Виды консалтинга и консалтинговых фирм

Наиболее известными и применяемыми являются 3 вида консультирования.

- экспертное

-процессное

-обучающее

1. Экспертное консультирование: это наиболее пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разрабатывает решения рекомендации по их внедрению. Клиент при этом обеспечивает консультанта только необходимой информацией.

2. Процессное консультирование: специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентами, побуждая его высказывать свои идей и предложения. Затем они вместе анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

3. Обучающее консультирование: главная задача специалистов консалтинга – подготовить почву для возникновения идеи и выработки решения. С этой целью они проводят у клиента семинары, лекции, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляют всю практическую и теоретическую информацию.

На практике ни один из методов консультирования в числе виде, как правило, не применяется.

На современном этапе консалтинг в России может осуществляться как отечественными специалистами, так и с привлечением зарубежных консультантов. Российские консультанты разбираются в современной экономической ситуации в России и одновременно хорошо знакомы с механизмом рыночной экономики западного типа. При этом стоимость услуг российских консалтинговых фирм в 4-5 раз ниже, чем зарубежных и составляет до 300 $ за 1 чел.-день.

Консалтинговые услуги могут быть разнообразными. Справочник-указатель консультанта выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп:

1. Общее управление;

2. Администрирование;

3. Финансовое управление;

4. Управление кадрами;

5. Маркетинг;

6. Производство;

7. Информационные технологии;

8. Специализированные услуги.

В настоящее время в России сложились 3 разновидности консалтинговых групп:

1.Особо доверенные, как правило, дочерние консультационные компании, входящие в структуру Финансово-Промышленной группы.

Они оказывают услуги широкого профиля, но для ограниченного числа клиентов – членов этого ФПГ. Отбор консультантов осуществляется строго по рекомендации партнеров по бизнесу. Предпочтение отдается тем консультантам, которые не были замечены в контактах с конкурентами.

2.Крупные консультационные или аудиторско-консультационные компании, не входящие в состав холдингов.

Перечень услуг таких фирм широк, а наиболее характерными являются:

- оптимизация финансовых потоков и налоговых схем;

-модернизация финансового или бухгалтерского учета.

3. Небольшие компании с ограниченным спектром услуг и немногочисленным штатом.

Такие компании располагают одной или двумя ограниченными услугами и занимаются только ими. На региональном уровне для этой категории характерна ситуация, когда вознаграждение консультанта зависит от конечного результата работы например: от прироста прибыли.

Региональный рынок является наиболее выгодным для консультирования, так как он практически не охвачен консалтингом. Например, огромное поле деятельности для консультантов находится в сфере реорганизации предприятий, их финансового оздоровления. При работе по проблемам восстановления платежеспособности предприятия консультант может воспользоваться способом экспресс-диагностики.

Методы работы консультантов по восстановлению платежеспособности предприятия (экспресс - диагностика)

группа группа Характеристика хозяйства Доля товарной продукции общем объеме производи мой продукции Финансовое состояние Помощь ИКС хозяйствам
1. Финансово-благополучные свыше 53% Просроченные долги отсутствуют. Текущая задолженность – в пределах нормы «Профилактика»: вмешательство не требуется. Текущая актуализация планов
2. Временно неплатежеспособные 18,5% - 25% Долги в 4 раза превышают прибыль; часть продукции - убыточна Разработка мероприятий по восстановлению платежеспособности и конкурентоспособностиПодготовка инвестиционных предложений
3. Неплатеже способные 12,8% - 18% Долги в 1,5-2 раза больше, чем годовая выручка «Операция»: пересмотр ассортимента продукции; разработка новых бизнес – и стратегических планов; подбор внешнего инвестора
4. Несостоятельные хозяйства свыше 9% Долги в 2,5-3 раза превышают годовую выручку «Реанимация»: требуется внешний инвестор; реорганизация и реструктуризация долгов; новое бизнес- и стратегическое планирование
5. Хозяйства развалившиеся финансово-экономической системой ниже 9% Долги в 4 раза превышают стоимость товарной продукции. Имущество распродается судебными исполнителями. Многие из подразделений прекратили существование. «Поминки»: содействие присоединению или передаче имущества устойчиво работающим предприятиям; защита прав кредиторов и собственников; содействие сохранению рабочих мест или создание новых.

3. Способы привлечения клиентов.

Особенности рынка консультационных услуг состоят в том, что у фирм, занимающихся этим видом деятельности отсутствует возможность показать образец своей деятельности. Поэтому способами привлечения клиентов могут быть:

1. Рекламирование своих возможностей

2. Привлечение клиентов через посредников

3. Использование рекомендаций предыдущих заказчиков

4. Создание имиджа фирмы – консультанта

Рекламирование – наиболее простой и часто используемый способ. Фирма распространения справки о своей деятельности, рекламные объявления, объявляет о примерной стоимости своих услуг.

Для использования посредников необходимо разработать специальные методики для поиска таких посредников. Ими могут быть сотрудники фирм – клиентов, пользующиеся доверием у своих руководителей.

На российском рынке наиболее эффективным способом привлечения клиентов является положительная рекомендация со стороны других фирм.

Особую роль играет имидж фирмы: наличие визитной карточки, соответствующая обстановка в офисе, коммуникабельность сотрудников фирмы. Все это может повлиять на решение клиента.

Управленческое консультирование принесет положительный результат лишь в том случае, если клиенты достаточно компетентно используют рекомендации. Существует 10 заповедей клиента при пользовании услугами консалтинговой фирмы:

1. Узнайте о консультанте и консультировании практически все путем ознакомления со специальной литературой, с информацией, полученной у других консультантов или у других бизнесменов.

2. Определите свою цель. Клиенту необходимо четко сформулировать цель консультирования, оценить возможность ее решения собственными силами.

3. Определите свою цель: чего хочет клиент от консультанта при планировании и осуществлении изменений, на что направлена цель. Это позволит определить объем консультируемых услуг.

4. Выберите себе подходящего консультанта.

5. Разработайте совместную программу. Даже самый лучший консультант является человеком со стороны, поэтому необходимо тщательно распределить роли консультантов и сотрудников, четко определить периодичность выполнения контрольных заданий консультантов и финансовую сторону оплаты консультационных услуг.

6. Активно участвуйте во всех стадиях консультационного проекта. Предоставляйте своевременно требуемую информацию. Совершенствуйте структуру задания и не препятствуйте работе консультантов.

7. Привлеките консультанта к внедрению его предложений.

8. Следите за ходом выполнения задания. Мониторинг должен осуществляться с двух сторон: с одной стороны – как консультант разрабатывает проблему; с другой – как сотрудники фирмы выполняют его рекомендацию.

9. Оцените полученные результаты и работу консультанта, ответив при этом на следующие вопросы:

- что изменилось

- сколько долго продержатся перемены

-во сколько, обойдутся перемены

-какие проблемы остались не переменными

Вместе с тем оценивают и консультанта, выяснив при этом

- сделал ли он то, что обещал

-чему у него можно научиться

-следует ли снова прибегнуть к его услугам

10. Остерегайтесь попасть в зависимость от консультанта. Цель консультирования – не только обеспечить фирму рекомендациями для выполнения текущих дел. Но и повысить мастерство персонала. Поэтому клиенту надо четко выделить те проблемы, которые он может решать сам и научиться с ними справляться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: