прогнозирование долговременных тенденций развития рынка,
- изучение деятельности конкурентов;
- анализ степени удовлетворенности потребителей предлагаемыми услугами.
Вторичная информация представляет собой данные, получаемые из бухгалтерской и статистической отчетности, специальных публикаций, справочников, систематизирующих и аналитических обобщений. Источники вторичной информации подразделяются на внутренние (по отношению к предприятию) и внешние.
Первичная информация формируется непосредственно в процессе проведения исследований.
Маркетинговая информация
Первичная: качественная и количественная Вторичная
Наблюдения Опросы Анкетирование Эксперименты Внешняя Внутренняя
2. Процесс маркетинговых исследований.
ЭТАПЫ
1. Определение целей и задач исследования.
2. Отбор источников информации.
3. Сбор информации.
4. Анализ информации.
5. Представление результатов исследования.
Система сбора первичной информации предусматривает проведение специальных маркетинговых исследований. Цель - получение дополнительных данных, связанных с решением конкретных маркетинговых задач.
Основными методами сбора первичных маркетинговых данных являются:
- опрос;
- наблюдение;
- эксперимент;
- имитационное моделирование.
3. ВИДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Исследование рынка. Цель – получение данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия. Объект – процессы развития рынка, исследуются структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, состояние конкуренции, возможности и риски. Основной результат – прогнозы развития рынка, выявление ключевых факторов успеха, определяется наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке, возможности выхода на новые рынки; осуществляется сегментация рынка, т. е. выбор целевых рынков и рыночных нищ.
2. Изучение потребителей. Цель – определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, пол, образование). Объекты – индивидуальные потребители, семьи, потребители-организации. Изучается структура потребителя, обеспеченность товаров, тенденции покупательного спроса, анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей. Результат – разработка типологии потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса, разработка путей предоставления выбора потребителей.
3. Изучение конкурентов. Цель – получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, нахождение возможностей сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. Для этого анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучается занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов; материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов; изучается организация управления деятельностью. Объект – конкуренты. Результат – выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов (лидерство, следование за лидером, избежание конкуренции), определение активных и пассивных стратегий обеспечения ими ценового преимущества, или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.
4. Исследование каналов продвижения продукции. Цель – получение сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках. Объекты – каналы распределения, посредники и другие организации (транспортно-экспедиторские, рекламные, страховые, юридические, финансовые, консультационные и др.), создающие в совокупности маркетинговую инфраструктуру рынка. Результат – выбор наиболее эффективной посреднической организации и других предприятий, определяются возможности увеличения отбора продукции, разрабатываются критерии выбора эффективных каналов продвижения продукции.
5. Исследование товаров. Цель – определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынке, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследование товаров помогают выяснить, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры изделия он ценит (дизайн, надежность, цену, сервис, функциональность). Объекты – потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса. Результат – разработка собственного ассортимента товаров в соответствии с требованиями покупателей, повысить их конкурентоспособность, найти идею и разработать новые товары, усовершенствовать товары, выработать фирменный стиль, определить способы патентной защиты.
6. Исследование цены. Цель – определение такого уровня и соотношения цен, который бы давал возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах. Объекты – затраты на разработку, производство и сбыт товаров, влияние конкуренции со стороны других предприятий и товаров-аналогов. Результат – выбор наиболее эффективного соотношения «затраты-цены» и «цена-прибыль».
7. Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы. Цель - выявить как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия. Объекты – поведение поставщиков, посредников; эффективность рекламы, контакты с покупателями. Результат – выбор политики PR, сформировать имидж, определить методы формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников.
8. Исследование внутренней среды предприятия. Цель – определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды. Объект – внутренняя среда предприятия. Результат – получение ответа на вопросы о том, что нужно сделать, чтобы деятельность предприятия была полностью адаптирована к динамично развивающимся факторам внешней среды.