Благополучия семьи в современном обществе

Профессиональная деятельность - важнейший фактор формиро­вания личности женщины. Она не только обеспечила экономическую независимость от мужа, но и расширила рамки социального обще­ния, требования к супругу. Несомненно, профессиональная занятость и высокий уровень образования являются основами развития женщины как личности. Чем выше образование, тем чаще женщины счита­ют, что должны работать независимо от доходов мужа. В проведен­ных социологических опросах большинство (85 %) полагало, что замужней жен­щине следует работать, делая перерыв при рождении ребенка*. Все это означает, что в современных условиях профессиональная заня­тость стала одной из сущностных ценностей жизни женщины. По­добный вывод можно сделать и по результатам опроса молодых супругов. В то же время наметилась и новая тенденция: 11 % жен из моло­дых семей предпочитают роль домохозяйки. Это объясняется улучше­нием материального состояния некоторой части семей. Возможно, что сказался и возросший уровень образования (все респонденты имели высшее или среднее образование).

Участники опросов назвали ряд причин своего нежелания рас­статься с профессиональной деятельностью (табл. 3). Все они при­водят к выводу, что без нее жизнь современной женщины просто не­мыслима.

Очень показательно, что в новой иерархии ее ценностей семья, дом, достижение личного счастья теряют всеопределяющую значи­мость. Ориентация на профессиональную занятость органически "вплетена" в жизнедеятельность и влияет на семью, так как женщи­на-мать активно формирует ее образ жизни. Интересен и тот факт, что, согласно нашему исследованию, коллективистские ориентиры со временем утрачиваются, потесненные разнообразными ориентирами, связанными с индивидуализмом.

Таблица 3

Причины нежелания женщин отказаться от производственной

деятельности*

Причина 1981 г. 1994г.
Нежелание уходить из коллектива    
Любовь к профессии    
Опасение, что жизнь станет неинтересной    
Желание быть независимой и иметь свой заработок    
Боязнь потерять авторитет в семье    
Привычка к работе, неприемлемость другого образа жизни    
Нежелание еще больше заниматься домашними делами    
Возможность отвлекаться от домашних неурядиц    
Боязнь потерять друзей и знакомых    
Опасение, что отпадет стимул следить за собой, вести активный образ жизни    

* При ответе можно было указывать несколько вариантов одновременно.

В опрошенных нами семьях домашнюю нагрузку в основном несла жена, причем без помощи других членов семьи, и мужчины признают, что их жены в гораздо большей степени заняты выполне­нием работ по дому, чем они сами.

Явно обнаруживается двойственность положения женщин. Напри­мер, на вопрос "Где вы больше устаете - дома или на работе?" мы получили такие ответы: "одинаково устаю и дома, и на работе" - 69 %, "дома я устаю больше, чем на работе" - 20 %, "на работе я устаю больше, чем дома" - 9 %, "ни дома, ни на работе не чувствую усталости" - 2 %. Женщины желают, чтобы распределение домаш­них обязанностей было более равномерным. Если в семье оба супру­га работают, то они должны делить их поровну. Такого мнения при­держивались 80 % респондентов. Зато более половины мужчин счи­тали, что жена должна заниматься женскими делами (готовить, сти­рать, убирать и т. д.), а муж - мужскими (чинить бытовые приборы, делать столярный и прочий ремонт и т. д.). Неудивительно и расхож­дение в ответах о затратах времени на домашнюю работу. Женщины (две трети участниц опроса) полагали, что не нужно жалеть на нее время, а среди мужчин с этим было согласно только 20 %, а осталь­ные заявили, что на нее надо тратить минимум времени.

По сравнению с ориентацией среднего поколения, их дети - мо­лодые супруги - больше склонны к мнению, что муж должен зараба­тывать деньги, а жена - сидеть дома, заниматься домашним хозяй­ством и детьми. Требует серьезного осмысления существенное изме­нение доли как мужчин, так и женщин, высказавших в 1994 г. сужде­ние о том, что домашние дела в основном должна вести жена, неза­висимо от того, работает она или нет. В 1981 г. такого взгляда при­держивалось 0,5 % женщин и 2,0 % мужчин, а в 1994 г. - 3,0 % жен­щин и 9,0 % мужчин. Это противоречит общей тенденции развития равноправных отношений между супругами.

По подсчетам социологов, женщина отводит на домашнее хозяй­ство в целом около 40 часов в неделю (в городе - 30 - 35, в деревне -45 - 55), мужчина - 15 - 20 часов". Следовательно, ее загруженность не может стимулировать появление еще одного ребенка в семье. Не­редко она отказывается от него, так как знает, что новые заботы ля­гут преимущественно на ее плечи. К сожалению, немногие молодые жены уверенно могут рассчитывать на помощь мужей. Ответы опро­шенных свидетельствуют, что традиционная ориентация на выпол­нение домашних работ женщиной-матерью воспроизводится и в мо­лодом поколении. Причем в 90-х гг. молодые жены еще сильнее, чем их мамы, недовольны тем, что домашние дела достаются на их долю.

Специфической чертой, на наш взгляд, является значимость до­машнего труда для женщины, а отсюда и в целом для семьи как соци­ального института. Утверждение, что приготовление пищи дома все чаще заменяется услугами общественного питания, пока не подтвер­ждается. Сложно ожидать, что это может произойти в ближайшем будущем, так как всем известно, какие трудности переживает эконо­мика. А в связи с изменением форм собственности роль семьи в сфе­ре быта вряд ли ослабнет. Ориентация супругов на домашнее пита­ние, несмотря на трудоемкость приготовления пищи, носит устойчи­вый характер.

В развитых странах по сравнению с прошлым число индивидуальных хозяйств сокращается, но нельзя не отметить, что подобная форма хозяйства не всегда приводит к закабалению женщины. Когда экономика и культура находятся на достаточном уровне и накоплено определенное богатство, часть забот по дому общество берет на себя (например, механизируя быт). В таких условиях семья способствует развитию личности женщины.

За рубежом стараются обеспечить женщине равные права с муж­чиной, а уж как ими распорядиться - это дело ее самой. Сегодня нет доверия к консервативным призывам вернуться к традиционному разделению ролей между мужчиной и женщиной, когда первый был занят политикой и экономикой, а вторая проводила жизнь в замкнутом треугольнике "кухня - дети - церковь". Женщины в циви­лизованных странах стремятся проявить себя как личность, государ­ство способствует процессу самоутверждения их в гражданских пра­вах. Труд для молодой женщины представляет не столько вынужден­ную необходимость, сколько одну из основных социальных ценно­стей.

Вместе с тем даже в развитых странах рынок и социальная спра­ведливость постоянно вступают в конфликты. Женщины чаще, чем мужчины, живут в бедности, подвергаются возрастной дискримина­ции, их больше среди безработных. В семье женщинам и девочкам угрожает "физическая" опасность со стороны отцов, братьев и му­жей. "Система социального страхования рассматривает мужчину и женщину как команду (где роль женщины - жена и мать, а роль муж­чины - кормилец)"23. "В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти, ресурсам и возможностям просто потому, что они мужчины и женщины"24.

Неоднозначно отношение общества, семьи и детей к дошкольным учреждениям. С одной стороны, детские ясли и сады берут на себя нагрузку родителей. А с другой, мать и дитя оказываются оторван­ными друг от друга. Малолетним нужен особый режим, к каждому - свой подход, и обязательно рядом должен быть близкий человек. Для ребенка чужой человек - источник психологического стресса. Орга­низм еще слаб, имеет предрасположенность к неврозам.

Требует исследования и следующий вопрос: почему в нашем об­ществе очень быстро стало само собой разумеющимся, что мать долж­на отдавать ребенка на воспитание посторонним? Не представляет ли данный момент один из каналов, по которому в обществе проис­ходит разрушение культа семьи, семейного очага? Не обманываем ли мы государство, самих себя и, самое главное, не забываем ли о буду­щем, когда считаем, что рабочие руки молодых мам незаменимы на производстве? Думается, что не особенно эффективен труд человека, который мысленно не на работе, а с ребенком. На наш взгляд, необ­ходимо как можно быстрее создать условия для того, чтобы мать оставалась дома со своим ребенком, пока ему не исполнится 4-5 лет, получая пособие не ниже среднего прожиточного уровня при, сохранении стажа.

Активное участие в общественном производстве ставит женщин в крайне сложное и противоречивое положение. Все определеннее мы начинаем понимать неоднозначность создавшейся ситуации, когда работа по престижности не уступает семье. Профессиональная дея­тельность, как правило, способствует развитию личности. Однако нельзя уверенно утверждать, что любой труд (например, тяжелый физический) приводит к ее гармонизации, а уход за детьми препят­ствует этому. Здесь не так все просто. Монотонные операции на за­воде, рутинные обязанности в различных учреждениях, многосмен­ная работа дают обратные результаты. Часто говорят, что производ­ственная деятельность помогает расширению кругозора и общения, заставляет женщину следить за собой и, в известной мере, за куль­турной жизнью. Несомненно, что доля истины здесь есть. Но разве у женщины, занимающейся воспитанием своих детей до 3 или 4 лет, будет гораздо меньше возможностей пополнять знания, общаться с подругами и стараться быть внешне привлекательной? Полагаем, если государство будет выплачивать ей ежемесячно суммы не ниже про­житочного минимума и решать другие материальные проблемы (жи­лье, детские вещи, питание и т. д.), то резко повысится моральный авторитет женщины-матери, вырастившей полноценных граждан страны. Это будет предпосылкой для развития ее личности.

Современные дети ждут, что мать будет не "служанкой", а чело­веком, живущим полнокровной жизнью. Это одно из противоречий нашего общества. Необходима мать - личность с богатым эмоциональ­ным общением. Реальная же ситуация дает мало возможностей для этого. Статистика свидетельствует, что работающая мать в среднем может уделить воспитанию ребенка только 17 минут в день и 15 ми­нут на уход за ним.

Возникла новая социальная норма: женщина не желает ограни­чивать себя только домом и семьей. "С одной стороны, женщину, вро­де бы, никто не освобождал от традиционных обязанностей, а с дру­гой - совместное обучение, соперничество с юношами в труде и уче­бе привило женщинам бойцовские качества, а ориентация на после­дующую, равную с мужчинами, трудовую деятельность отвела на зад­ний план ранее первостепенные заботы о создании семьи. Девочку частенько воспитывают теперь так, чтобы сформировать у нее не модель будущего поведения в браке, а ориентацию на институт, на престижную работу.

На уровне массового сознания и сегодня нет однозначного пред­ставления о месте женщины в обществе. Результатом этого стало про­тиворечие между производственной и семейной ролями. Оно уже изу­чается социологами, но, по сути дела, пока остается без внимания вопрос о том, как физические и нервные перегрузки деформируют личность женщины, ее отношение к членам семьи - мужу, детям.

Мы должны понять, что право на профессиональную занятость для женщин не ограничивается экономической необходимостью под­держания уровня жизни семьи, хотя в наше время это весьма акту­ально. Не менее важно и право на творчество, социальное призна­ние, профессиональное продвижение.

Профессиональная деятельность становится все более значимой для женщин сама по себе, независимо от интересов семьи. В про­шлом это не было распространено. И в то же время общество ждет от них в первую очередь полезной деятельности в семье (не оказы­вая при этом надлежащей помощи). "В результате проигрывает и об­щество, и сама женщина: остается невостребованной значительная часть ее духовного потенциала. После окончания периода активного материнства у женщины нередко возникает чувство бесцельности жизни: дети подросли, работа, приносящая удовлетворение и соци­альное признание, так и не состоялась"*. У нового поколения это может привести к сокращению рождаемости или даже к отказу от брака, что, в свою очередь, означает невыполнение социальных ожи­даний общества, которое требует от женщины, чтобы она была хоро­шей матерью.

И следующий парадокс вызван изменением положения женщин в семье и обществе. Известно, что во многих семьях главой является не мужчина, а женщина. Это особенно влияет на воспитание молоде­жи. Массовый отход отцов от воспитания детей и заметное возраста­ние воздействия матери на умы молодежи сказывается как на самом содержании воспитания, так и на его результатах. Из главы семьи, ее опоры, компетентного родителя отец превращается в простого до­бытчика денег. Этот процесс имеет региональные и национальные особенности, зависит от степени урбанизации территории, но он широко распространен.

Феминизм - одна из черт нашего времени. В той или иной степе­ни он перешагнул не только государственные, но и национальные и религиозные границы и отражается в борьбе за равные права с муж­чинами в экономических и социальных сферах. Мы полагаем, что феминизм не устраняется с ликвидацией дискриминации женщин в области труда. Это движение более глубокое как по своей сути, так и по вопросам, которые затрагивает.

Социологами высказывается мнение, что феминистская идеоло­гия абсолютизирует индивидуализм внесемейных одиночек, способ­ствует усилению внесемейных ценностей в обществе, уменьшает при­влекательность семейного образа жизни, делает массовым малодето-центристский стиль мышления.

На наш взгляд, в маскулинизации и феминизации как для обще­ства, так и для семьи есть положительные и отрицательные стороны. Поскольку все это, в первую очередь, социализировано, то в какой-то степени вызывает взаимообогащение полов, открывая возможно­сти самых разнообразных индивидуальных сочетаний "мужских" и "женских" черт. В то же время вызывает тревогу нивелирование муж­ских и женских качеств. Дело в том, что разделение труда по полово­му признаку и в семье, и в обществе - одно из древнейших в соци­альной структуре. По сути, почти все характеристики человека про­низаны признаками пола, имеют мужскую или женскую окраску. Эти два начала - универсальные, весьма сложные элементы челове­ческого бытия. Игнорировать их непозволительно. Общество должно быть заинтересовано в богатстве и разнообразии индивидуальностей у социально ценных личностей, причем необходим их расцвет и по половому признаку. Мы должны создать такие условия, при которых в женщине особенно бы ценились женские качества, а в муж­чине - мужские. При этом ни одна из сторон не должна чувствовать какое-то унижение, так как они не могут существовать друг без дру­га, а своеобразие их характеров - это всеобщая ценность.

Со знанием дела говорил об отношениях между мужчинами и жен­щинами С.Н. Паркинсон: "Мужчины оказываются главными, но впол­не заменимыми, а женщины - подчиненными, но более ценными... Если в войне между мужчинами и женщинами предвидится переми­рие, то к нему ведет, быть может, то, что женщин научат оставаться самими собой".*

Специалисты указывают на возможность изменений и в сфере ин­тимных отношений. «Отношения полов всегда взаимодополнитель­ны и в чем-то соревновательны. Пока власть женщин невелика, муж­чины меньше боятся женской сексуальности: по мере роста женского влияния их озабоченность возрастает. Ведь и в современном обще­стве именно эмансипация женщин, в том числе и сексуальная, вызы­вает у мужчин, воспитанных в духе традиционной идеологии "муж­ского верховенства", неуверенность в собственной вирильности, чувство демаскулинизации, что нередко служит причиной психиче­ской импотенции».* *

Л. Фейербах утверждал, что осознание индивидом себя в каче­стве мужчины или женщины является непременным условием успеш­ного развития личности, что личность есть ничто без полового раз­личия.

На наш взгляд, в первую очередь важно не просто равное разде­ление между мужчиной и женщиной прав и обязанностей, а создание условий для равных возможностей выбора. Эмансипация женщи­ны - великое достижение нашего общества. Но она не в состоянии уйти от собственной природы. "Абсолютной одинаковости жизни мужчин и женщин нет и быть не может. И извечное стремление жен­щины создать семью, где увидят свет и вырастут ее дети, создать дом, где всем будет хорошо, - это естественное и прекрасное стремление в наши дни не устарело нисколько. Устарело ограничение жизни жен­щины кругом домашних хлопот, устарело ее униженное, зависимое положение, но совсем не роль матери, хозяйки дома".

Женщина испытывает серьезные трудности на всех уровнях: в обществе, семье и в плане развития личности. Причем в наше время на­грузка и требования к ней возрастают как в профессиональной, так и в семейной сфере.

Решению проблем семьи и оптимизации демографического поло­жения способствует возвышение в обществе значимости мужских и женских черт. Одно без другого, мы полагаем, невозможно.

Женщина в системе "общество - семья - работа" должна, прежде всего, самоутвердиться как полноценный человек. В труд, семью, любовь и культуру она должна более активно и творчески вносить свои ценности жизни, стандарты поведения и свое видение мира. Несомненно, для этого необходимо понимание со стороны мужчин. На наш взгляд, данную историческую задачу можно решить без круп­ных противоречий. Нужны экономические и социальные условия. Место в политике женской части населения должна быть существен­но изменено. Причем как и политика по-прежнему господствующего патриархата, так и неизбежное возрастание роли женщин в обществе имеют общее начало, каким предстает семья. Социологи уже наблю­дают изменение положения женщин, связанное с распространением нового типа семьи, который можно назвать "семья-партнерство".

Общество обязано сделать все для реализации многообразного женского потенциала. Первоочередными мерами должны стать:

· изменение отношения к общественно полезной деятельности женщин;

· оказание реальной, существенной помощи семье, так как вос­питание подрастающего поколения не менее важно, чем любой про­изводительный труд для общества, а потому должно всячески поощ­ряться, в том числе и материально;

· повышение в общественном сознании народа роли, которую вы­полняет женщина-мать.

Без разрешения социальных проблем, создания соответствующих условий, обеспечивающих женщине индивидуальный выбор жизнен­ного пути, общество и в дальнейшем будет встречаться с трудностя­ми.

Сочетание биологических и социокультурных ценностных систем всегда происходит крайне сложно. Поэтому, на наш взгляд, нельзя дать единственную и абсолютно верную оценку, какой вариант рас­пределения функций между полами должен считаться лучшим. Тем более неверно утверждать, что данный вариант должен быть един­ственным и вечным для всех народов и во все времена. Предпочте­ние мы хотели бы отдать тому способу разрешения конфликтов и столкновений между "мужским" и "женским", который в наиболь­шей степени открывает возможность для реализации созидательных, конструктивно наполненных ценностей и того, и другого пола.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: