Групповые методы в деятельности ИКС

Главное преимущество групповых методов и их привлекательность по сравнению с массовыми методами состоит в более конкретной обратной связи работника ИКС с товаропроизводителями. При использовании групповых методов устанавливают деловые рабочие контакты работника ИКС с товаропроизводителями, развиваются раз личные формы взаимодействия между членами групп.

Опыт показывает, что товаропроизводители являются более восприимчивыми групповым методам в деятельности ИКС, т.к. при их использовании они имеют возможность слушать, принимать участие в обсуждении тех или иных проблем, обмениваться полезным опытом, принимать совместные решения относительно своей деятельности. Наряду с этим, групповые методы помогают товаропроизводителю принимать самостоятельные решения относительно совершенствования своей производственной деятельности, опираясь на опыт своих коллег. Конечно же групповые методы более дорогостоящие в расчете на одного обучающегося по сравнению с массовыми методам. Однако для решения ряда задач в деятельности ИКС они являются более действенными, т.к. обеспечивают прямую и непосредственную связь с товаропроизводителями, оказывают положительное влияние на их производственную деятельность, что обеспечивает их высокую экономическую эффективность.

При реализации групповых методов формируются целевые группы товаропроизводителей, осуществляется развитие этих групп и совершенствование их деятельности, организуются групповые встречи на регулярной основе и т.п.

Считается наиболее целесообразным размер группы не более 20-40 человек. При применении отдельных групповых методов оптимальный размер группы может составлять до 10-12 человек, например, при проведении групповой дискуссии и меньше. Если группа слишком велика, она становится разобщенной, теряет чувство коллективизма, сельские товаропроизводители в этом случае могут чувствовать себя неуютно. В небольших по численности группах появляются возможности установления более тесных контактов между ее участниками.

Немаловажно и то, чтобы состав членов группы имел примерно одинаковый уровень образования и профессиональных навыков, а также уровень хозяйствования. В противном случае более образованные и высококвалифицированные члены группы будут подавлять остальных ее участников.

Формируя группу, работая с ней, работник ИКС не должен занимать в ней роль лидера, а оставаться лишь советником, консультантом, наблюдателем. Его деятельность должна быть направлена на то, чтобы вносить элементы независимости в деятельность группы, стимулировать группу на развитие инициативы в производственной деятельности, на самостоятельное принятие решения о том, какая помощь информационно-консультационной службы необходима членам группы.

Групповые методы работы с товаропроизводителями включают: лекции, дискуссии, полевые дни, семинары, выставки и т.п.

2.1. Лекционная работа

Чтение лекций представляет собой способ устного общения, при помощи которого один человек передает информацию группе слушателей

2.2. Групповая дискуссия

Из всех групповых методов работы ИКС с сельскими товаропроизводителями дискуссия является самым многоцелевым и решает многие задачи. Ее используют для обмена идеями и знаниями, для решения проблем членов группы, для обсуждения мнений и разногласий, для нахождения приемлемых решений по спорным вопросам.

Дискуссия - это обмен мыслями, идеями и мнениями между различными людь­ми. Однако не всякий обмен мнениями является дискуссией. Если говорящий ставит своей целью доказать, что он прав, а остальные не правы, то это спор, а не дискуссия. Если человек просто высказывает свои взгляды и не рассматривает мнения других людей, то это лекция, но не дискуссия и т.п.

Настоящая дискуссия отличается тем, что ее участник в ходе обсуждения получает для себя новую информацию. Он должен быть готов к тому, что правота может быть не на его стороне, и что обмен мнениями и получение новых знаний важнее личного авторитета в какой-либо области

2.3. Полевой день

Полевой день используется ИКС как один из методов передачи информации, распространения новых технологий.

По сравнению с другими методами работы полевой день имеет несколько особенностей:

1. Это эффективный метод изменения отношения сельского товаропроизводите­ля к достижениям науки и инновационному процессу.

2. В отличие от заранее подготовленной лекции или выставки, обучение на производственном объекте дает прямой доступ сельскому товаропроизводителю к имеющейся информации по определенной проблеме и позволяет на месте наблюдать за процессом. К полученной на производстве многообразной информации товаропроизводитель более восприимчив, чем на лекции, а сама информация становится бо­лее доказательной.

3. Полевой день предоставляет товаропроизводителю возможность более широкого знакомства и общения с людьми за пределами его хозяйства, улучшения взаимоотношений с другими товаропроизводителями, расширяет его кругозор, позволяет службе ненавязчиво влиять на мотивацию товаропроизводителя.

Полевой день является одним из самых универсальных методов в деятельности ИКС. Но такие практические занятия очень дороги с точки зрения затрат времени, человеческих сил, оборудования и материалов. Поэтому, проведение полевого дня должно быть хорошо продумано, и не должно проводиться просто для заполнения времени.

Для достижения наибольшей эффективности полевой день должен быть хорошо спланирован и организован. Важными шагами в планировании является определение цели полевого дня, места и времени проведения, выбор целевой группы, изучение по­требностей и интересов участников полевого дня, организация подготовительных ме­роприятий и закрепление полученных результатов.

Очень важно через определенный период времени после проведения полевого дня организовать повторную групповую встречу для того, чтобы оценить полезность его проведения.

При проведении групповых мероприятий необходимо учитывать особенности психологии людей, которые также влияют на формирование целевых групп:

НОВАТОРЫ (2,5-3% населения) характеризуются способностью к риску, легко справляются с неопределенностью, абстрактно мыслят, им необходимо большое количество связей и знакомств, однако в большинстве случаев о них не думают как о лидерах в сообществе, потому что они слишком отличаются от большинства и, в основном, преследуют свои личные интересы. В своих решениях полагаются на интуицию

РАНОУСВАИВАЮЩИЕ (ранние внедренцы) (12-13%) люди с высоким уровнем профессиональных знаний, не консервативны, имеют абстрактное мышление, в своей области опираются на научные знания, отличаются деловым подходом к принятию решений, пользуются большим авторитетом, считаются лидерами. В их распоряжении практически всегда имеются необходимые ресурсы.

РАННЕЕ БОЛЬШИНСТВО (33-34 %) хорошо интегрирующиеся люди, но достигаемый уровень профессиональных знаний зачастую отстает от требований прогресса. не являются лидерами. усваивают материал и принимают решения о новациях раньше среднего уровня, хорошо просматривают возможные последствия, но не являются лидерами

ПОЗДНЕЕ БОЛЬШИНСТВО (25-30%) скептики с относительно невысоким уровнем профессиональных знаний, требуют отсутствия рисков, не любят неопределенность, применяют новшества только по необходимости, действуют на грани выживания. Располагают ограниченными ресурсами.

ОТСТАЮЩИЕ (ок.15%) относят тех клиентов, у которых отсутствуют ресурсы. Они обладают узким кругозором, предпочитают ссылаться на традиции, историю и препятствия, но не устранять их.

Графическая интерпретация этапов и степени распространения инноваций приведена на рисунке. Первый этап реализуют почти одновременно новаторы и ранние внедренцы, которые и составляют ¼ потребителей новшества.

Раннее большинство обеспечивает усвоение новаций половиной клиентов, а позднее большинство завершает процесс освоения.





Подборка статей по вашей теме: