Системный подход к управлению персоналом

Запоминаем Система — совокупность компонентов, взаимосвязанных между собой так, что изменение положения или состояния одного приводит к изменению состояния других; эффект действия совокупности компонентов системы («системный эффект») превышает суммарное их действие. Субъект управления — элемент системы управления персоналом;структурно обозначенные объединения людей (подразделения, службы) и руководители, специалисты, наделенные полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность. Объект управления— элемент системы управления персоналом; отдельные люди или группы, а также социальные процессы и отношения, на которые направлены воздействия субъекта управления. Объект управления рассматривается в двух аспектах: элементарно-структурном (как совокупность людей) и функциональном (как определенное поведение индивидов и групп людей). Цели — элемент системы управления персоналом;определяют направленность системы управления персоналом, отражают совокупность показателей, динамику изменения качества кадрового состава и кадровой ситуации. Принципы (от лат. principium — начало, основа) исходные, коренные положения какой-либо деятельности, теории или учения. Принципы управления персоналом — основополагающие правила, установки, требования по осуществлению соответствующих функций. Записываем

Изучаем

1. Подходы к определению понятия «управление персоналом»

Подход Сущность
Институциональный Управление персоналом представляет собой деятельность различных субъектов (институтов): служб управления персоналом, линейных и высших руководителей
Содержательный (функциональный) Управление персоналом основано на выделении функций, целей и задач в рамках организации.
Организационный Управление персоналом — комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность организации

2. Процесс управления можно описать с помощью ответов на вопросы:

— с какой целью управляют (что должно стать результатом)?

— кто управляет (кто является субъектом управления)?

— кем (чем) управляет (кто или что выступает объектом управления)?

— на какие характеристики направлено воздействие (что является предметом управления)?

— какими способами управляют (каковы методы, механизмы управления)?

— каков результат управления (в чем проявляются изменения)?

Результат
Объект
Методы и технологии
Субъект
Цель

Модель процесса управления (универсальная)

3. В постановке целей в настоящее время применяется SMART-технология, предполагающая пять принципов

Принцип Сущность
Конкретность (Specifik); Конкретность цели предполагает точный образ результата деятельности и ее специфичность — принадлежность определенной сфере и виду управленческой деятельности. Этот принцип позволяет отличить цель от лозунга, так как в лозунгах зачастую используются слова «совершенствовать», «повысить», «активизировать»
Измеримость (Measurable) Измеримость цели требует наличия показателей (количественных и качественных), позволяющих «увидеть» достижение цели
Контролируемость (Аccountable) Показатели должны позволять контролировать степень приближения к цели
Достижимость (Realistic); Реалистичность цели означает, с одной стороны, ее сложность, содержание в ней вызова, делающего цель привлекательной, но требующей приложения усилий (в этом смысле иногда говорят о цели как своеобразной мечте, к которой надо стремиться), с другой стороны, возможность ее достижения.
Срок выполнения (Time-oriented) Для достижения цели должен быть определен срок или намечены этапы деятельности, и определены периоды их реализации

Другими словами — выполнить можно только то, что:

1) ясно себе представляешь;

2) измеряется;

3) оценивается;

4) соответствует возможностям («по силам»);

5) на что выделено время.

4. Управление персоналом осуществляется в организации как социальной системе. Особенность управляемых объектов в социальных системах в том, что они обладают самоактивностью, адаптивностью к условиям и факторам социального бытия, самоуправляемостью своей жизнедеятельностью и развитием. В результате в системном взаимодействии не только субъекты влияют на объекты, но и последние существенно влияют на субъекты управления. В процессе управления между субъектом и объектом складываются определенные отношения.
В социальных системах взаимодействие строится по типу «человек-человек», т. е. отношения носят субъект-субъектный характер.

Управленческие отношения, как необходимый механизм управления имеют свою структуру и подразделяются на вертикальные (отношения подчиненности, субординации) и горизонтальные (отношения координации). Наряду с установленными формальными (официальными) отношениями в процессе управления могут возникать неформальные (неофициальные) отношения. Неформальные отношения возникают добровольно или спонтанно на основе личных контактов и не зависят от властных полномочий. Оба этих вида отношений следует учитывать, так как от состояния неформальных отношений в коллективе во многом зависит эффективность и конечный результат деятельности.

5. Принципы формирования и развития системы управления персоналом

Принцип Сущность
Целесообразности Функции управления персоналом должны быть обусловлены целями организации
Экономичности Организация системы управления персоналом должна проводиться наиболее экономичными способами
Специфичности Разделение функций между исполнителями в соответствии с особенностями их роли
Комплексности Функции управления персоналом должны реализовываться с учетом действия внутренних и внешних факторов
Перспективности При создании системы должны учитываться перспективы развития организации
Оперативности Решения по предупреждению или устранению отклонений в деятельности должны приниматься оперативно
Адаптивности Система управления персоналом должна приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности организации
Эффективности Функции должны выполняться одновременно для повышения эффективности деятельности
Оптимальности Необходимо рациональное соотношение функций управления развитием и управления функционированием
Научности Формирование и развитие системы должно опираться на достижения теории и практики управления персоналом

Делаем выводы

1. Управление персоналом — процесс системного, планомерно организованного с помощью взаимосвязанных организационных, экономических и социальных механизмов воздействия на работников организации с целью обеспечения эффективного функционирования производственного процесса и удовлетворения потребностей работающих в их профессиональном и личностном развитии.

2. Система управления персоналом представляет собой взаимодействие управляющей (субъекты управления) и управляемой (объекты управления) подсистем и включает компоненты — цели, задачи, функции и механизмы их реализации.

3. Цели управления персоналом организации призваны конкретизировать основные направления данной деятельности и отражать показатели качества кадрового состава на каждом этапе функционирования и развития организации.

4. Цели управления персоналом формулируются в двух аспектах: экономическом и социальном. Целью управления персоналом в экономическом аспекте является удовлетворение потребностей производственного процесса в работниках требуемого качества, количества и в заданные сроки. В социальном аспекте целью управления персоналом является удовлетворение потребностей работающих.

5. Принципы управления персоналом представляют собой основополагающие требования, учет которых при формировании и развитии системы придает ей целостный характер.

Выполняем

Задание 1. Создайте модель процесса управления персоналом, для чего конкретизируйтекаждый элемент универсальной модели управления

 

Задание 2. В приведенном в выводе определении управления персоналом выделите (подчеркните, обозначьте цветом) сущностные признаки, отличающие этот вид управленческой деятельности от других.

Задание 3. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «управление персоналом» с точки зрения отнесения их к тому или другому подходу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: