Сельскохозяйственные информационно-консультационные службы играют большую роль в развитии мирового сельского хозяйства и имеют большое значение для мировой экономики.
Первый этап развития информационно-консультационных служб может быть назван «просветительским». В этот период в Англии появился термин «экстеншн (extension)», который обычно употреблялся в сочетании «университетская экстеншн» и понимался как распространение знаний преподавателями университетов. Наиболее ранние акции движения «экстеншн» относятся к 1840-м годам, когда профессор Кембриджского университета Джеймс Стюарт стал читать лекции для членов женских ассоциаций и рабочих клубов на севере Англии и, в связи с этим, часто называется отцом университетской экстеншн. В 1871 году Стюарт обратился к руководству Кембриджского университета с предложением организовать центры для чтения лекций населению под эгидой университета.
Сходные движения охватили всю Западную Европу. В Германии с середины 1850-х годов - сначала в Гессене и западной Пруссии - появились странствующие лекторы, которые действовали под эгидой обществ по распространению сельскохозяйственных знаний. Обычно такой лектор проводил теплое время года, разъезжая по хозяйствам и давая лекции и советы фермерам, а в течение зимы преподавал сыновьям фермеров в сельскохозяйственной школе.
|
|
В России подобное движение, происходившее примерно в тот же период, называлось «хождение в народ». Идеи этого движения в дальнейшем повлияли на создание и развитие системы общественной агрономии, родоначальником которой был А.В.Чаянов.
Укажем основные черты информационно-консультационной службы просветительского типа:
• в качестве цели деятельности ставилось улучшение условий быта и труда наиболее бедных и неразвитых слоев общества (в том числе людей, живущих в сельской местности) путем обучения (просвещения);
• целевой группой являлись представители указанных слоев общества, понимающие свои проблемы и желающие активно участвовать в изменении ситуации (в сельской местности это были представители мелких, в основном, натуральных хозяйств);
• в качестве «консультантов» выступало всё общество в лице отдельных активных просвещенных граждан и благотворительных организаций;
• организационно система строилась на базе «кружков знаний», универсальных образовательных учреждений и просветительских организаций;
• предусматривалась только передача знаний путем обучения, услуги любого рода отсутствовали;
• плата за обучение, как правило, отсутствовала или была минимальной.
Суть информационно-консультационной деятельности просветительского типа - развитие наиболее бедных и неразвитых слоев общества путем оказания благотворительной помощи представителям этих слоев в решении их проблем путем обучения.
|
|
Зарождение информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве как самостоятельной службы связано с аграрным кризисом конца XIX века, когда на фоне промышленной революции, быстрого развития науки и техники и широкого использования их достижений во всех сферах человеческой деятельности, с одной стороны, и возросших потребностей в сельскохозяйственном сырье и продовольственных товарах, с другой стороны, особенно стала заметной отсталость патриархального сельскохозяйственного производства, которая тормозила развитие других отраслей. Дополнительный толчок развитию сельского хозяйства и информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве дала первая мировая война, когда особое значение приобрела проблема обеспечения продовольственной безопасности страны, во влеченной в военные действия.
К этому периоду относится создание государственных или поддерживаемых государством структур информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве Великобритании, США, России, других стран. Информационно-консультационная служба начинает рассматриваться как инструмент аграрной политики, имеющий особое значение для развития сельского хозяйства.
В 1914 году в США был принят акт Смита-Левера (Smith-Lever Act) о создании Кооперативной службы экстеншн (Cooperative Extension Service) под патронажем Министерства сельского хозяйства. Основу информационно-консультационной службы составили университеты, созданные в соответствии с Федеральными актами Моррилла (Morrill Acts) 1862 г. и 1890 г. (так называемые Land-grant университеты). Служба была создана, как говорилось в акте Смита-Левера, «чтобы помогать в распространении среди населения Соединенных Штатов полезной и практической информации относительно сельского хозяйства, экономики домашнего хозяйства и использования энергии, а также поощрять ее применение». Речь при этом шла в первую очередь об обучении взрослого населения сельской местности. Преподавателями выступали сотрудники университетов.
Подобного рода службы (которые могут быть названы службами академического типа) имеют следующие основные черты:
• целью деятельности является улучшение условий быта и повышение эффективности труда представителей сельского сообщества путем специального обучения, а также стимулирование (мотивирование) населения к проведению этих улучшений;
целевой группой является местное (региональное) сельское сообщество, все его члены без исключения;
• в качестве консультантов выступают профессионально подготовленные специалисты, сотрудники государственных организаций и учреждений;
• организационно информационно-консультационная служба строится на базе универсальных научно-образовательных учреждений и включает в себя систему местных и региональных офисов по работе с клиентами, а также прикладных научных, лабораторных, племенных, санитарно-эпидемиологических и других учреждений;
передача знаний происходит путем специализированного обучения, профессионального консультирования, предоставления научно обоснованной информации;
• клиент является активным участником процесса создания и обмена знаниями, существует устойчивая постоянная обратная связь службы с клиентами.
Суть информационно-консультационной деятельности академического типа - развитие сельской местности (сельского сообщества) путем оказания государственной помощи жителям сельской местности в решении проблем развития путем обучения и консультирования.
|
|
Выделяют три основные функции информационно-консультационной службы, осуществляющей деятельность академического типа:
• передача технологий в сельское хозяйство для повышения устойчивости производства;
• передача управленческих навыков и умений с целью мобилизовать и организовать взаимодействие производителей, их групп, отдельных сельских социальных групп и сельских сообществ в целом;
• передача знаний, увеличение социального капитала и устойчивости сельского сообщества.
Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты. В период появления служб академического типа сельское население фактически было сельскохозяйственным населением, и никакого различия между этими понятиями не проводилось. Основными клиентами службы являлись люди, занятые в многопрофильных мелкотоварных хозяйствах. Информационно-консультационная служба академического типа осуществляла постоянный мониторинг проблем сельской местности и выступала инициатором изменений, направленных на ее развитие, сохраняя при этом «просветительский дух» в своей работе.
Следующий этап развития информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве, приведший к массовому появлению служб другого типа, наступил после 2-й мировой войны. В сельском хозяйстве наиболее развитых стран под воздействием научно-технического прогресса происходили процессы специализации и концентрации производства, повышения интенсивности и эффективности производства. Одновременно преобразовывалась сельская местность, изменялась сельские сообщества и люди, его составляющие. Сельское хозяйство достигло относительно высокого уровня развития. Теперь сельских товаропроизводителей надо было не учить, а повышать квалификацию, не выявлять и объяснять проблемы, стоящие перед ними, а помогать в принятии решений по множеству весьма специфических вопросов.
Государство стремится поддерживать функционирование рыночной системы в сельской местности, усиливая и модифицируя ее функционирование, максимально снижая свою поддержку отдельных групп производителей. Его место во многом занимают негосударственные коммерческие организации, которые ведут информационно-консультационную деятельность консультационного типа.
|
|
Основные черты информационно-консультационной службы консультационного (консалтингового) типа:
• целью деятельности является повышение эффективности работы отдельных предприятий путем предоставления им информации и консультационных услуг;
• целевой группой являются специализированные сельскохозяйственные предприятия;
• передача знаний происходит путем специализированного обучения, профессионального консультирования, предоставления научно обоснованной информации;
• организационно информационно-консультационная служба строится на базе организаций любого рода, имеющих возможность предоставлять профессиональные информационно-консультационные услуги;
• в качестве консультантов выступают профессионально подготовленные специалисты;
• интегрированный набор платных услуг.
Суть информационно-консультационной деятельности консультационного (консалтингового) типа - оказание помощи сельским товаропроизводителям в принятии решений путем предоставления информации и консультирования. Решение проблем клиента происходит посредством предоставления информации, повышения его квалификации в принятии решений, проведения специальных научных исследований.
Оказывать такую помощь могут как государственные, так и частные организации. В тех случаях, когда речь идет о повышении эффективности отраслей сельского хозяйства в целом и проведении мероприятий государственной аграрной политики, возможно предоставление информации и консультаций всем предприятиям на полностью или частично бесплатной основе (за счет средств государственного бюджета). Это не меняет сути информационно-консультационной деятельности консультационного типа.
Услуги, которые предоставляют информационно-консультационные службы, могут быть как бесплатные, так и платные. Это является принципиально важным моментом для определения типа информационно-консультационной деятельности.
Дальнейшее развитие процессов разделения труда в любом виде деятельности приводит к тому, что отдельные виды производственной деятельности становятся все более узконаправленными.
Для того, чтобы заниматься ими требуется всё более глубокие узкоспециализированные знания и умения. Этих знаний и умений зачастую не хватает у работников конкретного предприятия. На предприятии появляются виды деятельности, которые осуществляются с недостаточно высокой эффективностью. Если проблему недостаточно высокой эффективности не удается решить с помощью внутренних изменений, например, изменения внутрихозяйственных отношений, дополнительного обучения или консультирования, а вложение дополнительных средств в ее решение экономически нецелесообразно, то проблема может приобрести хронический характер. Необходимо максимально уменьшить объем этого вида деятельности или вообще отказаться от него (что обычно невозможно), либо воспользоваться услугами внешней организации. В последнем случае предприятие передает отдельные виды внутрихозяйственной деятельности (например, ведение бухгалтерии, статистической отчетности, поддержку информационных систем и пр.) в управление внешней организации, которая может обеспечить более высокую эффективность и уровень качества работы.
Данное явление в современной литературе получило название «аутсорсинг (outsourcing)».
Аутсорсинг, несмотря на его кажущуюся новизну, явление не новое в сельском хозяйстве. В 2002 году оборот этих услуг в мире оценивается примерно в 120 млрд. долл. США.
Данные процессы привели к появлению в сельском хозяйстве cлeдyющeгo типa информaциoннo-кoнcyльтaционной службы, которая может быть названа службой интеграционного типа. Её основные черты:
• целью деятельности является повышение эффективности работы предприятия-клиента путем принятия на себя управления некоторыми вспомогательными видами непроизводственной деятельности данного предприятия;
• основной целевой группой являются высокоспециализированные сельскохозяйственные предприятия;
• передачи навыков и умений клиенту в сфере, охваченной аутсорсингом, не происходит;
• организационно информационно-консультационная служба строится на базе частных предприятий, союзов, кооперативов и т.п.;
• узкоспециализированный распределенный набор услуг (shared services).
Суть информационно-консультационной деятельности интеграционного типа - оказание помощи сельским товаропроизводителям в решении проблем путем участия в разделении труда.
Важно отметить при этом, речь идет о выполнении только вспомогательных функций, а не, например, о сбыте продукции.
Говоря о типах информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве, важно понимать, что указанные четыре типа деятельности не заменяют полностью один другой в ходе исторического развития. Наоборот, они обычно существовали и, видимо, еще долго будут существовать одновременно, имея свои цели и методы достижения этих близких, но несовпадающих полностью целей.
Кроме того, можно заметить, что в мире редко можно встретить сельскохозяйственную информационно-консультационную службу, осуществляющую тот или иной тип сельскохозяйственной информационно-консультационной деятельности в «чистом виде». Речь идет, как правило, об их разновидностях или «смешении жанров», что является следствием действия комбинации факторов социально-экономического развития страны или данной местности.
В рамках типов информационно-консультационной деятельности осуществляются различные виды информационно-консультационной деятельности.
1. Агентский - вид информационно-консультационной деятельности, основанный на систематическом посещении хозяйств, анализе ситуации и результатов деятельности их работников с целью выявления проблем, формирования отношений и общественно значимых мнений, а также мотивирования сельских товаропроизводителей.
2. Адаптационный вид информационно-консультационной деятельности, основанный на разработке (адаптации) и внедрении системы ведения хозяйства (производства) в данной зоне или на предприятии. Цель деятельности - увеличение количества внедренных современных производственных систем.
3. Аутсорсинг - принятие службой на себя выполнения ряда вспомогательных управленческих функций в хозяйстве клиента. Цель деятельности - повышение эффективности выполнения основных функций клиентом на собственном предприятии за счет передачи выполнения вспомогательных управленческих функций внешней организации.
4. Инновационный вид информационно-консультационной деятельности, основанный на разработке и реализации прикладных научных исследований мероприятий, приводящих к комплексным изменениям в образе хозяйствования и/или образа жизни населения.
5. Информационный вид деятельности, основанный на распространении информации, имеющей отношение к государственной политике, а также рыночной информации. Цель деятельности - увеличение информированности клиентов (производителей, населения) об изменениях в государственной политике и ситуации на рынке и, как следствие, увеличение конкурентоспособности предприятий.
6. Консультационный - оказание помощи в принятии решений по конкретным проблемам конкретному клиенту. Цель деятельности - увеличение устойчивости производства, повышение конкурентоспособности предприятия.
7. Образовательный вид информационно-консультационной деятельности, основанный на проведении общеразвивающего и профессионального обучения.
8. Партиципативный (кооперирующий) вид информационно-консультационной деятельности - предусматривающий добровольное вовлечение товаропроизводителей в процесс взаимного общения, обмена мнениями и опытом, создания объединений. Цель деятельности - выявление и распространение знаний и опыта, самостоятельно приобретенных товаропроизводителями, формирование общественных или производственных объединений товаропроизводителей.
9. Рекомендационный вид деятельности - разработка и распространение рекомендаций. Цель деятельности - повышение научного и методического уровня решений и действий, предпринимаемых клиентом.
10. Т ренинговый (обучение-и-посещение) вид деятельности - целенаправленное обучение и посещение хозяйств для проверки правильности использования полученных навыков и умений. Цель деятельности - увеличение урожайности культур (объема производства продукции) в хозяйствах, охваченных программой обучения.
Каждая отдельная сельскохозяйственная информационно-консультационная служба может проводить несколько видов деятельности. Это зависит от подхода к организации службы, который выбран при ее создании.