Особенности развития ИКС в России

Как это ни парадоксально, но отношение к сельскому хозяйству в России на протяжении веков оставалось традиционно небрежным со стороны властей и экономически господствующего класса. Основная1 отрасль народного хозяйства, создающая материальные условия для выживания нации укрепления экономической мощи государства была обречена изначально на техническую и технологическую отсталость. Положение усугублялось крепостными порядками, господствующими в русской деревне. Наличие огромных земельных ресурсов и дармовой рабочей силы «развращало» помещичье землевладение и не способствовало его рационализации. С другой стороны, крестьянское хозяйство было поставлено на грань физического выживания и для подобной рационализации не имело ни экономических, ни правовых возможностей.

Аграрная реформа 1861 года была крайне своевременным шагом в деле предотвращения социального взрыва в русской деревне.

Высочайший Манифест от 19 февраля 1861 г. даровал крестьянам личную свободу. Однако главный вопрос - вопрос о земле и земельных порядках - реформа решала не в пользу крестьян. Достаточно сказать, что в результате «нового передела» помещичье землевладение значительно увеличилось за счет крестьянских отрезков.

Характеризуя уровень развития сельского хозяйства в дореволюционной России, Н.А. Крюков в своей лекции (1904 г.) говорил о трехсотлетнем периоде застоя: «Земледелие в большей части России застыло на трехполье, изобретенном еще во времена Бориса Годунова; скотоводство находится в полной зависимости от того количества трав, которое само собой родится на выгонах и лугах; несмотря на крайнюю ограниченность, теперь этих угодий, вследствие увеличившегося населения, почти нигде ничего не делается, что бы улучшить пастбища или чтобы усилить естественную производительность лугов. Одним словом, строй хозяйства в общем остается таким же, каким он был 300 лет назад, с той только существенною разницей, что прежде все недостатки этого строя искупались громадным избытком всяких земельных угодий...»

Примитивные технологии и орудия труда позволяли крестьянству обеспечивать свое пропитание при существующих системах землепользования на уровне простого биологического выживания. Даже в конце XIX века, если судить по материалам высочайше утвержденной 16 ноября 1901 г. комиссии, большинство российских крестьян не могло обеспечить хлебом собственные семьи и фуражом домашний скот, не говоря уже о масштабных товарных поставках сельскохозяйственной продукции

Отдельные, спорадические и, поэтому, малоэффективные попытки улучшить крестьянское земледелие, конечно же, предпринимались в истории России. И не раз. Однако впервые вопрос о необходимости создания системы распространения сельскохозяйственных знаний и оказания агрономической помощи крестьянам будет поставлен российскими земствами лишь на исходе XIX столетия.

Правительство осознает необходимость подобных шагов только в период столыпинской аграрной реформы и то только применительно к той части крестьян, которая захочет выйти из общины и стать хуторянами.

Земства как органы местного самоуправления были учреждены в России вскоре после начала аграрной реформы 1861 г. Положением «О губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. предусматривалось введение земств в 34 губерниях, т.е. примерно в половине губерний страны. В основу формирования земских органов была положена идея сотрудничества классов при ведущей и направляющей роли дворянства.

Утверждение о том, что в задачу земств «входило решение сельскохозяйственных проблем на местном уровне», не выдерживает никакой критики. Изначально на земства был возложен тяжелый груз обязанностей - от содержания местных тюрем и домов для умалишенных до устройства местных путей сообщения. Все функции земств соответствующим. Положением подразделялись на обязательные и необязательные. Так вот вопросы развития сельского хозяйства (или используя более употребительный термин того времени -сельскохозяйственной промышленности») государственные власти относили к числу необязательныхдля земств занятий. По сути дела, государство с введением земств устранилось от решения хозяйственных вопросов территорий, но оставило за собой контрольные функции в отношении созданных органов местного самоуправления. Известно, например, что многие постановления земских собраний не могли вступить в силу без утверждения губернатора или министра внутренних дел.

Непосредственно же вопросами рационализации сельского хозяйства, в первую очередь крестьянского, земства всерьез займутся в 90-е годы XIX в. Ими будет создана служба, которая в последствии получит название «общественной агрономии». А побудительной причиной этому послужит голод 1891 г. «Начало 90-х годов - годы пробуждения русской общественности на почве великого народного бедствия - голода 1891 года, - писал профессор Петровской (ныне Тимирязевской) академии А.Г. Дояренко.

В период с 1891 по 1901 гг. Россия пять раз будет сталкиваться с проблемой массового голода. В этой связи сама жизнь будет подталкивать земства к кардинальным шагам в деле налаживания агрономической помощи населению. Впервые более чем за четверть века с момента своего создания большинство земств самым серьезным образом отнесется к проблеме. Если в 1889 г. на службе земств находилось только 18 агрономов, в т.ч.1 губернский и 17 уездных, то в 1895 г. их число достигнет уже 112, а в 1901 г. – 198.

Пермское земство является пионером в деле создания службы сельскохозяйственного консультирования в России. Свою деятельность в этом направлении оно начало в 1883 г. с введения должностей уездных агрономов.

С появлением участковых агрономов земская агрономия получит то недостающее звено, которое крайне необходимо в условиях работы с непосредственными товаропроизводителями. Однако на начальном этапе деятельности общественной агрономии за неимением должного финансирования и достаточного количества подготовленных специалистов речь могла идти лишь о создании соответствующих структур губернского и уездного уровней.

Начальный этап становления службы вполне можно назвать пропагандистским. На это прямо указывал А.В. Чаянов в своем классическом труде «Основные идеи и методы работы общественной агрономии: «Почти везде прежде чем начинать пропаганду реформы сельского хозяйства, общественной агрономии приходилось пропагандировать самое себя и часто вести общекультурную работу.».

Главный вывод, к которому пришли агрономы после первых шагов их работы с крестьянским миром, состоял в следующем: необходимо дополнить принцип словесного убеждения цельной системой наглядного воздействия на сознание и волю крестьян для повышения производительности их труда.Вэтой связи агрономическое совещание признало необходимым ведение силами уездного агрономического персонала самой разнообразной опытной работы, охватывающей, по возможности, многие земледельческие операции. Важное условие, которое должно было при этом соблюдаться, заключалось в подразделении опытов на уже апробированные и так называемые рискованные. Для демонстрационного же показа среди крестьян агрономы могли предъявлять только вполне доказанное, чтобы не дискредитировать в случае неудачи любое полезное начинание. Делу окончательного доведения до крестьян положительных результатов могли служить показательные поля, а также кре­стьянские и школьные образцовые хозяйства.

Примерно пятнадцать лет организационно-пропагандистских усилий общественной агрономии заложат основу для перехода ее к новому качественному этапу. С 1906 г. в России наметился переход общественной агрономии от уездного к уча­стковому типу. При поуездной организации один агроном обслуживал территорию всего уезда. При введении же участковой агрономии уезд делился на несколько участков, в каждом из которых работал свой агроном. Вспомогательный персонал также в основном сосредотачивался на участковом уровне. Все это означало концентрацию агрономических сил на единицу площади и интенсификацию их деятельности. При таком подходе агроном имел дело с отдельными категориями крестьянских хозяйств, вовлекая их в массовые по своему характеру агрономические мероприятия, связанные, прежде всего, с правильным травосеянием и переходом к улучшенным севооборотам.

Возвращаясь к схеме А.В. Чаянова, отметим, что практика русской земской агрономии выработала два типа коллегиальных органов, руководящих работой общественной агрономии: экономический совет и агрономическое совещание. Первый из них, составленный из числа земских гласных, ведал всеми общими, принципиальными вопросами хозяйственной жизни территории и «держал ответ» перед земским собранием. Агрономическое совещание состояло почти исключительно из приглашенных на земскую службу агрономов, специалистов других отраслей сельского хозяйства, заведующего сельскохозяйственным складом. Оно работало под непосредственным руководством экономического совета и земской управы. Однако на стадии выработки решений по проблемам сельского хозяйства к мнению участников агрономического совещания земские органы прислушивались самым серьезным образом.

Создание низового звена общественной агрономии совпало по времени с началом столыпинской аграрной реформы. Правительство, напуганное масштабами крестьянской революции, принимало экстренные меры по аграрному вопросу. Ставка была сделана на разрушение крестьянской общины, переселенческую политику и формирование единоличных хуторских хозяйств. В рассредоточении мятежного крестьянства по просторам России правительство видело залог будущего спокойствия.

Правительство было заинтересовано в привлечении агрономического потенциала земств, для формирования единоличных хозяйств. Более того, оно потребовало участия земств в этой работе, в том числе и соответствующей финансовой поддержки реформы.

Несомненной заслугой земств явилась организация практической помощи населению в приобретении сельскохозяйственных орудий, семян и минеральных удобрений, для чего была создана целая сеть земских сельскохозяйственных складов, продававших машины и орудия за наличный расчет с рассрочкой платежа на несколько лет. То есть, лизинговые операции земства практиковали уже в начале XX века.

Приглашение на службу лиц с низшим сельскохозяйственным образованием еще до полного заполнения сети агрономических участков специалистами более высокой квалификации являлось естественной попыткой земств поскорее устранить вакуум, образовавшийся из-за односторонней ориентации правительства на преимущественное развитие низших сельскохозяйственных школ.

Значительное преобладание собственно агрономических кадров в системе общественной агрономии объяснялось, прежде всего, земледельческой направленностью российского сельского хозяйства и полной зависимостью состояния животноводческой отрасли от уровня развития земледелия.

Развитие агрономической (в дальнейшем консультационной) службы в России.

Периоды Задачи агрономической помощи населению Организационная форма Метод работы Метод контроля
2-я пол. XVIII в. 1. Переход к травопольному севообороту 2. Развитие животноводства. Переход от сохи к плугу   Класс агрокультуры и земледельчества при академии наук. Практические школы и образцовые хозяйства Демонстрационно-показательный - отчетно-статистический - анкеты -топографическое описание местности
2-я пол. XIX – нач. XX в. Развитие личного хозяйства и кооперации Общественная (земская) агрономия. Агрономические организации при землеустроитель ных комиссиях Разработка долгосрочных агрономических программ и методов контроля Монографичес- кие описания на основе личных наблюдений, данных статистических записей и бюджетных исследований
Кон. XX – нач. XXI в. Разукрепление хозяйств и перераспределе- ние земельного фонда. Переход к рыночным отношениям. ИКС АПК; сельские ИКЦ; информационно-консультационные агентства коммерческих структур Широкое распространение информации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем Отчетно-статистический

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: