Учреждениями

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии худо­жественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

Все воспитательные институты призваны содействовать макси­мальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, что­бы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспи­тательной деятельности, в области которых каждый их них обла­дает теми или иными преимуществами. Так, детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. Художник, вла­деющий методикой обучения дошкольников рисованию, сумеет сформировать у ребенка разнообразные технические умения, про­будить интерес к творческой деятельности, к изобразительному искусству. Но важно, на­сколько это будет педагогически грамотно. Ведь неправильной методикой воспитания и обучения развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем пользы.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспита­ния оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотруд­ничестве родителей и профессиональных педагогов.

В цивилизованных странах необходимость сочетания домаш­него и общественного воспитания очень хорошо понимают, вследст­вие чего вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отда­вать, практически не ставится. Большинство семей в экономиче­ски развитых странах (Франция, Великобритания, Канада, США) не мыслят себе воспитания ребенка без квалифицированной по­мощи педагогов-профессионалов и идут на значительные матери­альные затраты, связанные с платой за дошкольное учреждение. В нашей стране несколько иная картина: почти половина детей до­школьного возраста воспитывается дома силами родителей и других родственников. Между тем психологические обследования детей, поступающих в первый класс, показали, что те из них, кто воспитывался только в семье, уступают по ряду важнейших пара­метров психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещающим дошкольное учреждение (Г.Г.Крав­цов). Даже принимая во внимание многие недостатки современ­ного дошкольного общественного воспитания, понимая необхо­димость его реформирования и улучшения, нельзя не отметить, что в детском саду ребенок приобретает опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщается к куль­турным ценностям. Детский сад сохраняет субкультуру детства: естественным образом передает игровые традиции, способы само­организации, чего лишены многие современные дети, будучи един­ственными у своих родителей и растущие в окружении взрослых. Современное дошкольное учреждение имеет возможность пози­тивно влиять на культурное поле семьи, рекомендуя книги для чтения, советуя посетить музеи, выставки, театры, знакомит с со­держанием и методикой проведения детского домашнего празд­ника, дня рождения ребенка.

В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи уч­реждений, занимающихся коррекцией развития, поведения ребенка. Это психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с задержкой психического развития (ЗПР), с хроническими заболеваниями и т.д. Зачастую в тех или иных дефектах развития ребенка прямо или косвенно «повинна» семья, и коррекционные оздоровительно-об­разовательные учреждения исправляют «огрехи» наследственности, ошибки домашнего воспитания.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольно­го учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспита­тельную деятельность. Итак, уходит в прошлое официально осу­ществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное, суть которой отражена в известной формуле основоположников марксизма-ленинизма: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материн­ского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3. - С. 333).

В течение долгих лет складывалось унизительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профес­сиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической не­компетентности родителей, их нежелании ее преодолевать. Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержани­ем, методикой воспитания детей, носителями которых были они – профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в ос­тальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных ли­ний отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих от­ношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимо­действие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не при­надлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совме­стной деятельности, которая осуществляется на основании соци­альной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодей­ствия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отно­шений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодей­ствие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подав­ления одного человека другим, оно способно маскировать истин­ные отношения (В.Н.Мясищев).

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» -личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима по­мощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивиду­альных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов не­возможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать от­крытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследо­ваний позволяют охарактеризовать, из чего складывается откры­тость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» зна­чит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Пример открытости демонстрирует педагог.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на до­верительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностя­ми, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказы­вают свои претензии и т. д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном уч­реждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогиче­ского процесса, третьи - чему-то научат детей.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и бла­годарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, ко­торые, оказывается, так много знают, так интересно рассказыва­ют, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью. Еще важнее помочь родителям попробо­вать себя в роли «коллективного» педагога. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо почаще чувствовать, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться! Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и обществен­ного воспитания.

«Открытость детского сада» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. Так, на базе биб­лиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики музыкаль­ной школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и ро­дители вовлекаются в районные мероприятия. Например, на празд­никах, посвященных Дню города, Рождеству, Пасхе и др., высту­пает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учрежде­ния. Дошкольное учреждение представляет на выставки детского творчества, проводимые в масштабе района, работы своих воспи­танников. По местному кабельному телевидению организуется трансляция из детского сада (например, празднования Масленицы). В День защитника Родины дети с помощью родителей приглаша­ют на свой концерт ветеранов, военнослужащих и т.п.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на автори­тет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на доверии. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе сторо­ны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ре­бенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хо­рошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необхо­димо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, созда­вать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним вни­мание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоро­палительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», подчерки­вающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Помня о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызвать у партнера ответную реак­цию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи ис­пытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимо­действия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обра­щаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касаю­щимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребен­ка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педагогов семья интересует прежде всего как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоя­тельности, какую пищу он предпочитает дома и т. д. Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Педагог, как правило, ссы­лаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. По долгу службы, по уровню подготовленности к воспита­тельной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка. Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появи­лись у их ребенка.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения.

В условиях открытого детского сада родители имеют возмож­ность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда привет­ствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении усло­вий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обога­щают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным ре­зультатом свободного посещения родителями дошкольного учреж­дения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной дляних обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

Сотрудничество не совместимо с монологом, тем более поуче­нием, морализированием, к чему, увы, тяготеют и современные педагоги, и многие родители, особенно критически относящиеся к дошкольному учреждению. Сотрудничество - это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог предстоит обеим сторонам: и родителям, и педагогам.

И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодейст­вию к размышлению, сопереживанию, но которые не обижают, не унижают.Современные педагоги, образованные, эрудированные, иногда злоупотребляют в беседах с родителями научными понятиями, ссылками на авторов, их книги, упуская из виду, что демонстрация своего превосходства в чем бы то ни было унизительна для собеседника. Казалось бы, мелочь, но с нее может начаться барьер непонимания. Так же не конструктивна назидательность в общении родителей и педагогов.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменны­ми. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собрани­ях, коллективных консультациях, в лекториях и т. д.). Сотрудниче­ство детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальным формам рабо­ты (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).

Возможно взаимо­действие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом. Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с до­мочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки и отдарки, придумыва­ют сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. Обяза­тельно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

В странах, где общественное дошкольное воспитание существует с первой по­ловины прошлого века (Германия, Франция, Швеция и др.), сложились интересные традиции совместной деятельности семьи и детского сада. Родители, будучи основными «заказчиками» системы воспитания в детском саду, письменно ин­формируются об основных направлениях работы детского сада, о режиме дня, о правилах поведения детей, об их правах и обязанностях, о мероприятиях на те­кущий год. В составлении таких писем участвуют директор и воспитатели. Но и сами родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду, принимают в ней самое активное участие: от эпизодической помощи до регулярных дежурств. Компетентные в той или иной области знаний, деятельности взрослые члены се­мьи включаются в работу с детьми (организуют совместный хор детей и взрос­лых, обучают желающих рукоделию, устраивают походы и экскурсии). Родители оказывают друг другу помощь: проводят анонимную распродажу детских вещей (дети так быстро растут!), создают библиотеки, игротеки. Актив родителей (родительский комитет) проводит субботники (благоустройство помещений и прилегающих к зданию территорий, ремонт оборудования). Перед Рождеством, Пасхой в детском саду устраивают веселые ярмарки с распродажей сладостей, самодельных игрушек, сувениров, с лотереями, гаданиями, представлениями. На деньги, вырученные от распродажи, ведут детей в кино, театр. Практикуются беседы, консультации, на которые приглашаются родители, нуждающиеся в по­мощи специалистов (педагога, врача, психолога). На родительских собраниях, кроме обсуждения традиционных вопросов, предлагается просмотр видеофиль­мов о пребывании детей в детском саду, иногда включают лекции по разной те­матике. Один-два раза в год дети, родители, персонал детского сада собираются на общий вечерний праздник. К нему общими силами готовят концерт или спек­такль, угощение, маленькие сюрпризы. Родители издают газеты, журналы, оформляют фотоальбомы, стенды, снимают видеофильмы.

Для общения с детьми и их родителями оборудуется «коммуникационный центр» (уютная комната, часть холла), где в неофициальной обстановке можно рассказать о своих переживаниях, поделиться впечатлениями о событиях дня, взрослые беседуют за чашкой кофе.

Подготовка ребенка к дошкольному учреждению. Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг не­охотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, ко­торые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничи­вать воспитание собственного ребенка рамками семьи.

Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольно­му учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тре­воги закономерны, так как поступление ребенка в детский сад – своеобразный экзамен его психике, здоровью.

Поступление в детский сад связано для ребенка с сильными стрес­совыми переживаниями, которые необходимо смягчить общими уси­лиями семьи и профессиональных педагогов. Причины глубоких из­менений в настроении, поведении ребенка объясняются ломкой привычного стереотипа жизни, в которой он чувствовал себя спо­койно, уверенно, надежно. Он привык к установленному распоряд­ку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведе­ния, отношений с членами семьи.

Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ре­бенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособле­ние к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любая адаптация к новым условиям требует разрушения некоторых сло­жившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. У него появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому примешивается чувство покинутости, брошенности. Чтобы удосто­вериться, что этого не произошло, дети иногда начинают себя вес­ти аффективно (капризничают, упрямятся, грубят, дерзят). Это своеобразная «разведка боем»: будет ли сердиться мама, которая, как кажется ребенку, не хочет его больше видеть, а заодно и чужая тетя-воспитатель, с которой его оставляют, а ее реакция покажет, добрая она или злая, любит его или нет.

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комна­та, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые - педагоги, медицин­ская сестра, музыкальный руководитель. Сильное психотравмирующее влияние на маленького ребенка может оказать уровень шума в групповой комнате: разговоры большого количества детей, взрослых, топот ног, звуки, издаваемые игрушками, хлопанье дверьми и т.д.

Непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Пав­лов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспо­койными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания («животик заболел»), а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

Период адаптации к дошкольному учреждению - трудный пери­од для ребенка, его семьи, персонала группы. В поведении отдель­ных детей под влиянием тяжелых переживаний могут появиться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно разрушаются некоторые навыки (напри­мер, навыки личной опрятности). Случаются неврогенные наруше­ния: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появ­ление сыпи и т. д. У одних детей ухудшается сон, у других снижает­ся аппетит. В период адаптации возрастает возможность заболе­вания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Родителям важно знать факторы, влияющие на характер привы­кания ребенка к условиям дошкольного учреждения. Прежде всего, возраст малыша: легче приспосабливаются к новым условиям дети 5-6 мес., а также - старшие дошкольники, сложнее это дается в воз­расте от 10 мес. до 1 г. 6 мес. - 1 г. 7 мес. Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития: сложнее и длитель­нее происходит этот процесс у ослабленных детей, страдающих ал­лергией, рахитами, частыми ОРЗ. И, наоборот, безболезненнее ос­ваиваются в детском саду здоровые, физически крепкие дети. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.

Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательные отношения родителей к окружающим людям - причины, тормозящие образование у малыша умения кон­тактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, что усложнит уход за ним. Дети радушных, госте­приимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в общение с педа­гогом, сотрудниками дошкольного учреждения. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Дети из таких семей обычно деятельны, веселы, много играют, взаимодей­ствуют с детьми и взрослыми.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к кото­рым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Не­легко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведе­ния, как-то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с ука­чиванием, соской, есть под чтение книги и др. Дело в том, что в пе­риод адаптации «замещение» этих привычек способами и формами положительного поведения лишь усиливает стрессовые явления. По­этому в первые дни нахождения ребенка в детском саду педагог ста­рается «не замечать» то отрицательное, что успел усвоить ребенок.

Итак, общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по воз­можности безболезненно войти в жизнь детского сада. Следует от­метить, что в большинстве случаев ни родители, ни профессио­нальные педагоги не отдают себе в полной мере отчета о том, на­сколько ответственен момент поступления ребенка в дошкольное уч­реждение, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающие­ся в глаза последствия он может иметь.

Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ре­бенка к детскому саду, в первые дни его пребывания там. На фор­мирование этой позиции должны повлиять заведующая детским садом, психолог, медицинский персонал и, конечно, воспитатели группы, в которую ребенку предстоит ходить. Общими усилиями, но при индивидуальных контактах они должны выяснить, что вол­нует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольного учреждения, в связи с они возникли. Дальнейшая тактика поведения с родителями ребенка-новичка должна быть направлена на то, чтобы по возможности снять их тревоги и волнения, убедить, что их ребенок будет в хороших руках, как о нем проявит заботу весь коллектив сотрудников - от до заведующей до няни, но главными людьми для него станут воспитатели.

Многие вопросы родителей снимаются, а тревоги развеиваются, если их знакомят с обстановкой групповой комнаты, с режимом дня, с содержанием и организацией питания, рассказывают о занятиях, развлечениях, играх, которые проводятся с детьми данного возраста. При этом педагогам важно демонстрировать родителям готовность разделить их заботу о ребенке, проявлять доброжела­тельность, приветливость, тактичность. Педагоги расспрашивают родителей о ребенке, его привычках, особенностях сна. При первом знакомстве с семьей все вопросы важны: как ребенка зовут дома, какие книги ему читают, в какие игры с ним играют, есть ли у него любимые игрушки, стихотворения, даже блюда. Родителей очень располагает, «подкупает» искренний интерес педагогов к ребенку. А расположенность и зародившаяся симпатия родителей к педагогам передадутся и ребенку, что облегчит его адаптацию к новым усло­виям воспитания.

Первые советы и рекомендации педагогов семье касаются необ­ходимости приблизить домашний режим к распорядку дня в дет­ском саду. При этом важно упорядочить часы сна, приема питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Медицинская сестра рассказывает родителям о меню дошкольного учреждения, об особенностях приготовления некоторых блюд. В домашних ус­ловиях целесообразно приготовить то или иное блюдо, чтобы при­учить ребенка к его вкусу (например, сырники с морковью, манные котлеты с киселем и др.).

Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ре­бенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении. В первые дни желательно приводить ребенка на несколько часов, зав­траком кормить дома, чтобы новая пища и непривычные условия ее принятия не стали психотравмирующим фактором. Мама может ос­таться в групповой комнате, поиграть с ребенком и другими детьми, помочь собрать их на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой. С каждым днем время пребывания ребенка в детском саду следует уве­личивать, доведя его до обеда. К новой еде ребенок привыкает с тру­дом, поэтому возможны отказы от того или иного блюда, которым не следует кормить насильно. Педагог разъясняет маме, что в адап­тационный период все, что ребенок недоел в детском саду, необхо­димо возместить дома. На второй-третьей неделе ребенок может ос­таться на дневной сон. Педагог заранее настраивает малыша на то, что его «ждет» кроватка, предлагает принести из дома мягкую иг­рушку, чтобы она сначала «обжила» кроватку. Первый дневной сон в детском саду важен, поэтому педагог помогает ребенку раздеться, укладывает его, укрывает одеялом, присаживается рядом, поглаживает: «Ножки бегали, уста­ли, захотели отдохнуть. И ручки устали, они тоже отдохнут. И глаз­ки хотят отдохнуть. Глазки закроются, отдыхают глазки». Можно тихонько напеть мелодию колыбельной песни.

В первые недели пребывания в детском саду ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Словом, он должен сердцем при­нять педагога как временного заместителя мамы. Чем скорее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит с ними контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с до­мом. Вежливое, приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

О предстоящем поступлении ребенка в детский сад родители го­ворят как о радостном событии, внушают ребенку, что ему будет хорошо там, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. Очень важно, чтобы в период адаптации ребенка к дет­скому саду родители были особенно внимательны к ребенку, отно­сились к нему предельно бережно, ласково, стремились помочь ему пережить трудный момент в жизни, а не упорствовали в своих вос­питательных планах, не боролись с «капризами».

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Подготовка детей к школе. В последние годы учителя, родители стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения. И это не голословные заявления, а реальный факт. Выявлено, что указанные трудности - следствие не столько внешних условий (недостаточно квалифицированные учителя, переполненные классы), сколько внут­ренних, отражающих особенности развития детей, поступающих в школу. Основное внимание сосредоточено на 'разви­тии ума, на специальной подготовке: научить читать, считать, не­много писать. Причем часто семья прибегает к помощи недоста­точно квалифицированных педагогов, вследствие чего в школе ре­бенка приходится переучивать.

Учителя отмечают, что ребенка-первоклассника несложно на­учить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. У ребенка недостаточно развиты произвольные формы по­ведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.

Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, орга­низованности поведения и пр. Если “на пороге школы” ребенок не умеет произвольно регулировать свою деятельность и поведение, значит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития. Возможно, что ребенка излишне опекали (тактика опеки), но к таким же плачевным результатам приводят и чрезмер­ная строгость взрослых, подавление активности малыша (тактика диктата). Самостоятельно ребенок, в какие бы замечательные усло­вия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять со­бой и не овладеет своим поведением. Всему этому он может на­учиться только вместе со взрослыми: в общении, в совместной дея­тельности. Взрослые знают, что если ребенок заинтересован чем-то (рисует, конструирует игрушку, рассматривает картинки в книге), то он может проявить чудеса терпения и внимания. Задача взрос­лых - поддерживать у ребенка интерес к занятиям, добиваться их завершения. Еще важнее в процессе повседневной жизни учить ре­бенка доводить до конца то, что не очень интересно, но обязатель­но для выполнения. Например, убрать игрушки, аккуратно разо­брать и разложить по ячейкам коробки детали конструктора, при­вести в порядок свою обувь. Задача взрослых - учить ребенка вы­полнять свои обязанности, быть ответственным, аккуратным. По­чаще следует прибегать к играм, особенно с правилами. Как отмечал А.Н.Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. В этих играх ребенок добивается выигрыша, мобили­зовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты.

С высокими требованиями и издержками современной школь­ной жизни справится ребенок физически крепкий, закаленный, вынос­ливый. Немаловажное значение имеет состояние зрения, слуха ре­бенка. О здоровье ребенка, а, значит, о физической готовности его к школе родителям следует заботиться еще до его рождения.

Часто родители не задумываются о необходимости стимулиро­вания у ребенка желания учиться в школе. Конечно, для ребенка ценен сам факт официального признания его взросления(«Уже школьник!»). Укрепляют его позицию школьника приготовление учебных пособий, покупка ранца, организация рабочего места, т. е. вся внешняя атрибутика школьной жизни. Очень важны для разви­тия личности мотивы познавательного характера (хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании ко­торых следует заботиться родителям. Как ни странно, первокласс­ники нередко заявляют о своем нежелании учиться. За этим про­сматривается неправильная тактика родителей, чувствующих ре­альную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугиваю­щих его трудностями предстоящего обучения. Ребенку надо гово­рить о том, что учение в школе - дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!

Итак, родители должны иметь в виду, что умение читать, пи­сать, считать – не самое главное в подготовке детей к школе. Основ­ная задача заключается в том, чтобы создать условия для полно­ценной, осмысленной, содержательной жизни ребенка на протяже­нии всего дошкольного возраста. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику необходимые для успешного вхо­ждения в школьную действительность знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: