ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В АПК
Краткий курс лекций
Для студентов специальности 08.05.02 – «Экономика и управление на предприятии АПК»
ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА.
(2 часа)
1. Предмет и метод дисциплины.
2. Понятие информационно-консультационной службы. Ее цели, задачи и функции.
3. Стратегические основы и принципы формирования системы ИКС.
4. Структура и функции ИКС АПК.
5. Роль ИКС в преодолении кризисных явлений в АПК и освоении инноваций
Предмет и метод дисциплины.
Целью дисциплины является изучение рационального построения и ведения консультационной деятельности на с/х предприятиях различных организационно-правовых форм. Дисциплина тесно связана с общепрофессиональными дисциплинами: экономической теорией, аграрной политикой, информатикой, экономикой, организацией предпринимательской деятельности. Основной задачей курса является приобретение научно-практических навыков связи технологических, организационных и экономических навыков будущих специалистов хозяйства с информационными и коммуникационными технологиями и возможностью доведения полученных знаний до сельхозтоваропроизводителей и внедрения их в производство. Необходимость предлагаемого курса вызвана практически полным отсутствием теоретических исследований и практических разработок по вопросам формирования рынка консультационных продуктов.
|
|
Предметом изучения являются:
1. Организация ИКС
2. Закономерности и принципы построения ИКС
3. Основы организации инновационной деятельности
4. Научные методы обоснования и выбора форм и методов консультирования
5. Основы информационного бизнеса
6. Методика использования достижений науки и передового опыта и система внедрения их в производство
7. Организация деятельности информационно-консультационных центров
Методы, используемые при изучении дисциплины:
ü расчетно-консультативный
ü аналитический
ü монографический
ü анализа и синтеза
ü статистический
ü абстрактно-логический
ü экономическо-математический
ü сравнительный
Понятие информационно-консультационной службы. Ее цели, задачи и функции.
История развития консультативной службы в России и за рубежом имеет длительное развитие. В период ломки социалистического строя и установления рыночных отношений в сельском хозяйстве, в АПК практически утрачена единая и стройная система доведения до сельхозтоваропроизводителей информации о научно-технических достижениях и передовом опыте. Именно поэтому совмещение механизма распределения новых знаний и технологий остается одной из наиболее актуальных задач ИКС России.
|
|
В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночной экономике информационно-консультационная служба (ИКС) имеет более важное значение для России, чем для тех стран, которые существуют в рыночных условиях уже достаточно долго. В условиях этого переходного процесса перед сельскими товаропроизводителями стоят задачи, довольно отличные от тех, которые были в то время, когда предполагалось, что товаропроизводители должны лишь выполнять планы, доведенные им сверху. Теперь товаропроизводители должны научиться тому, как принимать огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие.
Суть информационно-консультационной деятельности состоит в оказании нематериальной помощи людям в решении проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно. ИКС, осуществляющие такого рода деятельность в сельском хозяйстве, являются частью системы получении и передачи сельскохозяйственных знаний и информации, необходимых для ведения эффективного производства.
В термин «сельскохозяйственная информационная консультативная или консультационная служба» многие специалисты вкладывают разный смысл. В самом узком смысле это структура, занимающаяся распространением информации, помогающей увеличить эффективность конкретных производственных процессов. В более широкой интерпретации, это организация, содействующая увеличению эффективности хозяйственной деятельности и тем самым – увеличению уровня доходов сельских товаропроизводителей. В общем смысле под информационно-консультативной службой понимается структура, обеспечивающая непрерывным обучением взрослую сельскую аудиторию, включающую товаропроизводителей, семьи, молодежь, местное сообщество, а также развитие сельского хозяйства или регионального сообщества
Минсельхозпрод России приступил к формированию общегосударственной системы ИКС в 1993г. Через год было создано уже 22 региональных центра. В 1997г. – их 26, в 1998г. – 33 и на сегодняшний момент – 53 ИКС. Большинство из них создано в структуре или при органах управления АПК. Часть ИКС организовывались как самостоятельные юридические лица, в т.ч. и при институтах повышения квалификации учебных заведений. Большинство из них функционируют на раздельных материально-технических базах с использованием различных источников информации, что частично обусловлено отсутствием правовой базы и общегосударственной координации формирования консультационных служб.
Минсельхоз разработал и реализовал систему информационного обеспечения ИКС через проект АРИС. При департаменте науки и технического процесса Минсельхоза функционирует Совет ИКС, группа реализации проекта «ИКС для сельских товаропроизводителей» и экспертный совет по информационными ресурсами.
Основные функции службы: научная, информационная, инновационная, образовательная, рекламная, выставочная, издательская (рис.1). Каждая из этих функций неразрывно связана друг с другом и только в совокупности они в состоянии обеспечить полноценный информационно-консультационный процесс.
Рис. 1. Основные функции информационно-консультационной службы
Более конкретно функции ИКС выражаются в следующих видах деятельности:
ü формирование информационно-консультационной базы для обеспечения потребностей сельских товаропроизводителей, переработчиков с/х продукции и других участников агробизнеса;
ü содействие инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК и оказание им помощи по планированию хозяйственной деятельности, разработке бизнес-планов, поиску инноваций и инвесторов;
ü распространение знаний, повышение квалификации кадров, освоение современной техники и технологий;
|
|
ü внедренческая деятельность в интересах экономического развития.
3. Стратегические основы и принципы формирования системы ИКС.
Стратегические основы развития ИКС:
1. В области регулирования продовольственного рынка: увеличение отечественного производства и опережающие развитие технические направления деятельности АПК, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке.
2. В области регулирования рынка ресурсов для сельского хозяйства: создание условий для развития на новой технологической базе большинства предприятий
3. В области регулирования рынка земли: содействие передаче земли эффективно хозяйствующим собственникам; совершенствование механизма аренды.
4. В области аграрной политики:
ü содействие формированию конкурентоспособных товаропроизводителей
ü поддержка всех видов кооперации
ü формирование дилерских и дистрибьюторских сетей
5. В области финансово-кредиторской и налоговой политики:
ü привлечение инноваций в АПК
ü стимулирование кредитной кооперации
ü развитие эффективной системы страхования в сельском хозяйстве
6. В области развития сельских территорий
ü развитие местного самоуправления
ü создание новых рабочих мест
ü возрождение и укрепление потребительских кооперативов
7. В области системы управления АПК: четкой разграничение сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов управления
Принципы формирования ИКС
1. Развитие службы как единой государственной системы и поддержка ее со стороны государства.
2. Защищенность службы от любого политического влияния от выполнения несвойственных ей функций
3. Максимальная ориентация службы на запросы сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов АПК
4. Участие сельскохозяйственных товаропроизводителей в выработке стратегии развития службы
5. Открытость службы и ее взаимодействие со всей инфраструктурой АПК
|
|
6. Создание единого нормативно-правового, инновационного и информирующего пространства для всей системы. Постоянного расширения и обновления информационных ресурсов.
7. Расширение сферы и номенклатуры услуг. Обеспечение их конфиденциальности. Постоянное расширение платных услуг.
8. Высокий профессионализм работников службы и повышение их ответственности за оперативность и качество предоставляемой информации. Привлечение к консультационной деятельности работников научных, образовательных и других организаций АПК.
9. Функционирование на ряду с государственной ИКС альтернативных кооперативных или коммерческих услуг.
Указанные принципы являются базисными и не должны зависеть в сильной степени от региональных и экономических аспектов.