Социально-экономические группы в свете стратификации

Экономическая жизнь – это своеобразный театр событий, в котором действуют, участвуют, наглядно проявляют себя разные группы людей. Совокупность социально-экономических групп образует социально-экономическую структуру в масштабах общества в целом, региона или поселения, отрасли хозяйства, организации.

Выделение и различение групп в общности – это социальная стратификация. Поскольку в экономической жизни главными компонентами являются труд и трудовые отношения, важнейшими объективными основаниями социально-экономической стратификации могут считаться:

· занятость, ее мера и вид;

· позиция в общественном разделении труда, т.е. занятость управленческим или исполнительским, аграрным или индустриальным, физическим или умственным трудом;

· особенности труда в плане тяжести, сложности, коммуникативности, риска, физических и моральных условий;

· профессия или занятие, т.е. работа по найму за заработную плату и требующая профессиональной квалификации или самостоятельная работа со свободным доходом, в том числе и независимая от образования;

· отношение к собственности на средства производства, ее наличие или отсутствие, а также ее мера, форма и вид;

· отношение к организации и управлению производством и трудом, его уровень, экономические и правовые основания, формальный или неформальный характер;

· доходы, их мера и источники, легитимность или моральность, стабильный или нестабильный характер;

· образование и квалификация, их уровень, профиль, престижность.

С учетом перечисленных оснований может быть выделено большое количество групп. Научный, деловой и обыденный варианты их названий нестабильны во времени, часто оспариваются, а иногда и просто во многом не совпадают между собой. Это говорит о том, что явление социально-экономической структуры весьма сложно отражается в общественном сознании.

Наряду с объективными существуют и субъективные основания социально-экономической стратификации. Здесь группы различаются с точки зрения каких-то человеческих качеств, имеющих большое значение для труда и трудовых отношений – категорических ориентаций на те или другие профессии; стиля поведения и деятельности в одних и тех же видах труда; пассивности или активности; лидерства; законопослушания; отношения к труду и заработной плате; моральности в трудовых и имущественных вопросах; предрасположенности к индивидуальной или совместной работе. При изучении социально-экономической структуры мы рассматриваем субъективный план объективных групп и объективный план субъективных групп. Группы, выделяемые по объективным основаниям, вырабатывают свои сознание и поведение, в то же время группы, выделяемые по объективным основаниям, влияют на экономику, занимают свою объективную позицию в профессиональном разделении труда, достигают лучшего или худшего объективного имущественного положения именно благодаря или вследствие своей психологии.

Социально-экономическая стратификация имеет свои сложности и противоречия.

Какие социально-экономические группы могут быть выделены как существенные, достойные внимания, зависит не только от задач анализа, но и от интересов, мировоззрения самих аналитиков.

В зависимости от весомости социально-экономических различий группы также будут более или менее существенными. Весомость одних и тех же различий неодинакова в разных случаях, т.е. относительна. Существуют конкретные формы относительности социально-экономических различий.

1. Многие принципиальные различия в профессиях и занятиях стираются под воздействием технического прогресса, а также в условиях острого дефицита рабочих мест; люди придают меньшее значение этим различиям и в том случае, если сильна их ориентация на материальные стимулы.

2. Различия в доходах не так существенны, если последние у всех (в среднем) велики, если отсутствуют возможности их реализации или если общество, данные индивиды и группы особенно сориентированы на духовные ценности.

3. Занятость или безработица не так явно выражают социально-экономический статус людей, если безработица временна, или если в среднем работающие получают низкую заработную плату, или если пособия по безработице достаточно высоки.

4. Образование может означать всего лишь профессиональный характер труда и быть маленьким нюансом работы и жизни, а может выполнять роль своеобразного капитала, определяющего социально-экономические перспективы человека; образование в некоторых случаях – это также фактор, либо гарантирующий занятость, либо способствующий безработице, либо не имеющий значения в этом отношении.

5. Собственность имеет неодинаковое социально-экономическое значение для людей в условиях ее демократического или кастового распределения, политической стабильности или нестабильности экономических отношений; собственность также – это неодинаковая в разных случаях возможность для индивида или группы развития и укрупнения собственных средств производства, стабильности доходов и существования, свободного труда, господства над людьми и т.д., что свидетельствует о необязательной привлекательности и выгодности владения и распоряжения ею.

6. Индивидуальные качества людей также подчиняются принципу относительности. Если в одних социально-экономических системах, ситуациях, конкретных случаях какие-то поведенческие и духовные свойства не имеют значения, то в других именно они определяют статус, достижения и комфорт индивидов и групп; если в одних случаях организация благодаря принципу своего устройства способна предусмотреть и нейтрализовать какие-то качества и действия людей, то в других, наоборот, может максимально развить и реализовать их.

В зависимости от того, каковы в определенной общности различия между группами людей, связанные с трудом и трудовыми отношениями, мы можем выделить и изучить некоторые стратегические модели социально-экономических структур.

1. Межклассовая модель. Наиболее существенные различия – это различия между несколькими очень большими группами-классами, носящие характер открытых противоречий. Люди сами легко осознают и выражают их. В то же время каждая из групп-классов сама по себе достаточно однородна и характеризуется высоким индексом сплоченности.

2. Внутриклассовая модель. Между основными группами-классами нет различий, которые можно было бы считать существенными и рождающими противоречия в их взаимоотношениях. Эти группы-классы достаточно «интегрировались в систему», приспособились друг к другу, бесконфликтно разделили и определили роли, условия труда и доходы. В то же время именно благодаря этому внутри них возросла разнородность. Противоречивые различия между группами-классами оказались трансформированными во внутренние проблемы, в усиление дифференциации и даже конфликтности.

3. Надклассовая модель. Различия и противоречия равномерно распределяются во внешних и внутренних отношениях основных групп. При этом равномерный характер могут носить как усиление, так и ослабление различий между этими группами-классами.

Ванализе социально-экономической структуры наряду с основаниями стратификации используется и принцип типологизации. Социальные и социально-экономические группы могут различаться по признакам, которые не связаны с прямыми группообразующими факторами, но также важны.

Выделим следующие основные типологически различающиеся группы.

1. Традиционные и новые группы. Под традиционными понимают длительно существующие и хорошо интегрированные в социально-экономическую систему группы. Хотя, конечно, некоторые социально-профессиональные и социально-трудовые категории людей могут относительно длительно оставаться неблагополучными. Новые – это вновь возникшие группы, еще не обладающие определенным статусом. Они перспективны либо неперспективны, смогут занять свое место в социально-экономической структуре либо нет; неопределенность статуса новой группы – это просто неопределенность в условиях деятельности, правах и возможностях, максимально возможных доходах и т.д. Представители же традиционной группы лучше и реальнее представляют все обстоятельства своего существования.

2. Доминирующие группы. Понятие доминирования отражает специфические процессы межгруппового лидерства и господства одних групп над другими, которые происходят и в социально-экономической структуре. Доминирование может быть длительным или временным, иметь множество форм. Остановимся на некоторых наиболее конкретных явлениях.

Во-первых, доминирование может основываться на приоритетности роли. Представим себе, что некоторые группы оказываются способными внести наиболее весомый вклад в экономическое развитие, преодоление проблемных ситуаций в этом развитии, имеют особое значение в поддержании производства и освоении его новых сфер и принципов организации. Такие группы претендуют на протекцию со стороны бюрократии и привилегии, могут действительно их получать. В качестве доминирующей группы могут оказаться рабочий класс (в условиях индустриализации); крестьянство (в условиях голода или ориентации экономики на сельскохозяйственное производство); инженерно-техническая интеллигенция (в условиях массовой автоматизации и роботизации); менеджеры (в условиях бума управленческой культуры); экономисты (в условиях глобального пересмотра экономической системы и поиска новой экономической философии) и т.д. Явление доминирования может четко проявляться и на микроуровне, (например, в ситуации, когда резко возрастает значение снабженцев, профсоюзных активистов, высококвалифицированных работников, работников какого-то производства, приносящего особую прибыль предприятию, и т.д.).

С точки зрения экономической социологии интересны такие процессы в экономике, как притязания на доминирование, пропаганда доминирования, конфликт по поводу доминирования, сдерживание доминирования и др.

Во-вторых, основой доминирования является принцип основных и неосновных функций. Группы, выполняющие основные функции, приобретают черты превосходства, они более престижны, часто имеют возможность навязывать свою волю и поведение тем группам, которые заняты выполнением разного рода вспомогательных, посреднических, временных, неспециализированных задач. Неосновные функции иногда делают социально зависимыми тех, кто их выполняет. Таким образом, деление функций на основные и неосновные – проблема не только экономической организации производства, но и социальных отношений.

Во всех случаях доминирование сопровождается такими социальными показателями, как особая объективная весомость ролей или функций, наличие привилегий, особая престижность, возможность определять ситуацию и условия для всех, прямой диктат, относительно большие по сравнению с другими затраты труда.

3) Маргинальные группы. Существуют группы, занимающие пограничную, промежуточную позицию в социально-экономической структуре, совмещающие в себе черты нескольких групп (чаще сравнительный план составляют «крайности», две существенно различающиеся группы). Промежуточность, пограничность и есть маргинальность. Приведем следующие примеры маргинальности групп (маргинальных групп):

- так называемые самостоятельные работники, т.е. лица, обладающие собственностью, но не использующие наемный труд. Пограничность этой группы проявляется при ее сравнении с собственниками и рабочими;

- так называемые новые бедные. Существует два значения этого понятия. Новые бедные – это лица, не испытывающие материальной нужды, но отстающие в доходах от среднего уровня жизни, или лица, по каким-то причинам внезапно оказавшиеся бедными, но по инерции сохраняющие самосознание и потребительские установки среднего класса;

- категории работников, занятых в городе, но проживающих в деревне, или наоборот. Данная социальная категория совмещает черты крестьянина и рабочего, сельского и городского жителя (в деревне ее представители осознают себя горожанами, а в городе — сельчанами и т.д.). Актуальны и интересны социологические исследования данной категории с точки зрения типа личности и особенностей взаимоотношений с окружающими;

- некоторые категории высококвалифицированных рабочих. Формально они относятся к рабочему классу, но фактически выполняют задачи и функции, позволяющие им осознавать себя научно-технической интеллигенцией;

- нижнее звено руководителей. Формально они относятся к руководству, воспринимаются как менеджеры и представители аппарата, а фактически заняты проблемами непосредственного производства, связаны с низовыми рабочими местами, хорошо знают задачи и функции рядовых рабочих, часто даже выполняют их, общаются с рабочими иногда более доверительно, нежели с администрацией;

- профсоюзные активисты. Сравнительный план их маргинальности – наемные рабочие и работодатели. Изначально профсоюзные активисты – это защитники интересов первой социальной категории, однако практика вынуждает понимать, уважать и учитывать интересы и другой категории, поэтому в реальности они обладают двойственным сознанием и самосознанием.

В каждой из конкретных социально-экономических групп можно найти черты пограничности, переходности. Поэтому сама категория маргинальности имеет особое значение тогда, когда речь идет о существенно различающихся и противоречивых чертах. В худшем случае маргинальность может оборачиваться конфликтностью субъекта, неопределенностью и непоследовательностью его поведения, отсутствием у него четких ценностных ориентаций. С социально-экономической точки зрения маргинальность может быть как выгодной, так и невыгодной позицией, позволяя претендовать одновременно на права и возможности разных групп либо вообще лишая данных прав и возможностей как «чужих».

Согласно социологическим определениям, к маргинальным относятся и так называемые деклассированные элементы, т.е. лица, не относящиеся ни к одной из социально-экономических групп, принимаемых за основные классы. Будучи маргиналами в этом смысле слова, данные индивиды также лишены интересов, самосознания, поведения, которые считаются социально нормальными в существующей системе.

4) Проблемные группы. К ним относятся группы, занимающие неблагоприятную позицию на общем социально-экономическом фоне с точки зрения общепринятых и очевидных социально-экономических стандартов. К проблемным могут быть также отнесены те группы, чьи интересы, потребности, ожидания (оцениваемые как правомерные, нормальные) достаточно длительно не реализуются. Проблемность оценивается прежде всего с точки зрения объективных показателей. Субъективные показатели не всегда адекватно отражают ситуацию, поскольку индивиды способны как преувеличивать, так и игнорировать, не осознавать неблагоприятные стороны своего положения.

Наиболее простые примеры проблемных групп – безработные, межэтнические и межрегиональные мигранты, работающие матери-одиночки, работающие главы многодетных семей, представители вредных и тяжелых участков труда, малооплачиваемые работники, желающие повысить квалификацию, образование, но не имеющие для этого возможности, и др..

5) Закрытые, открытые, переходные группы. Самым общим критерием определения открытости или закрытости групп является возможность межгрупповых перемещений, выхода из группы или вхождения в нее. Первоначально в социологии явление открытости или закрытости групп рассматривалось в социально-поколенческом аспекте. Существует так называемое кастовое общество, где каждое новое поколение наследует профессию своих родителей и переход из одной социально-профессиональной группы в другую практически невозможен, и свободное демократическое общество, где социальное происхождение не является главенствующим, где есть свободный профессиональный выбор и должностной статус зависит от личных заслуг. Первому обществу соответствует закрытая, а второму – открытая социальная и социально-экономическая структура.

6) Номинальные и реальные группы. Номинальная группа основывается на сходстве внешних признаков множества людей. Например, номинальную группу могут составлять все получающие одинаковую заработную плату, все имеющие одну и ту же специальность, все высококвалифицированные работники, все придерживающиеся данного стиля работы, все работающие на малых (или больших) предприятиях и т.д.

Реальная группа основывается на реальных отношениях, т.е. действительных контактах и взаимодействии, частом общении «лицом к лицу», иногда сосуществовании в одно и то же время в одном и том же месте. При этом может не иметь значения величина такой общности.

Абсолютно непреодолимых различий между реальной и номинальной группами нет. При определенных условиях номинальная группа может становиться реальной, если «чисто внешние признаки» оказываются поводом к тому, чтобы люди объединялись в общность для выражения солидарности, взаимной поддержки, совместных действий хотя бы на некоторое время. Так и реальная группа, если в ней распадаются внутренние связи, превращается в номинальную группу людей, лишь формально считающихся чем-то единым, целым. Подобная участь может постигать как малые производственные коллективы, так и большие экономические ассоциации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: