Неблагополучная семья как фактор детско-подростковой девиации. Профилактические и реабилитационные технологии работы с дезадаптированными детьми

Говоря о предпосылках возникновения девиации как социально-педагогической проблемы, нельзя не отметить важность в этом аспекте самого сложного из всех детских возрастов - подросткового возраста. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, и значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Характерными особенностями подросткового возраста являются эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать свое поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток – это еще недостаточно зрелый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Следует особо выделить, что подросток – это лицо, вступившее в период правовой и личностной ответственности за свое поведение.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, принято называть «трудными» или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается как отклонение, девиация. Девиация является одной из сторон явления изменчивости, присущего как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека. Поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как такое взаимодействие подростка с микросоциумом, которое нарушает его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляется в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, подверженных этому процессу: дети школьного возраста, не посещающие школу; дети-сироты; социальные сироты; подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; подростки сексуально распущенного поведения, совершающие противоправные действия.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение - это поведение по сути своей конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностями и, наконец, внутри самой личности. В девиантном поведении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Однако, подростки более других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах. Отрицательное влияние оказывает безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино-видео- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, ужаса и страха, агрессии, научающих подростка «грамматике» девиантного (а по сути – криминального) поведения, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.

Девиантное поведение – это один из видов отклоняющегося поведения, который можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции: агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; уходы из дома и бродяжничество; пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Различаются следующие типы делинквентного поведения:

- агрессивно-насильственное поведение (оскорбления, побои, поджоги, садистские действия и пр.);

- корыстное поведение (мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и пр.);

- распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение имеет не только поведенческую сторону. Оно выражается и во внутренней, личностной сфере, где происходят деформация ценностных ориентаций и ослабление контроля системы внутренней регуляции.

Криминальное поведение определяется как противоправная деятельность, которая по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

Негативные формы девиации являются социальной патологией. Пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность дезорганизуют общество, подрывают его основы, наносят значительный ущерб (в т.ч. и личности самого подростка). В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

- видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);

- уровню или масштабности отклонения (индивидуальное или массовое отклонение);

- внутренней структуре отклонения (когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями);

- ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами: биологическими, психологическими, социально-педагогическими, социально-экономическими, морально-этическими и др.

Влияние биологических факторов требует как социально-педагогической, так и медицинской коррекции. Нарушения умственного развития, различные дефекты и пороки, повреждения нервной системы приобретаются, как правило, еще во время беременности матери, вследствие влияния наследственных заболеваний (часто отягощенных алкоголизмом). Психофизиологические факторы связаны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям. Физиологические факторы, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих и приводят к искажению межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

Психологические факторы включают наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией нуждаются в помощи психиатров, дети с акцентуированными чертами характера – в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. Возможны два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение, проявляющееся в эмоциональной неустойчивости, повышенной уязвимости, невротических реакциях, психических патологиях. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. Если не сформирована система нравственных ценностей подростка, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Такие подростки инфантильны, примитивны в суждениях, бравируют криминальным поведением, пренебрежительно относятся к существующим нормам и правилам другого человека, оправдывают свои действия внешними обстоятельствами, пытаясь уйти от ответственности за свое поведение.

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящие к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов, школьных навыков. Плохая подготовленность к школе, негативное отношение к домашним заданиям, безразличие к оценкам приводят к учебной дезадаптации, проходящей в своем развитии несколько стадий:

- учебная декомпенсация (затруднения в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе);

- школьная дезадаптация (пропуски занятий, трудности в обучении, нарушения поведения, конфликты с одноклассниками и педагогами);

- социальная дезадаптация (полная утрата интересов к учебе, асоциальные компании, спиртные напитки, наркотики);

- криминализация среды свободного времяпрепровождения.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучная семья. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей, подростков, юношество. Тем более что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждения, грубости, неприязни социального дистанцирования, стремление делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.

Выделяются следующие стили семейных отношений, которые ведут к асоциальному поведению несовершеннолетних:

- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений (гиперопека, конфликтные ситуации, двойная – «для других» и «для себя» – мораль и т.д.);

- нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье (ситуации развода, раздельное проживание детей и родителей);

- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье (систематическое употребление алкоголя, наркотиков, аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, семейная жестокость, насилие).

Дети, которые подвергались жестокому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно: ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Важным представляется то, что наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна и пр.) повышается агрессивность, драчливость, жестокость; большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

К социально-экономическим факторам относятся: социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной части населения; низкий заработок, безработица; инфляция и социальная напряженность.

Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлению девиантного поведения.

Таким образом, девиантное поведение можно рассматривать как нормальную реакцию на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался, как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны (М.А.Галагузова).

В течение последних лет практически во всех сферах жизнеобеспечения населения произошли негативные изменения. Подрастающее поколение социализируется в условиях того государства, где оно живет. Его сильные и слабые стороны - зеркальное отражение социальных проблем общества в целом. А нынешнее его состояние, которое характеризуется как кризисное, способствует проявлению новых негативных моделей поведения детей и подростков вплоть до преступного.

Ученые и практики отмечают увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых несовершеннолетними. Снижаются возрастные границы многих видов преступлений, изменяется половой состав несовершеннолетних правонарушителей - среди них возрастает доля девочек. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющимся в таких видах и формах, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, половой аморализм, хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка. Наиболее трагичной формой социальных является суицид. Это свидетельствует об особой сложности ситуации в подростковой среде. С одной стороны, у подростков назрело множество серьезных социальных проблем, решать которые самостоятельно они не в силах. С другой стороны, общество справедливо беспокоит запоздалое гражданское созревание части молодежи, трудовая пассивность, социальная незрелость.

Прогрессирует тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения. Их объективность и неизбежность ставят перед обществом в качестве основных задач поиск форм, методов, технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и (что более необходимо) на предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и делинквентного поведения – профилактическая и реабилитационная. С социально- педагогической точки зрения под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предотвращение возможных отрицательных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

- содействие ребенку в достижении социально-значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

Профилактика обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия. Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий: нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при наличии следующих условий: 1) направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; 2) обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленные цели или сохранить здоровье; 3) решение еще не возникавших проблем, предупреждение их возникновения.

В концептуальном плане в профилактических технологиях используются различные подходы: информационный; социально-профилактический; медико-биологический; социально-педагогический; связанный с применением санкций. Прежде всего, выделяется информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их (нормы) просто не знают. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данных возрастной группы социальных норм. Это осуществляется через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и пр., а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе. Социально-профилактический подход, рассматривающий в качестве основной цели выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода девиации, направлен на создание и реализацию систем социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным учреждением и социальным работником для устранения или для минимизации причин девиантного поведения.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. Социально-педагогический подход заключается в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно нравственных и волевых качеств личности. Академик И.П.Павлов определял человека как «систему в высочайшей степени саморегулирующуюся, саму себя поддерживающую». Сознательный человек, гражданин - это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей. Для того, чтобы воспитать человека, умеющего разумно использовать предоставленные ему обществом права и свободы, нужно научить его властвовать над самим собой. Такие отрицательные черты характера подростков, как: нерешительность; отсутствие настойчивости при проведении в жизнь принятого решения; несформированность независимости и самостоятельного поведения; безынициативность; упрямство; невыдержанность, обусловленные слабостью воли, способствуют совершению ими противоправных поступков. Однако, достаточно сложно выявить дефекты подростка с девиантным поведением. Незнание духовного мира несовершеннолетнего, его психологии, снижает возможность воспитательного воздействия, приводит к ошибкам. Каждый человек индивидуален, сочетает в себе неповторимые черты, качества, свойства личности, мотивы поведения. В контексте девиации в каждой индивидуальности всегда есть что-то общее, типичное, определяющее факт отклонения от социальной нормы. Знание этого общего и типичного необходимо педагогу для успешной профилактической работы. Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Его сущностью является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании уголовного кодекса. Однако, весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений.

Другой технологией работы с дезадаптированными подростками является их реабилитация. В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Реабилитация может рассматриваться в широком диапазоне – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Реабилитация- это непрерывный процесс, хотя и ограничен временными рамками. Различаются различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экокномическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую среду ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании ребенка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка с девиантным поведением доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем. Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни для подростка. Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или были нарушены по каким-либо причинам. Под социально-экономической реабилитацией понимается комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав. Социально - педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, его активной жизненной позиции, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях - реабилитационных центрах, где организуется социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностика (социально-педагогическое исследование уровня развития эмоционально-познавательной сферы, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов); создание и реализация реабилитационной программы (создается индивидуально для каждого ребенка и направлена на формирование и коррекцию нравственных ценностей личности, помощь в приобретении навыков коммуникативного общения); постреабилитационная защита ребенка (предполагает помощь после выхода ребенка из реабилитационного центра в восстановлении гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом).

В реабилитационных технологиях используются различные подходы:

1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Важно создать для него «ситуацию успеха», найти положительное в поведении подростка, положить его в основу реабилитационной деятельности.

2. Формирование будущих жизненных устремлений. Подростки с девиантным поведением часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для них важно дальнейшее профессиональное самоопределение. Социально-педагогическая деятельность должна способствовать закреплению успешных моментов обучения в школе, профессиональному выбору.

3. Включение подростка в значимую для него и общественно-полезную деятельность. Избыток свободного времени для трудных подростков (а его, как показывает практика, у них в четыре раза больше, чем у других школьников) становится криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетних.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. У дезадаптированных подростков отсутствует опыт доброжелательного, спокойного общения, поэтому любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление. Важным качеством педагога в работе с детьми девиантного поведения являются терпение и выдержка.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет основные функции, представленные на рисунке 8.

Рис. 8. Реабилитационные функции, выполняемые специалистом

социальной сферы.

Восстановительная функция предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации. Компенсирующая функция заключается в формировании у подростка стремления к общественно-полезной деятельности, активизации потребностей самосовершенствования и самовоспитания на основе самоанализа своих поступков, выработке самокритичного отношения к себе, принятии системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения. Стимулирующая функция направлена на активизацию положительной мотивации деятельности подростка с помощью различных воспитательных приемов: внушения, убеждения, примера и др.

Выбор и построение реабилитационных программ зависят от личностных особенностей подростка, условий и состояния, в которых он находится. Социально-педагогическая деятельность с подростками, находящимися в предкризисном состоянии (конфликты в семье, со сверстниками; побеги из дома, непосещение школы и пр.), должна быть ориентирована на социальное оздоровление их внутреннего мира. Здесь важно умение владеть приемами экстренной диагностики ситуации, выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений. Основными видами деятельности являются: тренинги с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальное консультирование; работа с системой ценностей личности; обучение социальным навыкам, межличностному общению, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Необходима и работа с семьей (выявление педагогических позиций семьи, обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком). Подросток, находящийся в кризисной ситуации, характеризуется агрессивным поведением, представляющим собой его реакцию на проблемную, неразрешимую своими силами ситуацию. Здесь необходимо использовать экстренную диагностику эмоционального состояния, выявить причины данной проблемы. Дальнейшая социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование умений управлять своими эмоциями, позитивной «Я-концепции», на выработку навыков решения возникающих проблем.

Основные направления концепции социально-педагогической деятельности с бездомными детьми являются: создание условий для выживания таких детей (организация питания, ночлега, медицинской помощи) и освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя, в свое будущее.

Работая с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами, нужно помнить, что чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность. Основной метод работы с ними - патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».

Успешная реализация данных реабилитационных программ возможна лишь при условиях:

- высокой мотивации всех участников программы: подростка, его родителей, специалистов;

- психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;

- координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Технологии работы с дезадаптированными детьми призваны взять девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными (или хотя бы нейтральными), направление социальной активности ребенка в одобряемое обществом (нейтральное) русло, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, проституцией, создание специальных служб социальной помощи: наркологической, суицидологической и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: