Занятие №6

Тема: Патофизиология желудочно-кишечного тракта.

Цель: Изучить этиологию и патогенез расстройств системы пищеварения. Показать взаимосвязь различных отделов желудочно-кишечного тракта и возможности их компенсации.

Теоретические вопросы.

1. Общая этиология и патогенез расстройств системы пищеварения.

2. Расстройства аппетита и вкусовые нарушения, причины, проявления, последствия для организма.

3. Нарушения слюноотделения и жевания, глотания, функций пищевода, причины, механизм развития, последствия.

4. Нарушения секреторной функции желудка, виды. Типы патологической секреции, причины, нарушения пищеварения при них.

5. Нарушение моторной функции желудка, причины, механизм развития, последствия для организма.

6. Отрыжка, изжога, тошнота, рвота, определение понятия, причины, механизм развития, последствия.

7. Острые и хронические гастриты, причины, механизм развития, последствия для организма.

8. Нарушения полостного и пристеночного пищеварения, процессов всасывания в тонком кишечнике, причины, последствия.

9. Нарушения моторики кишечника. Запоры, поносы, кишечная непроходимость, виды, причины развития, последствия для организма.

10. Микрофлора кишечника и ее роль в патогенезе заболеваний органов пищеварения. Дисбактериозы.

11. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, этиология, патогенез, теории ульцерогенеза, принципы лечения.

12. Острые и хронические панкреатиты, причины, механизм развития, нарушения пищеварения.

13. Последствия удаления различных отделов желудочно-кишечного тракта.

Работа №1. Характеристика секреторной и переваривающей способности желудка при его язве у кролика.

Материальное оснащение:

1. Пробирки центрифужные – 4 шт.

2. Пробирка градуированная – 1 шт.

3. Штатив на 5 гнезд - 2 шт.

4. Пипетки на 1 мл - 3 шт.

5. Пипетка на 5 мл - 1 шт.

6. Термостат, установленный на 38°С - 1 шт.

7. 0,5% спиртовый раствор

диметиламиноазобензола в капельнице - 5 мл

8. 1% спиртовый раствор

фенолфталеина в капельнице - 5 мл

9. 0,1 N раствор едкого натра - 10 мл

10. Кусочки расщепленного фибрина

по 0,4 г - 2 шт.

11. Желудочный сок опытного и

контрольного кроликов (в пробирках) - по 5 порций

Методика проведения опыта.

Эксперимент ставят на двух кроликах, один из которых явля­ется контрольным. Подопытному животному в течение 10 - 12 дней ежедневно за 1 ч до еды дают атофан в дозе 0,1-0,2 г на 1 кг массы. Атофан вызывает образование язвы желудка с нарушением секреторного процесса.

В день занятия обоим кроликам, зафиксированным в станке, вводят тонкий резиновый зонд в желудок. Через 0,5 ч после взятия первой (базальной) порции желудочного сока животным вводят подкожно по 0,2 мл 1% раствора гистамина. Последующие порции (всего 5 порций) желудочного сока собирают через каждые 15 мин.

С помощью градуированной пробирки измеряют количество выделившегося желудочного сока. Полученные данные отражают в виде кривых на графике.

В одной из порций желудочного сока (обычно на максимуме секреторной активности желудка) определяют:

1. Общую кислотность, а также свободную и связанную соляную кислоту.

2. Переваривающую способность желудочного сока.

Результаты, полученные в опыте, сопоставляют с контролем. В заключении обсуждают возможные механизмы изменений изучаемых параметров при язве желудка.

Способ определения кислотности желудочного сока.

К 5 мл желудочного сока прибавляют по 1 капле растворов диметиламиноазобензола и фенолфталеина. Смесь титруют раствором едкого натра до появления желто-оранжевой окраски(I уровень), затем до появления лимонно-желтой окраски (II уровень) и продолжают титровать до перехода окраски в стойкий розовый цвет (III уровень).

Количество щелочи, пошедшей на титрование до I уровня, соответствует концентрации свободной соляной кислоты в желу­дочном соке. Объем щелочи, пошедшей на титрование до уровня, соответствующего среднему арифметическому между II и III уровнями определяет концентрацию всей соляной кислоты (сумма свободной и связанной кислот). Отсюда, концентрация связанной соляной кислоты определяется по разности между концен­трациями суммарной и свободной соляной кислоты. При этом количество щелочи, пошедшей на титрование до III уровня, соответствует общей кислотности желудочного сока.

Пример расчета. Уровень I в пипетке - 1,5, уровень II - 2,2, уровень III - 2,8. Отсюда, среднее арифметическое между II и III уровнями составляет 2,5.

Для анализа взято 5 мл желудочного сока. Расчет ведется на 100 мл, поэтому объем щелочи, потраченной на различных этапах титрования, умножают на 20.

1. Свободная соляная кислота: 1,5 х 20 = 30.

2. Сумма свободной и связанной соляной кислоты: 2,5 х 20 = 50.

3. Связанная соляная кислота: 50 - 30 = 20.

4. Общая кислотность: 2,8 х 20 = 56.

5. Кислотный остаток (содержание в желудочном

соке органических кислот и кислых солей

фосфорной кислоты): 56 - 50 = 6.

Способ оценки переваривающей способности желудочного сока.

В две пробирки (опытную и контрольную) наливают по 3 мл желудочного сока, взятого у соответствующего животного.

Затем в пробирки добавляют кусочки фибрина, равные по массе. Пробы инкубируют в термостате при 380С в течение 30 мин. Переваривающую способность желудочного сока определяют по степени уменьшения количества фибрина в проинкубируемой пробе.

Работа №2. Решение ситуационных задач по теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: