Социальная адаптация семьи в современном обществе как необходимое условие ее выживания

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, то есть состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе. В социально-педагогической работе с семьей важны следующие структурные характеристики семьи:

- наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная семья);

- стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая семья);

- порядок заключения брака (первичный, повторный);

- количество поколений в семье;

- количество детей (многодетная, малодетная семья).

В перечисленных характеристиках проявляются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Например, повторность брака восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать ухудшение психологического климата семьи и воспитания детей; сложный состав семьи, с одной стороны, создает более разнообразную картину ролевых взаимодействий (а, значит, более широкое поле социализации ребенка), с другой - в условиях дефицита жилья вынужденное совместное проживание нескольких поколений может стать причиной повышения конфликтности в семье и т.д.

Для социально-педагогической деятельности с семьей также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом; интересы, способности, образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения, наличие поведенческих отклонений и др. Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, четыре статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, то есть представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе. Структура социальной адаптации семьи представлена на рисунке __4.

Первый компонент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимы такие критерии, как: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи. Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат – более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Рис._4_. Структура социальной адаптации семьи.

Для оценки состояния психологического климата семьи (социально-психологического статуса) целесообразно разделить все взаимоотношения на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением. Критерием оценки состояния психологического климата семьи могут служить: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния, место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением. Третий компонент структуры социальной адаптации семьи – социо-культурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственно бытовую и поведенческую культуру членов семьи. Критериями могут служить: широкий круг интересов, рационально организованный быт, разнообразный досуг (преобладание совместных форм досуговой и бытовой деятельности), развитые духовные потребности, ориентация семьи на всестороннее воспитание и развитие ребенка, здоровый образ жизни.

Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; в случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.

На основе анализа структурных и функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее структурно-функциональный тип и вместе с тем сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе.

Говоря о направлениях деятельности в рамках семейной политики, отметим такие важные из них, как: социальная работа, социальная помощь, социальная поддержка и социальное курирование (социальный патронаж).

Рис._5. Направления деятельности в рамках семейной политики.

Социальная работа с семьей - это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье, попавшим в трудную для них жизненную ситуацию, через оказание различных социальных услуг: информирования; диагностики; консультирования; реабилитации; прямой натуральной и финансовой помощи; ухода и обслуживания больных и одиноких; педагогической и психологической поддержки. Высокий уровень жизни и благосостояния семей не только не исключает необходимости в проведении социальной работы, но делает ее задачи более сложными, тогда как социальная защита носит временный характер, проводится с целью оградить семью от общественно-экономических, социальных, природных и других кризисов, потрясений, экстремальных ситуаций и включает в себя социальную помощь, а также значительную часть социальной поддержки.

Социальная помощь семье оказывается непосредственно с целью обеспечения выживания в виде: прямой натуральной и финансовой помощи, льгот (предоставляются в случаях, когда семья не может обеспечить прожиточного минимума своего существования), ухода за больными и неспособными к самообслуживанию.

Социальная поддержка - это формы помощи, стимулирующие активность семьи, ставящие ее в ситуацию повышенной ответственности за свои действия. Прямая денежная или иная экономическая помощь как мера социальной поддержки должна иметь временный характер (кредиты, страхование, временные льготы и т.п.) и преследовать цель- обеспечить условия дальнейшей самостоятельной активности семьи. Предоставляется в виде: выбора деятельности по самообеспечению; помощи психологического, педагогического, информационного порядка, направленной на достижение уровня самообеспечения в интервале от прожиточного минимума до среднего уровня включительно.

Главной задачей социального курирования является организация возможностей эффективного осуществления семьей культурно-социализирующей функции, разработка и предложение «тонких» социальных технологий, преодоление различных семейных проблем, консультирование и т.п. Основные виды экономической помощи должны иметь возвратный характер и направляться на освоение семьей новых форм деятельности. Социальное курирование предлагается семьям с уровнем жизни выше среднего и высоким уровнем самообеспеченности.

Говоря о социально-педагогической деятельности с семьей, нужно отметить, что ее объектами могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья в целом, как коллектив. Компоненты социально-педагогической помощи отражены в следующей схеме:

Рис. _6_.Социально-педагогическая помощь семье.

Образовательная составляющая деятельности педагога с семьей включает в себя помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании оказывается, в первую очередь, родителям, путем их консультирования, а также детям посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического состояния. Посреднический компонент включает в себя три составляющие: информирование, помощь в организации и координации. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут быть как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Социальный работник при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

- советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей;

- консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;

- защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Говоря о формах социально-педагогической помощи семье, нужно отметить долгосрочные и краткосрочные формы работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которая может быть обусловлена изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Неблагоприятные периоды в семье связаны с возрастными кризисами ребенка: кризис трех лет, связанный с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности; 7-8 лет - адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, новых отношений с учителем, детским коллективом; 12-17 лет - период самоутверждения, изменения отношения с родителями и миром взрослых в целом; 18-21 - социальное самоопределение. Кризисная ситуация требует быстрого реагирования. Ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. Используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи. Независимо от того, какие проблемы создали кризисную ситуацию, социально-педагогическая помощь направляется на смягчение воздействия стресса, мобилизацию усилий семьи на преодоление кризиса путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки.

Проблемно-ориентированная модель взаимодействия также относится к краткосрочным стратегиям работы (продолжительность не превышает 4 месяцев). Она направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей. В центре этой модели находится проблема, которую семья осознала и над которой готова работать, а не выявление природы и причины самой проблемы. Данная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Социально-педагогическая деятельность поможет создать такие условия, решить проблему совместными усилиями.

Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психо-социальном подходе. В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение таких форм работы с семьей, как:

- патронаж (посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями);

- консультационные беседы (оказание помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач);

- социально-психологические тренинги (использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении).

В современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны. Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья - система гомеостатическая, то есть сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья - система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи), права (опека и попечительство), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, культурные особенности), истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга), религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: