double arrow

II. Правосознание

Соединение права и морали порождает правосознание. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, наряду, например, с моральным сознанием или сознанием политическим.

Правосознание представляет собой совокупность сложившихся взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их оценку, с точки зрения справедливости, существующей в обществе.

Проблему правосознания разрабатывали многие отечественные правоведы; интересны идеи И.А.Ильина, выдающегося русского юриста:

• все социальные бедствия (социальный, экономический, правовой и т.п.) есть «глубокий недуг» современного правосознания;

• правосознание наличествует у каждого человека;

• существует «естественное» правосознание как отражение «правового чувства», идущего от «единой и объективной правоты»;

• «положительное» правосознание, связанное со знанием и оценкой положительного законодательства, отражает правовой реализм.

И.А.Ильин выделяет основы «нормального», «здорового» правосознания, заключающегося в:

• знании права, законов страны, прав и обязанностей каждым гражданином (интеллектуальный элемент);

• признании волей, опытом человека того, что следует стремиться к цели права, что право дает «объективно лучший способ поведения» (волевой, деятельный элемент);

• создании правом в душе человека мотивов добровольной обязанности соблюдать нормы права (духовный элемент).

И.А.Ильин рассматривает аксиомы знания и констатирует, что правосознание есть воля к праву, воля к цели права и способность самозаконно мотивировать свои поступки сознанием этой цели. Высказанные идеи являются определяющими и для современного понимания правосознания.

В структуре правосознания выделяют:

Правовую идеологию - теоретически, концептуально оформленную, представленную в систематизированном виде, часть правосознания. Это правовые взгляды, основанные на науке, формируемые учеными. Это концептуальная часть правосознания, ее рациональный уровень.

Правовая идеология имеет важное самостоятельное значение, определяя принципиальные позиции правовой науки и практики, правовой системы той или иной страны.

Правовую психологию - определенные переживания, эмоции, чувства, привычки в которых отражается психическое отношение к праву, правовым институтам, как действующим так и желаемым. Эти переживания основаны на жизненном опыте, формируются социальной практикой. Это динамическая часть правосознания, ее эмоциональный уровень.

Правовая психология, отличаясь от правовой идеологии по содержанию представлений о праве, способу их функционирования, также важна при формировании и детализации правовых норм, их реализации на практике.

По субъектному составу правосознание подразделяют на:

• общественное (правовые воззрения общества в целом о роли права);

• индивидуальное (складывающиеся на основе общественного правосознания, представления отдельного человека о правовых требованиях);

• групповое (понятие права, выраженное в той или иной социальной группе).

По особенностям содержания, правосознание так же разбивается на:

• обыденное (фрагментарные, поверхностные представления о праве, возникающие у людей в быту);

• научное (концептуальные, логически стройные и обоснованные правовые идеи, авторитетные суждения о праве);

• профессиональное (правовые понятия, традиции, убеждения, вырабатывающиеся у юристов-практиков).

Последний вид правосознания особенно важен для всех аспектов правовой жизни.

Профессиональное правосознание - это специализированная форма правосознания, чье содержание составляют правовые взгляды, идеи, представления, ценностные ориентации, формирующиеся в процессе профессиональной деятельности юриста и регулирующие наряду с правом его поведение.

С понятием профессионального правосознания связан целый ряд категорий, имеющих хождение в научном обороте:

• ценностно-правовые ориентации - совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, законности, уважения к праву, солидарность с его требованиями и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам;

• правовая установка - особое психологическое состояние предрасположенности субъекта права к определенной правовой активности в той или иной правовой ситуации;

• чувство законности - особый социально-психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, выбор исключительно правомерных вариантов поведения, а также готовность следовать правовым предписаниям;

• правовой мотив - внутреннее побуждение к правомерным действиям, особая психологическая форма осознания людьми тех или иных правомерных потребностей и интересов.

Право Правосознание  
по определению  
право - это (с нормативистской точки зрения) правила должного поведения, утвержденные государством правосознание - форма общественного сознания, совокупность идей, чувств, отражающих отношение к праву  
в количественном смысле
существует одно национальное право, представленное положительным законодательством существует весьма значительное число видов правосознания, различающегося по разным основаниям
по механизму действия
право ориентировано на норму поведения, отличается строгостью (нетерпимость) правосознание знает о данном, но стремится к идеалу, поощряет терпимость (толерантное отношение)
по срокам действия
право вводится в действие в строго в определенное время, не может «заменить» правосознание правосознание «бессрочно» может предшествовать праву, опережать его, заменять право
по субъектному составу
в сфере частного права физические лица равноправны, в сфере публичного - нет в сфере правосознания все равны, каждый имеет право на любое мнение
по способам регулирования
регулирует отношения с помощью разрешения, запрета, предписания диапазон способов и оценок значительно более широкий
по юридическим свойствам и взаимовлиянию
в отличие от правосознания - право формально, фиктивно, связано с государством, влияет на правосознание в известной мере не повторяет механически свойств права (не может быть формальным, фиктивным и т.п.) влияние на право, его эффективность исключительно велика
по функциям
право отличается четкостью функций, их определенностью у правосознания более широкие и «размытые» функции
       

IV. Если в дополнение к отмеченным И.А.Ильиным элементам правосознания: интеллектуальному, волевому и духовному добавить поведенческий элемент, то можно получить такое понятие как правовая культура - знание, понимание, убеждение и следование праву. Правовая культура составляет ту сторону общей культуры, которая связана с теоретической и практической деятельностью в области права, государства, политики, власти.

Понятие «правовая культура» во многом сходно с понятием «правосознание», имеет общие корни, происхождение, подобную структуру и функционирование, виды - индивидуальную, групповую и общесоциальную, уровни - низкий - обыденный и высокий -творческий. Правосознание и правовая культура в отличие от права, не содержат принуждения, наказания, но могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия (например, эффективное развитие или наоборот, потерю перспективы и т.п.).

Вместе с тем, существуют и отличия:

Правосознание Правовая культура
по объему
более узкое понятие более широкое понятие
по сфере бытия
существует во внутреннем сознании человека; представляет собой духовную ценность внешне объективирована в действиях человека; может быть материализована, например, в безупречном законодательстве
по своей «полярности»
случается искривленное, деформированное правосознание существует только с положительным знаком, только позитивная
по динамике изменений
более быстрые изменения, опасность «отрицательных значений» - перерождения правосознания медленный, плавный рост или снижение до низких «отметок» (не до нуля)

Некоторые наиболее важные средства повышения правовой культуры:

• правовое воспитание целенаправленное и систематическое воздействие на духовное развитие личности с целью формирования у нее позитивного правосознания и готовности к законопослушному поведению;

• правовое образование - процесс и результат усвоения систематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоретической и практической деятельности в сфере права;

• правовая агитация (agitatio) - воздействие на сознание и настроение людей в сторону законопослушного, правомерного поведения (agitatio virtutum);

• правовая пропаганда - распространение в обществе правовых идей с целью формирования правового мировозрения, повышения правовой активности людей с помощью средств массовой информации.

Успех такого рода деятельности можно констатировать, если в обществе inter alia наличествует:

• правовой менталитет - устойчивое мировоззрение личности, социальной группы, общества в целом в отношении права;

• правовая сплоченность - высокая степень духовной и социально-психологической организованности и единства, проявляющаяся в правовой сфере жизни;

• правовая активность — развитая способность субъектов правового общения воспринять право, взаимодействовать друг с другом на основе права для достижения тех или иных правомерных целей;

• правовая потребность - побудительный мотив, источник правовой активности, внутреннее состояние личности, основанное на уверенности в высокой социальной ценности права, закона и необходимости использовать исключительно правовые средства.

У. Деформация (перерождение) правосознания; ее причины:

• правосознание испытывает влияние правовой среды;

• нет эталонного правосознания, по которому пристало судить об искажении существующего правосознания;

• в твердом теле деформации проявляется в изменении расположения отдельных его точек, в юриспруденции деформацию правосознания можно констатировать по изменению социальной ценности права (см. тему 5).

Классификация правосознания по аксиологическим (оценочным) критериям весьма обширна. Ее крайними позициями являются:

• правовой нигилизм - (от лат. nihil - ничто) правосознание, построенное на тотальном отрицании, какой бы то ни было социальной ценности права и его способности быть сколько-нибудь приемлемым средством регулирования общественных отношений;

• правовой фетишизм (от франц. fetiche - идол, талисман) -правосознание, расценивающее право как предмет слепого поклонения, приписывающее закону, праву магическое всесилие.

Все остальные виды деформированного правосознания: правовой идеализм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой конформизм, правовой цинизм и т.п. располагаются внутри указанного диапазона.

Наиболее опасная деформация - правовой нигилизм, ведущий к правовой анархии, правовому беспределу. В литературе высказываются различные точки зрения на причины и способы его «лечения»; наиболее основательным представляется совет И.А.Ильина:

«Россию спасет патриотическое объединение русских людей и народностей на основе веры в Бога, верности, чести, служения и жертвенности, при постоянном привлечении творчески сильных и идейно талантливых людей снизу».

Профессиональному правосознанию юриста угрожает стереотипизация - устойчивое, стандартизированное отношение юриста

• практика к тем или иным правовым явлениям, субъектам права, сформировавшееся под влиянием накопленного опыта и сложившихся условий (обвинительный уклон, презумпция собственной непогрешимости, ориентация на ужесточение наказаний, стереотип секретности и закрытости и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: