Профессиональная деятельность - важнейший фактор формирования личности женщины. Она не только обеспечила экономическую независимость от мужа, но и расширила рамки социального общения, требования к супругу. Несомненно, профессиональная занятость и высокий уровень образования являются основами развития женщины как личности. Чем выше образование, тем чаще женщины считают, что должны работать независимо от доходов мужа. В проведенных социологических опросах большинство (85 %) полагало, что замужней женщине следует работать, делая перерыв при рождении ребенка*. Все это означает, что в современных условиях профессиональная занятость стала одной из сущностных ценностей жизни женщины. Подобный вывод можно сделать и по результатам опроса молодых супругов. В то же время наметилась и новая тенденция: 11 % жен из молодых семей предпочитают роль домохозяйки. Это объясняется улучшением материального состояния некоторой части семей. Возможно, что сказался и возросший уровень образования (все респонденты имели высшее или среднее образование).
|
|
Участники опросов назвали ряд причин своего нежелания расстаться с профессиональной деятельностью (табл. 3). Все они приводят к выводу, что без нее жизнь современной женщины просто немыслима.
Очень показательно, что в новой иерархии ее ценностей семья, дом, достижение личного счастья теряют всеопределяющую значимость. Ориентация на профессиональную занятость органически "вплетена" в жизнедеятельность и влияет на семью, так как женщина-мать активно формирует ее образ жизни. Интересен и тот факт, что, согласно нашему исследованию, коллективистские ориентиры со временем утрачиваются, потесненные разнообразными ориентирами, связанными с индивидуализмом.
Таблица 3
Причины нежелания женщин отказаться от производственной
деятельности*
Причина | 1981 г. | 1994г. |
Нежелание уходить из коллектива | ||
Любовь к профессии | ||
Опасение, что жизнь станет неинтересной | ||
Желание быть независимой и иметь свой заработок | ||
Боязнь потерять авторитет в семье | ||
Привычка к работе, неприемлемость другого образа жизни | ||
Нежелание еще больше заниматься домашними делами | ||
Возможность отвлекаться от домашних неурядиц | ||
Боязнь потерять друзей и знакомых | ||
Опасение, что отпадет стимул следить за собой, вести активный образ жизни |
* При ответе можно было указывать несколько вариантов одновременно.
В опрошенных нами семьях домашнюю нагрузку в основном несла жена, причем без помощи других членов семьи, и мужчины признают, что их жены в гораздо большей степени заняты выполнением работ по дому, чем они сами.
|
|
Явно обнаруживается двойственность положения женщин. Например, на вопрос "Где вы больше устаете - дома или на работе?" мы получили такие ответы: "одинаково устаю и дома, и на работе" - 69 %, "дома я устаю больше, чем на работе" - 20 %, "на работе я устаю больше, чем дома" - 9 %, "ни дома, ни на работе не чувствую усталости" - 2 %. Женщины желают, чтобы распределение домашних обязанностей было более равномерным. Если в семье оба супруга работают, то они должны делить их поровну. Такого мнения придерживались 80 % респондентов. Зато более половины мужчин считали, что жена должна заниматься женскими делами (готовить, стирать, убирать и т. д.), а муж - мужскими (чинить бытовые приборы, делать столярный и прочий ремонт и т. д.). Неудивительно и расхождение в ответах о затратах времени на домашнюю работу. Женщины (две трети участниц опроса) полагали, что не нужно жалеть на нее время, а среди мужчин с этим было согласно только 20 %, а остальные заявили, что на нее надо тратить минимум времени.
По сравнению с ориентацией среднего поколения, их дети - молодые супруги - больше склонны к мнению, что муж должен зарабатывать деньги, а жена - сидеть дома, заниматься домашним хозяйством и детьми. Требует серьезного осмысления существенное изменение доли как мужчин, так и женщин, высказавших в 1994 г. суждение о том, что домашние дела в основном должна вести жена, независимо от того, работает она или нет. В 1981 г. такого взгляда придерживалось 0,5 % женщин и 2,0 % мужчин, а в 1994 г. - 3,0 % женщин и 9,0 % мужчин. Это противоречит общей тенденции развития равноправных отношений между супругами.
По подсчетам социологов, женщина отводит на домашнее хозяйство в целом около 40 часов в неделю (в городе - 30 - 35, в деревне -45 - 55), мужчина - 15 - 20 часов". Следовательно, ее загруженность не может стимулировать появление еще одного ребенка в семье. Нередко она отказывается от него, так как знает, что новые заботы лягут преимущественно на ее плечи. К сожалению, немногие молодые жены уверенно могут рассчитывать на помощь мужей. Ответы опрошенных свидетельствуют, что традиционная ориентация на выполнение домашних работ женщиной-матерью воспроизводится и в молодом поколении. Причем в 90-х гг. молодые жены еще сильнее, чем их мамы, недовольны тем, что домашние дела достаются на их долю.
Специфической чертой, на наш взгляд, является значимость домашнего труда для женщины, а отсюда и в целом для семьи как социального института. Утверждение, что приготовление пищи дома все чаще заменяется услугами общественного питания, пока не подтверждается. Сложно ожидать, что это может произойти в ближайшем будущем, так как всем известно, какие трудности переживает экономика. А в связи с изменением форм собственности роль семьи в сфере быта вряд ли ослабнет. Ориентация супругов на домашнее питание, несмотря на трудоемкость приготовления пищи, носит устойчивый характер.
В развитых странах по сравнению с прошлым число индивидуальных хозяйств сокращается, но нельзя не отметить, что подобная форма хозяйства не всегда приводит к закабалению женщины. Когда экономика и культура находятся на достаточном уровне и накоплено определенное богатство, часть забот по дому общество берет на себя (например, механизируя быт). В таких условиях семья способствует развитию личности женщины.
За рубежом стараются обеспечить женщине равные права с мужчиной, а уж как ими распорядиться - это дело ее самой. Сегодня нет доверия к консервативным призывам вернуться к традиционному разделению ролей между мужчиной и женщиной, когда первый был занят политикой и экономикой, а вторая проводила жизнь в замкнутом треугольнике "кухня - дети - церковь". Женщины в цивилизованных странах стремятся проявить себя как личность, государство способствует процессу самоутверждения их в гражданских правах. Труд для молодой женщины представляет не столько вынужденную необходимость, сколько одну из основных социальных ценностей.
|
|
Вместе с тем даже в развитых странах рынок и социальная справедливость постоянно вступают в конфликты. Женщины чаще, чем мужчины, живут в бедности, подвергаются возрастной дискриминации, их больше среди безработных. В семье женщинам и девочкам угрожает "физическая" опасность со стороны отцов, братьев и мужей. "Система социального страхования рассматривает мужчину и женщину как команду (где роль женщины - жена и мать, а роль мужчины - кормилец)"23. "В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти, ресурсам и возможностям просто потому, что они мужчины и женщины"24.
Неоднозначно отношение общества, семьи и детей к дошкольным учреждениям. С одной стороны, детские ясли и сады берут на себя нагрузку родителей. А с другой, мать и дитя оказываются оторванными друг от друга. Малолетним нужен особый режим, к каждому - свой подход, и обязательно рядом должен быть близкий человек. Для ребенка чужой человек - источник психологического стресса. Организм еще слаб, имеет предрасположенность к неврозам.
Требует исследования и следующий вопрос: почему в нашем обществе очень быстро стало само собой разумеющимся, что мать должна отдавать ребенка на воспитание посторонним? Не представляет ли данный момент один из каналов, по которому в обществе происходит разрушение культа семьи, семейного очага? Не обманываем ли мы государство, самих себя и, самое главное, не забываем ли о будущем, когда считаем, что рабочие руки молодых мам незаменимы на производстве? Думается, что не особенно эффективен труд человека, который мысленно не на работе, а с ребенком. На наш взгляд, необходимо как можно быстрее создать условия для того, чтобы мать оставалась дома со своим ребенком, пока ему не исполнится 4-5 лет, получая пособие не ниже среднего прожиточного уровня при, сохранении стажа.
|
|
Активное участие в общественном производстве ставит женщин в крайне сложное и противоречивое положение. Все определеннее мы начинаем понимать неоднозначность создавшейся ситуации, когда работа по престижности не уступает семье. Профессиональная деятельность, как правило, способствует развитию личности. Однако нельзя уверенно утверждать, что любой труд (например, тяжелый физический) приводит к ее гармонизации, а уход за детьми препятствует этому. Здесь не так все просто. Монотонные операции на заводе, рутинные обязанности в различных учреждениях, многосменная работа дают обратные результаты. Часто говорят, что производственная деятельность помогает расширению кругозора и общения, заставляет женщину следить за собой и, в известной мере, за культурной жизнью. Несомненно, что доля истины здесь есть. Но разве у женщины, занимающейся воспитанием своих детей до 3 или 4 лет, будет гораздо меньше возможностей пополнять знания, общаться с подругами и стараться быть внешне привлекательной? Полагаем, если государство будет выплачивать ей ежемесячно суммы не ниже прожиточного минимума и решать другие материальные проблемы (жилье, детские вещи, питание и т. д.), то резко повысится моральный авторитет женщины-матери, вырастившей полноценных граждан страны. Это будет предпосылкой для развития ее личности.
Современные дети ждут, что мать будет не "служанкой", а человеком, живущим полнокровной жизнью. Это одно из противоречий нашего общества. Необходима мать - личность с богатым эмоциональным общением. Реальная же ситуация дает мало возможностей для этого. Статистика свидетельствует, что работающая мать в среднем может уделить воспитанию ребенка только 17 минут в день и 15 минут на уход за ним.
Возникла новая социальная норма: женщина не желает ограничивать себя только домом и семьей. "С одной стороны, женщину, вроде бы, никто не освобождал от традиционных обязанностей, а с другой - совместное обучение, соперничество с юношами в труде и учебе привило женщинам бойцовские качества, а ориентация на последующую, равную с мужчинами, трудовую деятельность отвела на задний план ранее первостепенные заботы о создании семьи. Девочку частенько воспитывают теперь так, чтобы сформировать у нее не модель будущего поведения в браке, а ориентацию на институт, на престижную работу.
На уровне массового сознания и сегодня нет однозначного представления о месте женщины в обществе. Результатом этого стало противоречие между производственной и семейной ролями. Оно уже изучается социологами, но, по сути дела, пока остается без внимания вопрос о том, как физические и нервные перегрузки деформируют личность женщины, ее отношение к членам семьи - мужу, детям.
Мы должны понять, что право на профессиональную занятость для женщин не ограничивается экономической необходимостью поддержания уровня жизни семьи, хотя в наше время это весьма актуально. Не менее важно и право на творчество, социальное признание, профессиональное продвижение.
Профессиональная деятельность становится все более значимой для женщин сама по себе, независимо от интересов семьи. В прошлом это не было распространено. И в то же время общество ждет от них в первую очередь полезной деятельности в семье (не оказывая при этом надлежащей помощи). "В результате проигрывает и общество, и сама женщина: остается невостребованной значительная часть ее духовного потенциала. После окончания периода активного материнства у женщины нередко возникает чувство бесцельности жизни: дети подросли, работа, приносящая удовлетворение и социальное признание, так и не состоялась"*. У нового поколения это может привести к сокращению рождаемости или даже к отказу от брака, что, в свою очередь, означает невыполнение социальных ожиданий общества, которое требует от женщины, чтобы она была хорошей матерью.
И следующий парадокс вызван изменением положения женщин в семье и обществе. Известно, что во многих семьях главой является не мужчина, а женщина. Это особенно влияет на воспитание молодежи. Массовый отход отцов от воспитания детей и заметное возрастание воздействия матери на умы молодежи сказывается как на самом содержании воспитания, так и на его результатах. Из главы семьи, ее опоры, компетентного родителя отец превращается в простого добытчика денег. Этот процесс имеет региональные и национальные особенности, зависит от степени урбанизации территории, но он широко распространен.
Феминизм - одна из черт нашего времени. В той или иной степени он перешагнул не только государственные, но и национальные и религиозные границы и отражается в борьбе за равные права с мужчинами в экономических и социальных сферах. Мы полагаем, что феминизм не устраняется с ликвидацией дискриминации женщин в области труда. Это движение более глубокое как по своей сути, так и по вопросам, которые затрагивает.
Социологами высказывается мнение, что феминистская идеология абсолютизирует индивидуализм внесемейных одиночек, способствует усилению внесемейных ценностей в обществе, уменьшает привлекательность семейного образа жизни, делает массовым малодето-центристский стиль мышления.
На наш взгляд, в маскулинизации и феминизации как для общества, так и для семьи есть положительные и отрицательные стороны. Поскольку все это, в первую очередь, социализировано, то в какой-то степени вызывает взаимообогащение полов, открывая возможности самых разнообразных индивидуальных сочетаний "мужских" и "женских" черт. В то же время вызывает тревогу нивелирование мужских и женских качеств. Дело в том, что разделение труда по половому признаку и в семье, и в обществе - одно из древнейших в социальной структуре. По сути, почти все характеристики человека пронизаны признаками пола, имеют мужскую или женскую окраску. Эти два начала - универсальные, весьма сложные элементы человеческого бытия. Игнорировать их непозволительно. Общество должно быть заинтересовано в богатстве и разнообразии индивидуальностей у социально ценных личностей, причем необходим их расцвет и по половому признаку. Мы должны создать такие условия, при которых в женщине особенно бы ценились женские качества, а в мужчине - мужские. При этом ни одна из сторон не должна чувствовать какое-то унижение, так как они не могут существовать друг без друга, а своеобразие их характеров - это всеобщая ценность.
Со знанием дела говорил об отношениях между мужчинами и женщинами С.Н. Паркинсон: "Мужчины оказываются главными, но вполне заменимыми, а женщины - подчиненными, но более ценными... Если в войне между мужчинами и женщинами предвидится перемирие, то к нему ведет, быть может, то, что женщин научат оставаться самими собой".*
Специалисты указывают на возможность изменений и в сфере интимных отношений. «Отношения полов всегда взаимодополнительны и в чем-то соревновательны. Пока власть женщин невелика, мужчины меньше боятся женской сексуальности: по мере роста женского влияния их озабоченность возрастает. Ведь и в современном обществе именно эмансипация женщин, в том числе и сексуальная, вызывает у мужчин, воспитанных в духе традиционной идеологии "мужского верховенства", неуверенность в собственной вирильности, чувство демаскулинизации, что нередко служит причиной психической импотенции».* *
Л. Фейербах утверждал, что осознание индивидом себя в качестве мужчины или женщины является непременным условием успешного развития личности, что личность есть ничто без полового различия.
На наш взгляд, в первую очередь важно не просто равное разделение между мужчиной и женщиной прав и обязанностей, а создание условий для равных возможностей выбора. Эмансипация женщины - великое достижение нашего общества. Но она не в состоянии уйти от собственной природы. "Абсолютной одинаковости жизни мужчин и женщин нет и быть не может. И извечное стремление женщины создать семью, где увидят свет и вырастут ее дети, создать дом, где всем будет хорошо, - это естественное и прекрасное стремление в наши дни не устарело нисколько. Устарело ограничение жизни женщины кругом домашних хлопот, устарело ее униженное, зависимое положение, но совсем не роль матери, хозяйки дома".
Женщина испытывает серьезные трудности на всех уровнях: в обществе, семье и в плане развития личности. Причем в наше время нагрузка и требования к ней возрастают как в профессиональной, так и в семейной сфере.
Решению проблем семьи и оптимизации демографического положения способствует возвышение в обществе значимости мужских и женских черт. Одно без другого, мы полагаем, невозможно.
Женщина в системе "общество - семья - работа" должна, прежде всего, самоутвердиться как полноценный человек. В труд, семью, любовь и культуру она должна более активно и творчески вносить свои ценности жизни, стандарты поведения и свое видение мира. Несомненно, для этого необходимо понимание со стороны мужчин. На наш взгляд, данную историческую задачу можно решить без крупных противоречий. Нужны экономические и социальные условия. Место в политике женской части населения должна быть существенно изменено. Причем как и политика по-прежнему господствующего патриархата, так и неизбежное возрастание роли женщин в обществе имеют общее начало, каким предстает семья. Социологи уже наблюдают изменение положения женщин, связанное с распространением нового типа семьи, который можно назвать "семья-партнерство".
Общество обязано сделать все для реализации многообразного женского потенциала. Первоочередными мерами должны стать:
· изменение отношения к общественно полезной деятельности женщин;
· оказание реальной, существенной помощи семье, так как воспитание подрастающего поколения не менее важно, чем любой производительный труд для общества, а потому должно всячески поощряться, в том числе и материально;
· повышение в общественном сознании народа роли, которую выполняет женщина-мать.
Без разрешения социальных проблем, создания соответствующих условий, обеспечивающих женщине индивидуальный выбор жизненного пути, общество и в дальнейшем будет встречаться с трудностями.
Сочетание биологических и социокультурных ценностных систем всегда происходит крайне сложно. Поэтому, на наш взгляд, нельзя дать единственную и абсолютно верную оценку, какой вариант распределения функций между полами должен считаться лучшим. Тем более неверно утверждать, что данный вариант должен быть единственным и вечным для всех народов и во все времена. Предпочтение мы хотели бы отдать тому способу разрешения конфликтов и столкновений между "мужским" и "женским", который в наибольшей степени открывает возможность для реализации созидательных, конструктивно наполненных ценностей и того, и другого пола.