Налоговые органы: понятие, задачи и полномочия

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ).

Налоги - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 НК РФ).

Сборы - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление прав или выдачу разрешений (лицензий)(ч.2 ст.8 НК РФ).

Взимание налогов необходимое условие существования государства и его органов. В Российской Федерации налоговые платежи составляют основную долю (более 80 %) доходной части федерального бюджета.

В целях обеспечения стабильности поступления в казну государства установленных налогов и иных платежей, выплачиваемых налогоплательщиками, необходим контроль и надзор со стороны государственных органов за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. В России эти функции осуществляют налоговые органы.

Налоговые органы – федеральные органы исполнительной власти, призванные осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Правовой статус налоговых органов определяет ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» (ст. 1). Налоговые органы в РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (ст. 30 НК РФ).

!!!Субъекты Российской Федерации не имеют права создавать собственные налоговые органы.

Не являются налоговыми органами:

таможенные органы → пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу, но в соответствии с таможенным законодательством;

органы государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС и др.) → в некоторых случаях пользуются правами налоговых органов. Однако, контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляют налоговые органы.

По своей правовой природе налоговые органы России являются органами государственного контроля в сфере финансово-экономической деятельности за соблюдением налогового законодательства, за правильностью, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В процессе осуществления своей деятельности они вправе применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение или ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения налогового законодательства.


Историческая справка. До 1 июля 2003 г. в систему налоговых органов входила Федеральная служба налоговой полиции, которая первоначально (с 18 марта 1992 года) функционировала в качестве Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ. Федеральная служба налоговой полиции имела право возбуждать уголовные дела, отнесенные к её компетенции, проводить по ним дознание и предварительное следствие, осуществляла оперативно-розыскную деятельность, то есть являлась правоохранительным органом. Однако Указом Президента РФ «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Федеральная служба налоговой полиции была упразднена. Вместо неё в структуре Министерства внутренних дел была образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП


!!!Налоговые органы в настоящее время не являются правоохранительными органами, в собственном смысле слова. Они не осуществляют функции по охране государственной и общественной безопасности, не занимаются выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений. Публичное предназначение налоговых органов – финансовое обеспечение деятельности государства и его органов. Контрольная функция налоговых органов является частной разновидностью охранительной функции финансового права.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных Законом о налоговых органах РФ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ст. 6 Закона о налоговых органах РФ).

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, Законом РФ о налоговых органах, иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для решения стоящих задач налоговые органы России наделяются правами и обязанностями в установленной сфере деятельности (см. табл. 21)

Таблица 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: