Место андрагогики в системе человекознания

Лекция 1. Введение в андрагогику

План:

1. Место андрагогики в системе человекознания

2. Из истории развития теории и практики образования

взрослых и андрагогики

3. Обучение взрослых в системе непрерывного образования

4. Взрослый человек как субъект обучения

5. Андрагогические основы профессионального развития

личности

Литература:

1.Змеев С. И. Андрагогика: Становление и пути развития // Педагогика. — 1995.-№2.

2.Змеев СИ. Технология обучения взрослых. — М., 2002.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давы­дова. — М., 1993 — 1999.

3.Онушкин В. Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисциплинар­ный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995.

4.Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1998.

5.Knowls M. The Modern Practice of Adult Education: from Pedagogy to Andragogy. — N. Y., 1970.

6.Беланже П. Образование взрослых в промышленно развитых странах Запада // Перспективы (ЮНЕСКО). — 1992.

7.Образование взрослых // Перспективы: Вопросы образования (ЮНЕСКО). - 1982. -№1,2.

8.Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1998.

Третья международная конференция по образованию взрослых в То­кио // Советская педагогика. — М., 1973.

9.Бхола X. С. Перспективы неформального образования // Перспективы (ЮНЕСКО).-1984. - № 1.

10.Adult education in the 1990s: A Report on the 1991 National Household Education Survey — National Center for Education Statistics // Working Paper. — № 98 — 03, February 1998 (www.nces.ed.gov).

11.Delors Jacques. Adult education: from luxury to necessity // Bulletin Education For All's 2000. — № 27. April - June 1997.

12.Dewey John. Democracy and Education (www.ilt.columbia.edu).

Hamburg Declaration on Adult Learning. The Fifth International Conference on Adult Education. — Hamburg (www.education.unesco.org).

Адреса сайтов по проблемам образования взрослых в Интернете

1.Всемирный Совет по образованию взрослых (ICAE) — www.web.net/ icae.

2.Европейская Ассоциация образования взрослых (ЕАЕА) — www.vsy.fi/ еаеа.

3.Финская Ассоциация образования взрослых (FAEA) — www.vsy.fi.

4.Скандинавская Народная Академия (NFA) — www.nfa.se.

5.Норвежский Институт исследований образования взрослых — www.nvi.no.

6.Национальная организация по образованию взрослых Англии и Уэльса — www.niace.org.uk.

7.Дайджест всемирной периодики по образованию взрослых (Carfax Publishing Company) — www.carfax.co.uk.

Место андрагогики в системе человекознания

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А.Каппом. Выстроенное по ана­логии со словом «педагогика», оно имеет греческое происхожде­ние (андрос — мужчина, человек; агогейн — вести). Если перево­дить буквально, андрагогика — это «ведение взрослого человека» (человеко-ведение). Поскольку термин порожден педагогической действительностью, речь идет о ведении с помощью образования. Андрагогику можно рассматривать с разных позиций, как:

  • область научного знания;
  • сферу социальной практики;
  • учебную дисциплину.

Для того чтобы составить представление о научной специфике андрагогики, необходимо определить: предмет, который она изу­чает; систему понятий, которыми этот предмет описывается; ос­новные принципы и методы, способствующие процессу его науч­ного познания и преобразования. В соответствии с этим обознача­ются место и функции андрагогического знания в системе совре­менной науки.

Освоение андрагогики как сферы социальной практики преду­сматривает приобретение профессиональных установок, знаний, уме­ний, навыков, ценностных отношений, соответствующих смыслам и сущности деятельности по обучению взрослых.

Для понимания особенностей андрагогики как учебного пред­мета важно установить ее место и образовательный потенциал в структуре подготовки специалиста.

Будучи сравнительно молодой отраслью научного знания, анд­рагогика находится в процессе становления. Родство терминов «пе­дагогика» и «андрагогика» в течение многих Андрагогика лет служит поводом для профессиональных как отрасль науки споров. Явно сохраняя смысловую преемствен­ность со сферой педагогики, понятие «андра­гогика» в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследова­ния. В силу этого противоречия место андрагогики в кругу других наук пока точно не определено. Одни понимают ее как раздел педагогики по аналогии с пренатальной педагогикой, дошколь­ной педагогикой, теорией и методикой начального образования, дидактикой, педагогикой высшей школы. Другие, учитывая спе­цифику природы взрослого человека как субъекта обучения, вы­водят андрагогику за пределы собственно педагогики как облас­ти, занимающейся исключительно «ведением ребенка». Сторон­ники этой точки зрения делают акцент на интегративной природе андрагогики, объединяющей знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей.

Одно несомненно — андрагогика носит междисциплинарный ха­рактер. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет педагогики в общем виде можно опреде­лить как становление человека в педагогической реальности. Пред­мет теории образования взрослых — система образования взрос­лых как социокультурный институт. Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования.

Очевидно, что областью пересечения научных интересов для названных областей знания является взрослый человек. Основная функция андрагогики в соответствии со смыслом, заложенным в ее названии, — вести взрослого человека. А для этого необходи­мо знать природу и особенности того, кого ведешь. Поэтому, не­сводимо тесное взаимодействие андрагогики с другими областя­ми научного знания и практики, входящими в систему наук, ко­торая в конце 60-х годов XX столетия была определена известным российским психологом Б.Г.Ананьевым как человекознаные.

В центре внимания человекознания находится человек в его целостности, одной из форм представления которой служит образ. В результате синтеза разнообразных видов знания рождается научный образ человека в единстве «всех его определений», когда «космическое, биологическое, социальное и душевное начала должны быть взяты одновременно» (В. И. Соловьев). Подобное це­лостное представление соответствует конкретно-историческому уровню развития познания. В этих рамках андрагогическое знание выполняет особую функцию, концентрируясь на проблемах, свя­занных с обучением в системе взаимодействия взрослых людей.

Андрагогика — это гуманитарная область знания. В ее простран­стве осуществляется синтез идей и положений из области не только человекознания, но и обществознания, философии образования, культурологии, других дисциплин. Логика процесса требует выра­ботки теоретических оснований отбора необходимых сведений при­менительно к обучению различных категорий и групп взрослого населения. Объединяющей доминантой служит проблематика уча­стников образовательных процессов, характеризующихся состоя­нием взрослости.

Таким образом, андрагогика являет собой яркий пример выражения общих тенденций развития современного научного знания. С одной стороны, это интеграция информации вокруг Клю­евых проблем, с другой — ее специализация и дифференциация. силу этого андрагогика органически может входить составной частью и в теорию педагогики, и в теорию образования взрослых, в систему человекознания, оставаясь вполне самостоятельной областью знания.

Научный контекст андрагогического знания определяется рас-мотрением таких категорий, как:

человек (в его целостности на этапе жизнедеятельности, харак-еризуемом как взрослость);

взрослость (качество, задающее возрастной и социальный диа­пазон рассмотрения специфики взрослого человека как субъекта обучения);

образование (социокультурный механизм целенаправленного швития и формирования человеческого качества (образа) на юнове систематизированного в содержательном и процессуаль­ном отношениях обучения и воспитания);

образование взрослых (находящийся в контексте непрерывного образования процесс профессионально-личностного становления 1еловека, осуществляющийся в вариативных формах);

непрерывное образование (образование, рассматриваемое в соотне­сении с целостным пространством жизнедеятельности человека);

андрагог (общее название для специалистов, содержание рабо-т которых связано со сферой обучения взрослых).

Современное поле исследований в области андрагогики включа­ет в себя:

— изучение образовательных потребностей различных катего­рий и групп населения с учетом возраста, пола, социального ста­туса, уровня профессиональной подготовки, состояния здоровья;

— изучение и моделирование направлений, форм и функций образовательной деятельности взрослого человека на уровне ба­зового и дополнительного профессионального образования, са­мообразования, образовательного досуга, просветительской дея­тельности, духовного развития;

— разработку содержательно-целевого, технологического, кад­рового обеспечения системы образования взрослых.

Принципами формирования и развития андрагогического знания являются: интегративностъ, практикоориентированность, гуманитарность.

В андрагогических исследованиях широко используется следу­ющий спектр методов:

социологические (социологические опросы, социометрия для получения массива фактических данных о состоянии образования взрослых);

статистические (для определения тенденций развития сферы образования взрослых);

сравнительный анализ (для сопоставления специфики возраст­ных периодов, различных моделей образования взрослых и др.);

лонгитюд (эмпирическое исследование социальных объектов, предполагающее длительное изучение одних и тех же групп, лиц, социальных институтов, связанных с проблематикой образования в течение жизни);

мониторинг (метод, позволяющий дать качественную оценку тенденций развития образовательных явлений на основании пе­риодически повторяющихся количественных измерений, выпол­няемых по единой структуре и показателям);

биографический метод (изучение биографических материалов, мемуаров, отражающих вопросы образования в течение жизни);

контент-анализ (качественно-количественный анализ докумен­тов, источников);

интерпретативные (позволяющие обнаруживать смыслы и цен­ности, определяющие содержание и способы образования раз­личных категорий населения).

В мировой и отечественной науке довольно хорошо разработа­ны научно-методические подходы, которые позволяют модели­ровать деятельность социальных институтов, Андрагогика призванных удовлетворять образовательные как сфера потребности категорий и групп взрослого на-

социальной селения с учетом их специфики. Основными практики принципами организации образовательной

деятельности взрослого человека являются: непрерывность, нелинейность, открытость, вариативность, коопера­ция, самоорганизация.

Современная социально-экономическая ситуация России про­гнозирует увеличение значимости образования взрослого населе­ния в ближайшие 10 лет. В условиях абсолютного старения населе­ния России процент взрослых, нуждающихся в дополнительном, профессиональном и общекультурном обучении, постоянно рас­тет в силу ряда причин:

— расширение содержания понятия «грамотность» в изменя­ющемся обществе обусловливает необходимость компенсировать пробелы в базовом общекультурном образовании взрослых, не владеющих многими современными знаниями и умениями (по­нимание современной картины мира, владение компьютером, коммуникативными навыками, способность к социальной адап­тации и др.);

— развитие наукоемких и интеллектоемких производств резко повышает требования к уровню квалификации работников, сти­мулируя их участие в процессах «пожизненного» повышения ква­лификации и переподготовки;

— интенсивное переструктурирование рынка труда ведет к вы­свобождению значительного количества трудоспособных людей (в том числе и с высоким образовательным цензом). Именно со сферой образования взрослых впрямую связаны возможность пе­реобучения людей, потерявших работу, и социальная перспек­тива получения ими после соответствующей профессиональной и социально-психологической коррекции достойно оплачивае­мых мест;

— в ближайшие годы ожидается увеличение процента взрос­лых, не имеющих полного среднего, а иногда и среднего базово­го образования. Причина — рост числа детей, которые в настоя­щий момент не проходят систематического школьного обуче­ния, прогнозируемые сложности перехода страны к 12-летнему образованию;

— расширение зоны межнациональных конфликтов после рас­пада СССР породило проблемы среднего, вузовского, последип­ломного образования на родном языке для русских людей, нахо­дящихся на территории иностранных государств, а также миг­рантов;

— массовое увольнение в запас военнослужащих ведет к необ­ходимости поиска и освоения ими новых сфер профессиональной деятельности, связанного с переподготовкой и социально-психо­логической адаптацией;

— развитие современных компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности для непрерывного профес­сионального образования и интеграции в общество взрослых ин­валидов;

— перспективной представляется идея возвращения в социум людей, совершивших правонарушения и находящихся в тюрьмах, через их социальную реабилитацию и духовное развитие с помо­щью различных форм образования и просветительства.

Таким образом, можно говорить о тенденции постоянного рас­ширения контингента, подпадающего под определение «взрос­лые, нуждающиеся в образовании и профессиональной подготов­ке». Это служит стимулом к развитию в обществе разнообразных направлений и форм андрагогической деятельности.

Сложность представляет некоторая размытость границ трак­товки собственно андрагогической деятельности в кругу таких понятий, как «социальная работа», «социально-психологичес­кая поддержка», «консультирование» и др. Важно осознавать, что андрагогика начинается не просто в сфере социально-психоло­гического или профессионального взаимодействия взрослых лю­дей, но прежде всего там, где предстоит работа с определенным содержанием, подлежащим усвоению, и где перед взрослым че­ловеком встают образовательные задачи. Андрагог — это чело­век, основной профессиональной функцией которого является обучение взрослых. Однако андрагогическую (образовательно-вос­питательную) функцию может и вынужден принимать на себя любой специалист, работающий в системе «человек—человек». Ее можно факультативно или нормативно освоить в системе не­прерывного профессионального или дополнительного педагоги­ческого образования.

Среди методов организации современной андрагогической прак­тики следует выделить в качестве наиболее продуктивных:

имитационное моделирование, которое позволяет создавать в про­цессе группового обучения ситуации, отражающие реальную про­блематику взрослого человека и способствующие ее разрешению;

проектирование как целенаправленное прогностическое изме­нение действительности в ходе образовательного процесса;

различные виды рефлексии, позволяющие осмыслять, оценивать, корректировать имеющийся профессионально-личностный опыт;

программирование и алгоритмизацию, на основе которых реали­зуется полное усвоение необходимой информации.

Апробация в современной практике ведущих идей и моделей андрагогической деятельности свидетельствует о практикоориен-тированности андрагогического знания, его способности влиять на качество подготовки кадров, служить основой разработки содержания и технологии деятельности таких важ-

ных социальных институтов, как центры за­нятости, центры профессиональной реабилитации, институты по­вышения квалификации, экстернат, вечерние (сменные) школы. Очевидно, что существуют категории специалистов и типы обра­зовательных учреждений, в подготовке которых андрагогика дол­жна присутствовать нормативным блоком.

В 1995 — 2000 гг. в педагогических вузах России осуществлялось обучение по специальности 031400 — андрагогика, обеспечиваю­щее третий уровень профессиональной подготовки. В системе выс­шего и дополнительного педагогического образования были от­крыты соответствующие кафедры, разработаны образовательные программы. При подготовке специалистов гуманитарного профи­ля андрагогика как учебный предмет необходима, поскольку она содержит: 1) профессиональное знание, формирующее культуру информационно-образовательного взаимодействия со взрослыми людьми (коллегами, клиентами, обучающимися); 2) личностно необходимое каждому знание, обеспечивающее информационную и методическую поддержку профессионального, культурного, духовного развития на протяжении всей жизни.

Этот предмет нужен непосредственно тем, кто готовится стать преподавателем среднего или высшего учебного заведения, учреж­дения повышения квалификации; тем, кто намерен заниматься социальной работой, просветительской деятельностью, менеджментом, работой в средствах массовой информации. Профессии жур­налиста, медика, библиотекаря, актера, политика, социального психолога и многие другие, относящиеся к профессиям типа «че­ловек—человек», также включают андрагогический компонент. Социологи отмечают, что успешность практической деятельности выпускника вуза лишь на 15 — 20 % зависит от приобретенных про­фессиональных знаний. Все остальное определяется умением рабо­тать с людьми.

Принципы построения андрагогики как учебной дисциплины пред­полагают: междисциплинарность; индивидуально-личностную ориен­тацию содержания курса; прогностичностъ по отношению к буду­щей образовательной «судьбе» слушателей; пропедевтичность.

При изучении андрагогики может быть использовано все мно­гообразие педагогических методов работы с информацией. Полез­но сопровождать процесс изучения материала осмыслением ме­ханизмов действия этих методов для себя как учащегося челове­ка. Ведь позиция андрагога предполагает постоянное использо­вание различных видов самоанализа, таких, как самотестирова­ние, рефлексия, самооценка, самопроектирование, самокоррек­ция. Фактически человек, освоивший начала теории образова­ния взрослых, становится «сам себе андрагогом».

Современный этап развития андрагогики как области научно­го знания и учебной дисциплины обусловлен:

— атрибутивностью (т.е. обязательностью, неотъемлемостью) образования для взрослого человека в изменяющемся мире;

— педагогизацией многих сфер профессиональной деятельно­сти, связанной с необходимостью освоения педагогических функ­ций людьми, учреждениями, организациями, для которых это ранее было несвойственно (предприятия, центры повышения ква­лификации, государственные службы и сфера обслуживания, государственные и негосударственные образовательные учрежде­ния, осваивающие подготовку по социально-педагогическим про­фессиям»др.);

— увеличением степени самосознания современного человека, его стремлением к осознанному самосовершенствованию и само­реализации;

— стихийным развитием в социуме инновационного опыта обу­чения взрослых.

Как наука, познающая и обобщающая практику обучения взрослых, андрагогика позволяет обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей. Разраба­тывая теоретические и методологические основы деятельности, помогающей приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения культуры, формировать нравственные ори­ентиры, андрагогика рассматривает образование в контексте жиз­ненного пути человека. Она раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается раз­вивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, опреде­ляющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации. Андрагогическая подго­товка делает реальным решение проблемы образования в тече­ние жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: