Соединение права и морали порождает правосознание. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, наряду, например, с моральным сознанием или сознанием политическим.
Правосознание представляет собой совокупность сложившихся взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их оценку, с точки зрения справедливости, существующей в обществе.
Проблему правосознания разрабатывали многие отечественные правоведы; интересны идеи И.А.Ильина, выдающегося русского юриста:
• все социальные бедствия (социальный, экономический, правовой и т.п.) есть «глубокий недуг» современного правосознания;
• правосознание наличествует у каждого человека;
• существует «естественное» правосознание как отражение «правового чувства», идущего от «единой и объективной правоты»;
• «положительное» правосознание, связанное со знанием и оценкой положительного законодательства, отражает правовой реализм.
И.А.Ильин выделяет основы «нормального», «здорового» правосознания, заключающегося в:
|
|
• знании права, законов страны, прав и обязанностей каждым гражданином (интеллектуальный элемент);
• признании волей, опытом человека того, что следует стремиться к цели права, что право дает «объективно лучший способ поведения» (волевой, деятельный элемент);
• создании правом в душе человека мотивов добровольной обязанности соблюдать нормы права (духовный элемент).
И.А.Ильин рассматривает аксиомы знания и констатирует, что правосознание есть воля к праву, воля к цели права и способность самозаконно мотивировать свои поступки сознанием этой цели. Высказанные идеи являются определяющими и для современного понимания правосознания.
В структуре правосознания выделяют:
Правовую идеологию - теоретически, концептуально оформленную, представленную в систематизированном виде, часть правосознания. Это правовые взгляды, основанные на науке, формируемые учеными. Это концептуальная часть правосознания, ее рациональный уровень.
Правовая идеология имеет важное самостоятельное значение, определяя принципиальные позиции правовой науки и практики, правовой системы той или иной страны.
Правовую психологию - определенные переживания, эмоции, чувства, привычки в которых отражается психическое отношение к праву, правовым институтам, как действующим так и желаемым. Эти переживания основаны на жизненном опыте, формируются социальной практикой. Это динамическая часть правосознания, ее эмоциональный уровень.
Правовая психология, отличаясь от правовой идеологии по содержанию представлений о праве, способу их функционирования, также важна при формировании и детализации правовых норм, их реализации на практике.
|
|
По субъектному составу правосознание подразделяют на:
• общественное (правовые воззрения общества в целом о роли права);
• индивидуальное (складывающиеся на основе общественного правосознания, представления отдельного человека о правовых требованиях);
• групповое (понятие права, выраженное в той или иной социальной группе).
По особенностям содержания, правосознание так же разбивается на:
• обыденное (фрагментарные, поверхностные представления о праве, возникающие у людей в быту);
• научное (концептуальные, логически стройные и обоснованные правовые идеи, авторитетные суждения о праве);
• профессиональное (правовые понятия, традиции, убеждения, вырабатывающиеся у юристов-практиков).
Последний вид правосознания особенно важен для всех аспектов правовой жизни.
Профессиональное правосознание - это специализированная форма правосознания, чье содержание составляют правовые взгляды, идеи, представления, ценностные ориентации, формирующиеся в процессе профессиональной деятельности юриста и регулирующие наряду с правом его поведение.
С понятием профессионального правосознания связан целый ряд категорий, имеющих хождение в научном обороте:
• ценностно-правовые ориентации - совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, законности, уважения к праву, солидарность с его требованиями и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам;
• правовая установка - особое психологическое состояние предрасположенности субъекта права к определенной правовой активности в той или иной правовой ситуации;
• чувство законности - особый социально-психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, выбор исключительно правомерных вариантов поведения, а также готовность следовать правовым предписаниям;
• правовой мотив - внутреннее побуждение к правомерным действиям, особая психологическая форма осознания людьми тех или иных правомерных потребностей и интересов.
Право | Правосознание | ||
по определению | |||
право - это (с нормативистской точки зрения) правила должного поведения, утвержденные государством | правосознание - форма общественного сознания, совокупность идей, чувств, отражающих отношение к праву | ||
в количественном смысле | |||
существует одно национальное право, представленное положительным законодательством | существует весьма значительное число видов правосознания, различающегося по разным основаниям | ||
по механизму действия | |||
право ориентировано на норму поведения, отличается строгостью (нетерпимость) | правосознание знает о данном, но стремится к идеалу, поощряет терпимость (толерантное отношение) | ||
по срокам действия | |||
право вводится в действие в строго в определенное время, не может «заменить» правосознание | правосознание «бессрочно» может предшествовать праву, опережать его, заменять право | ||
по субъектному составу | |||
в сфере частного права физические лица равноправны, в сфере публичного - нет | в сфере правосознания все равны, каждый имеет право на любое мнение | ||
по способам регулирования | |||
регулирует отношения с помощью разрешения, запрета, предписания | диапазон способов и оценок значительно более широкий | ||
по юридическим свойствам и взаимовлиянию | |||
в отличие от правосознания - право формально, фиктивно, связано с государством, влияет на правосознание в известной мере | не повторяет механически свойств права (не может быть формальным, фиктивным и т.п.) влияние на право, его эффективность исключительно велика | ||
по функциям | |||
право отличается четкостью функций, их определенностью | у правосознания более широкие и «размытые» функции | ||
IV. Если в дополнение к отмеченным И.А.Ильиным элементам правосознания: интеллектуальному, волевому и духовному добавить поведенческий элемент, то можно получить такое понятие как правовая культура - знание, понимание, убеждение и следование праву. Правовая культура составляет ту сторону общей культуры, которая связана с теоретической и практической деятельностью в области права, государства, политики, власти.
|
|
Понятие «правовая культура» во многом сходно с понятием «правосознание», имеет общие корни, происхождение, подобную структуру и функционирование, виды - индивидуальную, групповую и общесоциальную, уровни - низкий - обыденный и высокий -творческий. Правосознание и правовая культура в отличие от права, не содержат принуждения, наказания, но могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия (например, эффективное развитие или наоборот, потерю перспективы и т.п.).
Вместе с тем, существуют и отличия:
Правосознание | Правовая культура |
по объему | |
более узкое понятие | более широкое понятие |
по сфере бытия | |
существует во внутреннем сознании человека; представляет собой духовную ценность | внешне объективирована в действиях человека; может быть материализована, например, в безупречном законодательстве |
по своей «полярности» | |
случается искривленное, деформированное правосознание | существует только с положительным знаком, только позитивная |
по динамике изменений | |
более быстрые изменения, опасность «отрицательных значений» - перерождения правосознания | медленный, плавный рост или снижение до низких «отметок» (не до нуля) |
Некоторые наиболее важные средства повышения правовой культуры:
• правовое воспитание целенаправленное и систематическое воздействие на духовное развитие личности с целью формирования у нее позитивного правосознания и готовности к законопослушному поведению;
|
|
• правовое образование - процесс и результат усвоения систематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоретической и практической деятельности в сфере права;
• правовая агитация (agitatio) - воздействие на сознание и настроение людей в сторону законопослушного, правомерного поведения (agitatio virtutum);
• правовая пропаганда - распространение в обществе правовых идей с целью формирования правового мировозрения, повышения правовой активности людей с помощью средств массовой информации.
Успех такого рода деятельности можно констатировать, если в обществе inter alia наличествует:
• правовой менталитет - устойчивое мировоззрение личности, социальной группы, общества в целом в отношении права;
• правовая сплоченность - высокая степень духовной и социально-психологической организованности и единства, проявляющаяся в правовой сфере жизни;
• правовая активность — развитая способность субъектов правового общения воспринять право, взаимодействовать друг с другом на основе права для достижения тех или иных правомерных целей;
• правовая потребность - побудительный мотив, источник правовой активности, внутреннее состояние личности, основанное на уверенности в высокой социальной ценности права, закона и необходимости использовать исключительно правовые средства.
У. Деформация (перерождение) правосознания; ее причины:
• правосознание испытывает влияние правовой среды;
• нет эталонного правосознания, по которому пристало судить об искажении существующего правосознания;
• в твердом теле деформации проявляется в изменении расположения отдельных его точек, в юриспруденции деформацию правосознания можно констатировать по изменению социальной ценности права (см. тему 5).
Классификация правосознания по аксиологическим (оценочным) критериям весьма обширна. Ее крайними позициями являются:
• правовой нигилизм - (от лат. nihil - ничто) правосознание, построенное на тотальном отрицании, какой бы то ни было социальной ценности права и его способности быть сколько-нибудь приемлемым средством регулирования общественных отношений;
• правовой фетишизм (от франц. fetiche - идол, талисман) -правосознание, расценивающее право как предмет слепого поклонения, приписывающее закону, праву магическое всесилие.
Все остальные виды деформированного правосознания: правовой идеализм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой конформизм, правовой цинизм и т.п. располагаются внутри указанного диапазона.
Наиболее опасная деформация - правовой нигилизм, ведущий к правовой анархии, правовому беспределу. В литературе высказываются различные точки зрения на причины и способы его «лечения»; наиболее основательным представляется совет И.А.Ильина:
«Россию спасет патриотическое объединение русских людей и народностей на основе веры в Бога, верности, чести, служения и жертвенности, при постоянном привлечении творчески сильных и идейно талантливых людей снизу».
Профессиональному правосознанию юриста угрожает стереотипизация - устойчивое, стандартизированное отношение юриста
• практика к тем или иным правовым явлениям, субъектам права, сформировавшееся под влиянием накопленного опыта и сложившихся условий (обвинительный уклон, презумпция собственной непогрешимости, ориентация на ужесточение наказаний, стереотип секретности и закрытости и т.п.).