На макроуровне организация деятельности ИКС продиктована в определенной степени политическими, географическими и экономическими основами региона
На организационную структуру будут влиять:
-география объекта
-финансовая автономия
-соотношение городского и сельского населения
-средства связи и транспорт
-степень сельскохозяйственной специализации
Одним из важных элементов системы управления ИКС является организационная структура. Правильное формирование организационной структуры позволяет службе функционировать эффективно. Существует несколько подходов к формированию подразделений ИКС:
• по функциональному признаку;
• по территориальному признаку;
• в зависимости от программ;
• в зависимости от оказываемых услуг;
• в зависимости от клиентуры;
• матричный подход;
• смешанный подход.
При формировании подразделений по функциональному признаку виды деятельности группируются в зависимости от выполняемой работы. Данный подход часто применяется на местном уровне при группировке работ в зависимости от основных направлений деятельности на местах.
|
|
При формировании подразделений по территориальному признаку местные консультанты организуются в межрайонные или зональные группы. Все направления деятельности ИКС на зональном (межрайонном) уровне возглавляются одним руководителем. Данный подход при формировании подразделений службы целесообразен, главным образом, из экономических соображений (сокращение транспортных затрат, более рациональное использование времени сотрудников и руководителя и др.).
При формировании подразделений в зависимости от программ могут быть сформированы небольшие группы, взаимодействующие с соответствующими специализированными кафедрами или отделами образовательных или научно-исследовательских заведений в рамках единой программы (программа ИКС - стратегически спланированная, ориентированная на решение проблем агропромышленного комплекса и стимулирование участия кампания, рассчитанная на относительно короткий отрезок времени и нацеленная на повышение уровня знаний и обеспечение осознания проблем товаропроизводителями, например, программы по применению новых химических средств в сельском хозяйстве, экологические программы и т.п.). Достоинством этого подхода является то, что он содействует постоянному обмену информацией между научными подразделениями и информационно-консультационной службой.
При формировании подразделений в зависимости от оказываемых услуг создаются структурные звенья, обеспечивающие работу основных подразделений и содействующих эффективной работе организации в целом, что позволяет экономить эксплуатационные затраты, контролировать проведение политики организации и т.п. Это могут быть подразделения, выполняющие такие функции, как бухгалтерский учет и управление финансами, управление кадрами, предоставление информационных услуг и др.
|
|
При формировании подразделений в зависимости от клиентуры группирование видов деятельности осуществляется в зависимости от различных категорий клиентов, с которыми взаимодействует информационно-консультационная служба, что вызывается специализированными и разнообразными потребностями товаропроизводителей в определенных услугах (например, подразделения по работе с крестьянскими хозяйствами, подразделения по работе с крупными сельскохозяйственными предприятиями, подразделения по работе с предприятиями инфраструктуры и т.п.).
При матричном подходе к формированию подразделений переплетаются административное управление и управление отдельными программами, что и формирует матрицу. В результате многие сотрудники входят одновременно в две или более группы и, соответственно, подчиняются нескольким руководителям (одному постоянному административному руководителю и одному или более руководителям программ или проектов).
Вышеперечисленные подходы формирования подразделений ИКС имеют определенные достоинства и недостатки. Учитывая это, на практике распространен смешанный подход к формированию подразделений с использованием различных комбинаций вышеназванных подходов с целью формирования более дееспособной организационной структуры службы, часто облегчающей выполнение поставленных задач. В то же время применение смешанного подхода иногда приводит к излишнему усложнению организационной структуры ИКС, что может негативно сказаться на эффективности ее работы.
Структура ИКС может складываться как иерархическая или специальная (в рамках проекта).
1. Иерархическая структура ИКС:
|
Недостатки:
- в целом малоэффективны
- не способствуют общению
-препятствуют установлению обратной связи
-не направлены на клиента
-замедлены с точки зрения обслуживания клиента
2. Специальная структура (В рамках проекта):
| |||
|
|
|
|
Основным требованиями при организации ИКС и при ее функционировании являются:
- способность независимо принимать решения
- высокая мотивация консультантов
- инициатива и самонаправленность
- предоставление высоких полномочий
- хорошие контракты с другими группами реализации проектов
Существуют ряд служб, которые помогают работе ИКС, но не все они могут быть представлены в районе или области. Это могут быть:
- библиотеки
- аналитические центры
- картографические службы
- агрометеорологические службы
Для каждой ИКС характерен различный доступ к специалистам. Для отдельных районов, например, характерна потребность интенсивного и каждодневного использования знаний зоотехников и специалистов в области патологий растений, а для других – достаточно иногда получить консультацию специалиста регионального и федерального органа. Поэтому наиболее эффективно сочетание узкоспециализированных и много дисциплинированных групп сотрудников, работающих в одной ИКС.
Многие ИКС возникают на базе государственных учреждений и как правило для них характерна тяжеловесно-бюрократическая структура.
Наиболее эффективно работающей представляется служба, которая будет существовать за счет частного или полного финансирования клиентами.
|
|
В АПК России отсутствовало четкое разделение функции ИКС по вертикали. Это оказывало негативное влияние на интеграционные процессы, которая призвана осуществить служба, затрудняло действия четкой системы управления и приводило к затруднению ее деятельности. На сегодня такая вертикальная структура создана полностью.
На федеральном уровне ИКС представлена:
1. Минсельхоз России – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере АПК. На него возложены следующие функции
- формирование единой федеральной сети ИКС
- организация государственной (в том числе финансовой) поддержки ИКС
- привлечение консультантов ИКС к реализации аграрной политики
- формирование единой информационной среды
- организация выполнения научных исследований по проблемам информационно-консультационной деятельности
2. Совет ИКС АПК – это орган разрабатывающий стратегию развития ИКС. Это коллегиальный орган. Его возглавляет зам. Министра с/х, курирующий вопросы информационно-консультационного обеспечения АПК
Принимаемые Советом решения носят рекомендательный характер, поэтому его функциями могут быть:
- выработка предложений по развитию ИКС
- рассмотрение приоритетов направлений деятельности службы
- обсуждение проектов законных актов и методических рекомендаций по ИКС.
3. Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования – это важнейшее звено ИКС. Его задача – упорядочить работу по формированию информационных ресурсов. Его функции:
- организационно-экономическое руководство деятельностью ИКС на региональных уровнях
- организация подготовки и переподготовки кадров для ИКС
- проведение исследований и разработка предложений по формированию и распределению рынка услуг ИКС
- разработка и реализация программ по пропаганде деятельности ИКС
-содействие региональным ИКС в организации международного сотрудничества
-издание справочной, учебно-методической и другой литературы по вопросам деятельности ИКС
|
|
-организация представительства ИКС в сети Интернет, создание информационного портала
4. Центральная научная сельскохозяйственная библиотека
5. Пресс-видеоцентр Минсельхоза России
6. Центр обучения кадров Академии им. Тимирязева
7. Главный вычислительный центр Минсельхоза России
На региональном уровне основной организационной структурой должны стать региональные информационно-консультационные центры, характеризующие большим разнообразием организационно-правовых форм.
Так как в большинстве регионов отсутствуют районные ИКС, региональные ИКЦ должны напрямую работать с сельхозтоваропроизводителями. Поэтому к их функциям относятся:
– организационно-методическое руководство районными ИКС
- формирование региональных баз данных и прикладных программных разработок
- разработка норм правовой базы по функционированию районных ИКС
- оказание помощи с/х товаропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового опыта
- анализ и оценка результатов производственной и экономической деятельности с/х товаропроизводителей
- проведение краткосрочных обучающих семинаров
- организация выставок, семинаров, демонстрационных участков и полей
- издание рекламной и информационной продукции
- организация мониторинга и системы обратной связи с с/х товаропроизводителями
- формирование заказов для науки на выполнение прикладных исследований
На районном уровне ИКС представлена районным ИКС. Их уровень наименее развит. Из 1871 района ИКС действуют только в 234-х, однако районные ИКЦ – это основное звено в системе ИКС. К их функциям относятся:
– консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам управления, планирования, организации производства, переработки и реализации продукции и др.
– оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в области освоения передового опыта
- участие в реализации социальных, экономических и экологических программ
- организация выставок, ярмарок и других демонстрационных мероприятий
- проведение обучающих семинаров
Функции регионального и районного ИКЦ должны быть закреплены в Положениях, Уставах (в зависимости от организационно-правовой формы) и могут корректироваться в местных условиях