Понятие информационно-консультационной службы. Ее цели, задачи и функции

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ В АПК

Краткий курс лекций

Для студентов специальности 08.05.02 – «Экономика и управление на предприятии АПК»

ЛЕКЦИЯ 1: ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА.

(2 часа)

1. Предмет и метод дисциплины.

2. Понятие информационно-консультационной службы. Ее цели, задачи и функции.

3. Стратегические основы и принципы формирования системы ИКС.

4. Структура и функции ИКС АПК.

5. Роль ИКС в преодолении кризисных явлений в АПК и освоении инноваций

Предмет и метод дисциплины.

Целью дисциплины является изучение рационального построения и ведения консультационной деятельности на с/х предприятиях различных организационно-правовых форм. Дисциплина тесно связана с общепрофессиональными дисциплинами: экономической теорией, аграрной политикой, информатикой, экономикой, организацией предпринимательской деятельности. Основной задачей курса является приобретение научно-практических навыков связи технологических, организационных и экономических навыков будущих специалистов хозяйства с информационными и коммуникационными технологиями и возможностью доведения полученных знаний до сельхозтоваропроизводителей и внедрения их в производство. Необходимость предлагаемого курса вызвана практически полным отсутствием теоретических исследований и практических разработок по вопросам формирования рынка консультационных продуктов.

Предметом изучения являются:

1. Организация ИКС

2. Закономерности и принципы построения ИКС

3. Основы организации инновационной деятельности

4. Научные методы обоснования и выбора форм и методов консультирования

5. Основы информационного бизнеса

6. Методика использования достижений науки и передового опыта и система внедрения их в производство

7. Организация деятельности информационно-консультационных центров

Методы, используемые при изучении дисциплины:

ü расчетно-консультативный

ü аналитический

ü монографический

ü анализа и синтеза

ü статистический

ü абстрактно-логический

ü экономическо-математический

ü сравнительный

Понятие информационно-консультационной службы. Ее цели, задачи и функции.

История развития консультативной службы в России и за рубежом имеет длительное развитие. В период ломки социалистического строя и установления рыночных отношений в сельском хозяйстве, в АПК практически утрачена единая и стройная система доведения до сельхозтоваропроизводителей информации о научно-технических достижениях и передовом опыте. Именно поэтому совмещение механизма распределения новых знаний и технологий остается одной из наиболее актуальных задач ИКС России.

В процессе перехода от административно-командной системы управления к рыночной экономике информационно-консультационная служба (ИКС) имеет более важное значение для России, чем для тех стран, которые существуют в рыночных условиях уже достаточно долго. В условиях этого переходного процесса перед сельскими товаропроизводителями стоят задачи, довольно отличные от тех, которые были в то время, когда предполагалось, что товаропроизводители должны лишь выполнять планы, доведенные им сверху. Теперь товаропроизводители должны научиться тому, как принимать огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие.

Суть информационно-консультационной деятельности состоит в оказании нематериальной помощи людям в решении проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно. ИКС, осуществляющие такого рода деятельность в сельском хозяйстве, являются частью системы получении и передачи сельскохозяйственных знаний и информации, необходимых для ведения эффективного производства.

В термин «сельскохозяйственная информационная консультативная или консультационная служба» многие специалисты вкладывают разный смысл. В самом узком смысле это структура, занимающаяся распространением информации, помогающей увеличить эффективность конкретных производственных процессов. В более широкой интерпретации, это организация, содействующая увеличению эффективности хозяйственной деятельности и тем самым – увеличению уровня доходов сельских товаропроизводителей. В общем смысле под информационно-консультативной службой понимается структура, обеспечивающая непрерывным обучением взрослую сельскую аудиторию, включающую товаропроизводителей, семьи, молодежь, местное сообщество, а также развитие сельского хозяйства или регионального сообщества

Минсельхозпрод России приступил к формированию общегосударственной системы ИКС в 1993г. Через год было создано уже 22 региональных центра. В 1997г. – их 26, в 1998г. – 33 и на сегодняшний момент – 53 ИКС. Большинство из них создано в структуре или при органах управления АПК. Часть ИКС организовывались как самостоятельные юридические лица, в т.ч. и при институтах повышения квалификации учебных заведений. Большинство из них функционируют на раздельных материально-технических базах с использованием различных источников информации, что частично обусловлено отсутствием правовой базы и общегосударственной координации формирования консультационных служб.

Минсельхоз разработал и реализовал систему информационного обеспечения ИКС через проект АРИС. При департаменте науки и технического процесса Минсельхоза функционирует Совет ИКС, группа реализации проекта «ИКС для сельских товаропроизводителей» и экспертный совет по информационными ресурсами.

Основные функции служ­бы: научная, информационная, инновационная, обра­зовательная, рекламная, выставочная, издательская (рис.1). Каждая из этих функций неразрывно связана друг с другом и только в совокупности они в состоя­нии обеспечить полноценный информационно-консультационный процесс.

Рис. 1. Основные функции информационно-консультационной службы

Более конкретно функции ИКС выражаются в следующих видах деятельности:

ü формирование информационно-консультационной базы для обеспечения потребностей сельских товаропроизводителей, переработчиков с/х продукции и других участников агробизнеса;

ü содействие инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК и оказание им помощи по планированию хозяйственной деятельности, разработке бизнес-планов, поиску инноваций и инвесторов;

ü распространение знаний, повышение квалификации кадров, освоение современной техники и технологий;

ü внедренческая деятельность в интересах экономического развития.

3. Стратегические основы и принципы формирования системы ИКС.

Стратегические основы развития ИКС:

1. В области регулирования продовольственного рынка: увеличение отечественного производства и опережающие развитие технические направления деятельности АПК, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке.

2. В области регулирования рынка ресурсов для сельского хозяйства: создание условий для развития на новой технологической базе большинства предприятий

3. В области регулирования рынка земли: содействие передаче земли эффективно хозяйствующим собственникам; совершенствование механизма аренды.

4. В области аграрной политики:

ü содействие формированию конкурентоспособных товаропроизводителей

ü поддержка всех видов кооперации

ü формирование дилерских и дистрибьюторских сетей

5. В области финансово-кредиторской и налоговой политики:

ü привлечение инноваций в АПК

ü стимулирование кредитной кооперации

ü развитие эффективной системы страхования в сельском хозяйстве

6. В области развития сельских территорий

ü развитие местного самоуправления

ü создание новых рабочих мест

ü возрождение и укрепление потребительских кооперативов

7. В области системы управления АПК: четкой разграничение сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов управления

Принципы формирования ИКС

1. Развитие службы как единой государственной системы и поддержка ее со стороны государства.

2. Защищенность службы от любого политического влияния от выполнения несвойственных ей функций

3. Максимальная ориентация службы на запросы сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов АПК

4. Участие сельскохозяйственных товаропроизводителей в выработке стратегии развития службы

5. Открытость службы и ее взаимодействие со всей инфраструктурой АПК

6. Создание единого нормативно-правового, инновационного и информирующего пространства для всей системы. Постоянного расширения и обновления информационных ресурсов.

7. Расширение сферы и номенклатуры услуг. Обеспечение их конфиденциальности. Постоянное расширение платных услуг.

8. Высокий профессионализм работников службы и повышение их ответственности за оперативность и качество предоставляемой информации. Привлечение к консультационной деятельности работников научных, образовательных и других организаций АПК.

9. Функционирование на ряду с государственной ИКС альтернативных кооперативных или коммерческих услуг.

Указанные принципы являются базисными и не должны зависеть в сильной степени от региональных и экономических аспектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: