Тема 8. Подготовка и организация эмпирического социологического исследования

Современная социология немыслима без проведения эмпирических исследований. Под эмпирическим исследованием понимается система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой в целях получения достоверных данных об изучаемом социальном явлении или процессе.

Эмпирическое (прикладное) социологическое исследование состоит из трех основных этапов, каждый из которых содержит в себе ряд процедур:

1. подготовительный этап – его основное содержание сводится к разработке программы прикладного исследования;

2. основной этап – это этап, на котором собственно и проводится сбор эмпирической информации;

3. завершающий этап – на этом этапе осуществляется обработка и анализ полученных в ходе прикладного социологического исследования данных, а также формулируются выводы и рекомендации.

Этап разработки программы конкретного социологического исследования является чрезвычайно важным, так как именно этот документ (т.е. программа) задает стратегию и тактику эмпирического исследования.

Программа социологического исследования представляет собой изложение общей концепции исследования и обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

1. методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

2. методическая часть – определение обследуемой совокупности и характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, разработка инструментария для сбора этой информации и определении процедуры и логической схемы ее обработки.

Всякое научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема – это всегда противоречие между знаниями и потребностями людей в решении каких-то задач и незнанием путей и средств их реализации. Последнее, в свою очередь, обусловливается отсутствием или недостаточностью знаний о закономерностях функционирования и развития изучаемых объектов. Таким образом, поставить проблему – это значит выявить, обосновать и описать имеющее место противоречие, а решить проблему – это значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Проблема в социологическом исследовании – это существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп, либо социальных институтов, либо общества в целом, природа которой не вполне ясна.

Важной задачей на стадии разработки программы конкретного социологического исследования является перевод проблемной ситуации в постановку проблемы. Для этого необходимо проделать следующую аналитическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные моменты, элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не другим наукам;

3) определить, какие социальные группы и личности связаны с этой проблемой;

4) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов;

5) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление поиска;

6) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу и провести беседу с экспертами.

Следующим этапом программы социологического исследования является определение цели и задач исследования.

Цель конкретного социологического исследования вытекает из общей направленности исследования. Она всегда ориентирована на разрешение поставленной проблемы.

Задачи социологического исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Они формулируются в соответствии с целью исследования и определяют предполагаемые пути и средства разрешения исследуемой проблемы.

Задачи могут быть основные и дополнительные. Основные задачи предполагают поиск ответа на центральный вопрос социологического исследования – каковы пути и средства разрешения поставленной проблемы? Дополнительные (неосновные) задачи направлены на выяснение обстоятельств, причин, факторов, сопутствующих главной проблеме исследования.

На третьем этапе разработки программы конкретного социологического исследования определяются объект и предмет исследования. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и скрывающиеся в ней противоречия. Таким образом, предметом социологического исследования становится социальная сфера, внутри которой находится исследуемая проблема. Предмет исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Социальная проблема не существует сама по себе, а всегда предполагает своего носителя – ту общность людей, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом прикладного социологического исследования всегда выступают люди, вовлеченные в исследуемый социальный процесс и являющиеся носителями той или иной социальной проблемы, т.е. носителями исследуемого социального противоречия.

Если объект исследования невелик, то возможно его сплошное обследование. Если же объект исследования многочислен, то осуществляется процедура выборки, посредством которой из объекта выбирается та совокупность, которая будет исследоваться.

Совокупность всех возможных носителей исследуемой социальной проблемы называется генеральной совокупностью. Часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов и правил, называется выборочной совокупностью (выборкой). Число единиц наблюдения выборки называют ее объемом.

Выборка является одним из сложных и ответственных этапов разработки программы. Существуют различные виды и методы выборки, в том числе вероятностная, случайная, гнездовая, целенаправленная, стихийная и т.д. поскольку от ее осуществления во многом зависит достоверность исследования. При этом, независимо от методики формирования выборки, она должна отвечать следующим требованиям: 1. быть микромоделью генеральной совокупности и 2. число единиц выборки должно быть статистически значимым. Только при соблюдении этих условий выборка будет репрезентативной (представительной) и ее результаты можно будет распространить (экстраполировать) на весь объект исследования.

Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и элементы генеральной совокупности. Расхождение между генеральной совокупностью и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности. Если выборка осуществлена правильно, то можно рассчитывать на получение надежных результатов исследования, характеризующих генеральную совокупность. Если же выборка осуществлена неправильно, то возникшая на этапе выборки ошибка преумножается в процессе исследования и значительно искажает полученные результаты. Поэтому в программе социологического исследования должно быть четко указано: 1) каков объект эмпирического исследования; 2) является исследование сплошным или выборочным; 3) если оно является выборочным, то какова выборка, как она формировалась и претендует ли исследование на репрезентативность.

Следующим этапом теоретической подготовки эмпирического исследования является формулирование гипотез исследования. Гипотезы – это научные предположения, сформулированные в утвердительной форме, выдвигаемые для объяснения каких-либо фактов, которые надо в ходе исследования подтвердить или опровергнуть. Иначе говоря, гипотезы – это предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. В социологическом исследовании гипотезы – это научные предположения о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями, подлежащими исследованию.

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как, впрочем, и в любом другом научном исследовании, чрезвычайно велика. Гипотезы конкретизируют цель исследования и отражают его общую направленность. Они вырабатываются на основе имеющихся фактов и являются отправными точками исследования. Важно заметить, что дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез, поскольку они обусловливают логику всего процесса исследования и последующего анализа результатов. Для достижения этой задачи гипотезы должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь четкую и однозначную формулировку;

2) логически согласовываться с проблемой и целью;

3) заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию;

4) быть приложимы к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;

5) иметь возможность эмпирической проверки.

В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и дополнительные (гипотезы основания и гипотезы следствия). Они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятия. Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, служат для проверки выдвинутых гипотез.

В зависимости от содержания предположений относительно изучаемого явления, гипотезы могут быть описательные, объяснительные и прогностические.

В описательных гипотезах на основе имеющейся статистической и эмпирической информации формулируются предположения о фактическом состоянии объекта, его функциях.

В объяснительных гипотезах на основе аналитического исследования формулируются предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте (явлении).

Прогностические гипотезы представляют собой своеобразное конструирование социальной действительности на основе анализа предмета исследования, выявления закономерностей и основных тенденций его функционирования в связи с развитием социальных процессов общества в целом.

Важное место в программе исследования занимает логический анализ основных понятий, которые будут применяться в исследовании. Эта процедура заключается в точном объяснении содержания и структуры основных понятий, т.е. их интерпретации, которая осуществляется с помощью расчленения (операционализации) основных понятий на составные элементы, способные описать их содержание. Получаемые при этом более простые понятия называются операциональными понятиями.

Весь процесс логического анализа основного понятия в исследовании состоит из двух этапов:

1. Выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое наиболее полно и точно выражает его сущность.

2. Достижение однозначности в понимании содержания основного понятия.

3. Выявление совокупности операциональных понятий, на которые «раскладывается» основное понятие.

Интерпретация основного понятия позволяет установить, по каким направлениям должен осуществляться сбор количественной информации, а операционализация – о чем следует собирать информацию

Каждое общее понятие раскладывается на такие операционные составляющие, которые могут быть исследованы количественными методами и доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. Нахождение понятий-индикаторов помогает уяснить, как и в какой форме надо подойти к необходимой социальной информации, каким образом можно ее измерить, как правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария и определить структуру ответов на вопросы. Поэтому социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Так как всем индикаторам присущи различные характеристики, выступающие в качестве ответов на вопросы, то их расположение в той или иной последовательности по позициям образует шкалу измерений. Измерить можно любой признак, но шкалы (эталоны, измерительные инструменты) будут разными. Правильный выбор индикаторов и построение на их основе шкал позволяют разработать инструментарий для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.

Наибольшее распространение в социологии имеют номинальные, порядковые (ранговые) и интервальные шкалы.

Номинальная шкала устанавливает простую классификацию возможных проявлений признака. Каждому из наименований в перечне присваивается определенный номер – число, с которым в дальнейшем и проводятся математические операции. Будучи простейшей, номинальная шкала пригодна для измерения любых объективных признаков респондента (пол, возраст, семейное положение, род занятий и т.д.).

Порядковая (ранговая) шкала устанавливает интенсивность проявления признака, т.е. позволяет расположить все варианты в порядке возрастания (убывания) некоторого свойства. Расположение вариантов в порядке возрастания (убывания) свойства называется ранжированием, а числа, приписываемые вариантам, рангами. Ранговая шкала позволяет определить предпочтения респондентов в отношении заданного социального явления или объекта.

Интервальная шкала позволяет измерить те признаки и свойства, которые можно выразить числом. Позиции в такой шкале расположены по равным или неравным интервалам, в зависимости от значения индикатора, используемого для конструирования шкалы. С помощью такой шкалы можно измерить, например, стаж работы (до 5 лет, до 10 лет, до 15 лет и т.д.).

Тщательно разработанная программа социологического исследования – гарантия успешности самого исследования, обоснованности его результатов, их теоретической практической ценности. При невозможности по каким-то причинам разработать полноценную программу, разрабатывают ее макет, т.е. упрощенный вариант, в котором содержатся все перечисленные выше компоненты (этапы), но без подробной детализации.

Грамотное поэтапное программирование предстоящей исследовательской деятельности является необходимым условием и гарантом успешности исследования. Оно позволяет правильно выбрать метод социологического исследования и перейти ко второму этапу эмпирического исследования – процедуре сбора первичной социальной информации.

Ключевые понятия темы: постановка проблемы, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, генеральная совокупность, выборочная совокупность, выборка, репрезентативность, ошибка репрезентативности, гипотеза, интерпретация основного понятия, операционализация понятия, индикатор, номинальная шкала, ранговая шкала, интервальная шкала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: