Исторические типы и виды информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве

Сельскохозяйственные информационно-консультационные службы играют большую роль в развитии мирового сельского хо­зяйства и имеют большое значение для мировой экономики.

Первый этап развития информационно-консультационных служб может быть назван «просветительским». В этот период в Англии появился термин «экстеншн (extension)», который обычно употреблялся в сочетании «университетская экстеншн» и понимался как распространение знаний преподавателями университетов. Наиболее ранние акции движения «экстеншн» относятся к 1840-м годам, когда профессор Кембридж­ского университета Джеймс Стюарт стал читать лекции для членов женских ассоциаций и рабочих клубов на севере Англии и, в связи с этим, часто называется отцом университетской экстеншн. В 1871 году Стюарт обратился к руководству Кембриджского университе­та с предложением организовать центры для чтения лекций насе­лению под эгидой университета.

Сходные движения охватили всю Западную Европу. В Гер­мании с середины 1850-х годов - сначала в Гессене и западной Пруссии - появились странствующие лекторы, которые действова­ли под эгидой обществ по распространению сельскохозяйственных знаний. Обычно такой лектор проводил теплое время года, разъез­жая по хозяйствам и давая лекции и советы фермерам, а в течение зимы преподавал сыновьям фермеров в сельскохозяйственной школе.

В России подобное движение, происходившее примерно в тот же период, называлось «хождение в народ». Идеи этого движе­ния в дальнейшем повлияли на создание и развитие системы обще­ственной агрономии, родоначальником которой был А.В.Чаянов.

Укажем основные черты информационно-консульта­ционной службы просветительского типа:

в качестве цели деятельности ставилось улучшение ус­ловий быта и труда наиболее бедных и неразвитых слоев общества (в том числе людей, живущих в сельской местности) путем обуче­ния (просвещения);

• целевой группой являлись представители указанных слоев общества, понимающие свои проблемы и желающие активно участвовать в изменении ситуации (в сельской местности это были представители мелких, в основном, натуральных хозяйств);

• в качестве «консультантов» выступало всё общество в лице отдельных активных просвещенных граждан и благотвори­тельных организаций;

• организационно система строилась на базе «кружков знаний», универсальных образовательных учреждений и просвети­тельских организаций;

• предусматривалась только передача знаний путем обу­чения, услуги любого рода отсутствовали;

• плата за обучение, как правило, отсутствовала или была минимальной.

Суть информационно-консультационной деятельности просветительского типа - развитие наиболее бедных и неразви­тых слоев общества путем оказания благотворительной помощи представителям этих слоев в решении их проблем путем обучения.

Зарождение информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве как самостоятельной службы связано с аграр­ным кризисом конца XIX века, когда на фоне промышленной рево­люции, быстрого развития науки и техники и широкого использо­вания их достижений во всех сферах человеческой деятельности, с одной стороны, и возросших потребностей в сельскохозяйствен­ном сырье и продовольственных товарах, с другой стороны, осо­бенно стала заметной отсталость патриархального сельскохозяйст­венного производства, которая тормозила развитие других отрас­лей. Дополнительный толчок развитию сельского хозяйства и информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве дала первая мировая война, когда особое значение приобрела проблема обеспечения продовольственной безопасности страны, во влеченной в военные действия.

К этому периоду относится создание государственных или поддерживаемых государством структур информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве Великобритании, США, России, других стран. Информационно-консультационная служба начинает рассматриваться как инструмент аграрной политики, имеющий особое значение для развития сельского хозяйства.

В 1914 году в США был принят акт Смита-Левера (Smith-Lever Act) о создании Кооперативной службы экстеншн (Cooperative Extension Service) под патронажем Мини­стерства сельского хозяйства. Основу информационно-консультационной службы составили университеты, созданные в соответствии с Федеральными актами Моррилла (Morrill Acts) 1862 г. и 1890 г. (так называемые Land-grant университеты). Служ­ба была создана, как говорилось в акте Смита-Левера, «чтобы по­могать в распространении среди населения Соединенных Штатов полезной и практической информации относительно сельского хо­зяйства, экономики домашнего хозяйства и использования энергии, а также поощрять ее применение». Речь при этом шла в первую очередь об обучении взрослого населения сельской местности. Преподавателями выступали сотрудники университетов.

Подобного рода службы (которые могут быть названы службами академического типа) имеют следующие основные черты:

• целью деятельности является улучшение условий быта и повышение эффективности труда представителей сельского со­общества путем специального обучения, а также стимулирование (мотивирование) населения к проведению этих улучшений;

целевой группой является местное (региональное) сельское сообщество, все его члены без исключения;

• в качестве консультантов выступают профессионально подготовленные специалисты, сотрудники государственных организаций и учреждений;

• организационно информационно-консультационная служба строится на базе универсальных научно-образовательных учреждений и включает в себя систему местных и региональных офисов по работе с клиентами, а также прикладных научных, лабо­раторных, племенных, санитарно-эпидемиологических и других учреждений;

передача знаний происходит путем специализированно­го обучения, профессионального консультирования, предоставле­ния научно обоснованной информации;

• клиент является активным участником процесса созда­ния и обмена знаниями, существует устойчивая постоянная обрат­ная связь службы с клиентами.

Суть информационно-консультационной деятельности ака­демического типа - развитие сельской местности (сельского со­общества) путем оказания государственной помощи жителям сельской местности в решении проблем развития путем обучения и консультирования.

Выделяют три основные функ­ции информационно-консультационной службы, осуществляющей деятельность академического типа:

• передача технологий в сельское хозяйство для повыше­ния устойчивости производства;

• передача управленческих навыков и умений с целью мобилизовать и организовать взаимодействие производителей, их групп, отдельных сельских социальных групп и сельских сооб­ществ в целом;

• передача знаний, увеличение социального капитала и устойчивости сельского сообщества.

Необходимо обратить внимание на следующие важные мо­менты. В период появления служб академического типа сельское население фактически было сельскохозяйственным населением, и никакого различия между этими понятиями не проводилось. Ос­новными клиентами службы являлись люди, занятые в многопро­фильных мелкотоварных хозяйствах. Информационно-консультационная служба академического типа осуществляла по­стоянный мониторинг проблем сельской местности и выступала инициатором изменений, направленных на ее развитие, сохраняя при этом «просветительский дух» в своей работе.

Следующий этап развития информационно-консульта­ционной деятельности в сельском хозяйстве, приведший к массо­вому появлению служб другого типа, наступил после 2-й мировой войны. В сельском хозяйстве наиболее развитых стран под воздей­ствием научно-технического прогресса происходили процессы специализации и концентрации производства, повышения интен­сивности и эффективности производства. Одновременно преобра­зовывалась сельская местность, изменялась сельские сообщества и люди, его составляющие. Сельское хозяйство достигло относи­тельно высокого уровня развития. Теперь сельских товаропроизво­дителей надо было не учить, а повышать квалификацию, не выяв­лять и объяснять проблемы, стоящие перед ними, а помогать в принятии решений по множеству весьма специфических вопросов.

Государство стремится поддерживать функционирова­ние рыночной системы в сельской местности, усиливая и модифи­цируя ее функционирование, максимально снижая свою поддержку отдельных групп производителей. Его место во многом занимают негосударственные коммерческие организации, которые ведут информационно-консультационную деятельность консультационного типа.

Основные черты информационно-консульта­ционной службы консультационного (консалтингового) типа:

• целью деятельности является повышение эффективно­сти работы отдельных предприятий путем предоставления им ин­формации и консультационных услуг;

• целевой группой являются специализированные сель­скохозяйственные предприятия;

• передача знаний происходит путем специализированно­го обучения, профессионального консультирования, предоставле­ния научно обоснованной информации;

• организационно информационно-консультационная служба строится на базе организаций любого рода, имеющих возможность предоставлять профессиональные информационно-консультационные услуги;

• в качестве консультантов выступают профессионально подготовленные специалисты;

• интегрированный набор платных услуг.

Суть информационно-консультационной деятельности кон­сультационного (консалтингового) типа - оказание помощи сель­ским товаропроизводителям в принятии решений путем предос­тавления информации и консультирования. Решение проблем кли­ента происходит посредством предоставления информации, повы­шения его квалификации в принятии решений, проведения специ­альных научных исследований.

Оказывать такую помощь могут как государственные, так и частные организации. В тех случаях, когда речь идет о повышении эффективности отраслей сельского хозяйства в целом и проведе­нии мероприятий государственной аграрной политики, возможно предоставление информации и консультаций всем предприятиям на полностью или частично бесплатной основе (за счет средств го­сударственного бюджета). Это не меняет сути информационно-консультационной деятельности консультационного типа.

Услуги, которые предоставляют информационно-консультационные службы, могут быть как бесплатные, так и платные. Это является принципиально важным моментом для оп­ределения типа информационно-консультационной деятельности.

Дальнейшее развитие процессов разделения труда в любом виде деятельности приводит к тому, что отдельные виды производственной деятельности становятся все более узконаправленными.

Для того, чтобы заниматься ими требуется всё более глубокие узкоспециализированные знания и умения. Этих знаний и умений зачастую не хватает у работников конкретного предприятия. На предприятии появляются виды деятельности, которые осуществ­ляются с недостаточно высокой эффективностью. Если проблему недостаточно высокой эффективности не удается решить с помо­щью внутренних изменений, например, изменения внутрихозяйст­венных отношений, дополнительного обучения или консультиро­вания, а вложение дополнительных средств в ее решение экономи­чески нецелесообразно, то проблема может приобрести хрониче­ский характер. Необходимо максимально уменьшить объем этого вида деятельности или вообще отказаться от него (что обычно не­возможно), либо воспользоваться услугами внешней организации. В последнем случае предприятие передает отдельные виды внутрихозяйственной деятельности (например, ведение бухгалтерии, статистической отчетности, поддержку информационных систем и пр.) в управление внешней организации, которая может обеспечить более высокую эффективность и уровень качества работы.

Данное явление в современной литературе получило название «аутсорсинг (outsourcing)».

Аутсорсинг, несмотря на его кажущуюся новизну, явление не новое в сельском хозяйстве. В 2002 году оборот этих услуг в мире оценивается примерно в 120 млрд. долл. США.

Данные процессы привели к появлению в сельском хозяйстве cлeдyющeгo типa информaциoннo-кoнcyльтaционной службы, которая может быть названа службой интеграционного типа. Её основные черты:

• целью деятельности является повышение эффективности работы предприятия-клиента путем принятия на себя управления некоторыми вспомогательными видами непроизводственной деятельности данного предприятия;

• основной целевой группой являются высокоспециализированные сельскохозяйственные предприятия;

• передачи навыков и умений клиенту в сфере, охваченной аутсорсингом, не происходит;

• организационно информационно-консультационная служба строится на базе частных предприятий, союзов, кооперати­вов и т.п.;

• узкоспециализированный распределенный набор услуг (shared services).

Суть информационно-консультационной деятельности ин­теграционного типа - оказание помощи сельским товаропроизво­дителям в решении проблем путем участия в разделении труда.

Важно отметить при этом, речь идет о выполнении только вспомогательных функций, а не, например, о сбыте продукции.

Говоря о типах информационно-консультационной дея­тельности в сельском хозяйстве, важно понимать, что указанные четыре типа деятельности не заменяют полностью один другой в ходе исторического развития. Наоборот, они обычно существовали и, видимо, еще долго будут существовать одновременно, имея свои цели и методы достижения этих близких, но несовпадающих пол­ностью целей.

Кроме того, можно заметить, что в мире редко можно встретить сельскохозяйственную информационно-консультаци­онную службу, осуществляющую тот или иной тип сельскохозяй­ственной информационно-консультационной деятельности в «чис­том виде». Речь идет, как правило, об их разновидностях или «смешении жанров», что является следствием дейст­вия комбинации факторов социально-экономического развития страны или данной местности.

В рамках типов информационно-консультационной дея­тельности осуществляются различные виды информационно-консультационной деятельности.

1. Агентский - вид информационно-консультационной деятельности, основанный на систематическом посещении хо­зяйств, анализе ситуации и результатов деятельности их работни­ков с целью выявления проблем, формирования отношений и об­щественно значимых мнений, а также мотивирования сельских то­варопроизводителей.

2. Адаптационный вид информационно-консультаци­онной деятельности, основанный на разработке (адаптации) и вне­дрении системы ведения хозяйства (производства) в данной зоне или на предприятии. Цель деятельности - увеличение количества внедренных современных производственных систем.

3. Аутсорсинг - принятие службой на себя выполнения ряда вспомогательных управленческих функций в хозяйстве клиен­та. Цель деятельности - повышение эффективности выполнения основных функций клиентом на собственном предприятии за счет передачи выполнения вспомогательных управленческих функций внешней организации.

4. Инновационный вид информационно-консультационной деятельности, основанный на разработке и реализации прикладных научных исследований мероприятий, приводящих к комплексным изменениям в образе хозяйствования и/или образа жизни населе­ния.

5. Информационный вид деятельности, основанный на распространении информации, имеющей отношение к государст­венной политике, а также рыночной информации. Цель деятельно­сти - увеличение информированности клиентов (производителей, населения) об изменениях в государственной политике и ситуации на рынке и, как следствие, увеличение конкурентоспособности предприятий.

6. Консультационный - оказание помощи в принятии ре­шений по конкретным проблемам конкретному клиенту. Цель дея­тельности - увеличение устойчивости производства, повышение конкурентоспособности предприятия.

7. Образовательный вид информационно-консультацион­ной деятельности, основанный на проведении общеразвивающего и профессионального обучения.

8. Партиципативный (кооперирующий) вид информаци­онно-консультационной деятельности - предусматривающий доб­ровольное вовлечение товаропроизводителей в процесс взаимного общения, обмена мнениями и опытом, создания объединений. Цель деятельности - выявление и распространение знаний и опыта, са­мостоятельно приобретенных товаропроизводителями, формиро­вание общественных или производственных объединений товаро­производителей.

9. Рекомендационный вид деятельности - разработка и распространение рекомендаций. Цель деятельности - повышение научного и методического уровня решений и действий, предпри­нимаемых клиентом.

10. Т ренинговый (обучение-и-посещение) вид деятельности - целенаправленное обучение и посещение хозяйств для проверки правильности использования полученных навыков и умений. Цель деятельности - увеличение урожайности культур (объема произ­водства продукции) в хозяйствах, охваченных программой обуче­ния.

Каждая отдельная сельскохозяйственная информационно-консультационная служба может проводить несколько видов дея­тельности. Это зависит от подхода к организации службы, который выбран при ее создании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: