Проблемы семейного воспитания всегда вызывали широкий общественный интерес. Семья, как и общество, постоянно развивается. В соответствии с потребностями общества развиваются и функции семьи. Отсюда большой интерес к особенностям воспитательной функции семьи в современных условиях.
Осознанная и целенаправленная педагогическая деятельность родителей сочетается с повседневным и очень сильным влиянием на детей уклада жизни семьи. Велика роль личного примера и авторитета отца и матери, родственных чувств, эмоциональности взаимоотношений воспитателей, которой нельзя достичь вне семьи. С рождением ребенка ещё не рождается личность; личность формируется только в человеческом окружении. А ближайшее окружение новорожденного - семья: мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры, родственники. Значит, родителям и ближайшим родственникам принадлежит решающая роль в том, чтобы новорожденный развивался как человек и в дальнейшем стал субъектом, хозяином своего развития, т.е. личностью.
|
|
Характер внутрисемейных отношений оказывает очень сильное влияние на развитие личности. Наиболее плодотворны для этого такие внутрисемейные отношения, которым присущи взаимная забота, атмосфера сердечности и человеческой близости. Близость с родителями и старшими означает для детей такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая всё лучшее, в свою очередь обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Вот почему дети ощущают острую потребность в дружных внутрисемейных отношениях, в хорошем отцовском и материнском влиянии, в том, чтобы их понимали в семье.
Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Многие традиции, совершенствуясь, становятся правилами, нормами, своеобразными неписаными законами общества.
Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, сделать их достоянием подрастающих поколений. Воспитательная сила традиций состоит прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением непосредственно, естественно. Передача опыта, трудовых и бытовых навыков, усвоение культурных, нравственных и социальных ценностей происходит через общение.
В общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, применяет их на практике, наблюдает отношения других людей и строит собственные. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении.
|
|
Наибольший интерес из всех видов общения представляют собой межличностные отношения, т.е. процесс непосредственного общения человека с человеком.
Межличностные отношения - это именно те отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими людьми. Межличностные отношения являются сущностью общения, своеобразным его результатом. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на само общение, определяя его содержание.
Рождение детей в семье в настоящее время является большим событием, праздником для всех родственников супругов.
Дети укрепляют семью, они украшают жизнь и дарят радость, продолжают людской род и несут эстафету от поколения к поколению. Это нашло отражение в народных пословицах: «Ласковый ребенок - как счастливый век», «Нет смерти без причины, нет счастья без ребенка». Ребенок - опора семьи, будущий труженик, «защитник родной земли». На спокойную старость может рассчитывать только тот, кто имеет детей: «Без детей - тихо, но в старости - лихо» - вот весьма характерные народные изречения, которые включают в себя модель воспитания.
Мать - единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.
В. Г. Белинский писал об этом: «Мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, любит его всем существом своим; её любовь прежде всего физическая, естественная, следовательно, любовь по преимуществу, любовь как любовь. Она носит свое дитя у себя под сердцем, девять месяцев питает и растит его своею кровью, чувствует в себе первые жизненные его движения; оно, это дитя - плоть от плоти её и кость от кости её; она рождает его на свет в муках и страданиях, и вместо того, чтоб возненавидеть именно за них-то, за эти муки и страдания, – еще более любит его. Это маленькое, слабое, крикливое, неопрятное и деспотическое существо с первого дня своего появления делается предметом нежнейших попечений и неусыпных забот своей матери: она любуется его безобразием, как красотою, его красная морщиноватая кожа только манит её поцелуи; в его бессмысленной улыбке она видит чуть не разумную роль и готова начать с ним говорить; ей не противно наблюдать за чистотою этого маленького животного, ей не тяжело не спать ночи, бодрствуя над его ложем. И она - бедная мать - будет любить его всегда, и прекрасного и безобразного, и умного и глупого, и доброго и злого, и добродетельного и порочного, и славного и неизвестного... Ангел-хранитель с младенчества детей своих, она друг их в юности, возмужалости и старости. Нет жертвы, которой бы не принесла она для детей; их счастие - её счастие; их несчастие - её несчастие. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери: всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею».
В семье необходимо воспитывать в детях чувство глубокого уважения и преданности к матери. Уважение дорого матери, это отклик на её любовь, благодарность за её труды. Оно должно естественно прорасти из любви, из привязанности к ней. Этому в семье надо учиться всем и учить всех, а особенно - молодых. Нужны не только назидания, но и личный пример старших. Только любящий и уважающий свою мать сын, повзрослев, также будет относиться к своей жене и детям.
Матери намного легче воспитывать детей, если и отец принимает в этом процессе самое активное участие. Женщина-мать получила равноправие как в общественной, трудовой, так и в семейной жизни. С одной стороны, такое явление можно только приветствовать, т.к. женщина-мать - это неутомимая производственница, государственный деятель, общественница, гражданка. С другой - эмансипация женщин приводит к тому, что мать меньше времени посвящает своим детям, а это непременно сказывается на их воспитании.
|
|
Роль отца в воспитательном процессе очень высока. По этому поводу В.Г.Белинский отмечал: «В любви женщин больше кровного, а потому и больше страстного, тогда как в любви мужчины больше мыслительного, если можно так выразиться». Это не принижает значимость отцовского чувства, а показывает, что оно имеет несколько иную основу: «...и отец может страстно любить детей своих, когда его с ними соединит нравственное, духовное родство...». И отцовское чувство, и духовное родство возникают постепенно. Дети оказывают сильное влияние на формирование у отца многих положительных качеств, в том числе отцовского чувства. Педагогическая роль отца рассматривается в плане как авторитета, так и в плане его практической деятельности по воспитанию. Труд отца, его общественное лицо, уровень культуры, выполнение домашних обязанностей, неустанная воспитательная деятельность, отношение к матери, к другим людям, его образ жизни в целом - вот далеко не полный перечень слагаемых его истинного авторитета, той почвы, на которой возникает уважение к нему детей. Для этого отцу также необходимо быть естественным, уметь общаться с детьми и воспитывать их, быть их другом. А.С.Макаренко заметил по этому поводу: «Отец и сын могут быть друзьями, должны быть друзьями. Но отец все же остается отцом, а сын остается сыном, то есть мальчиком, которого нужно воспитывать и которого воспитывает именно отец, приобретающий благодаря этому некоторые признаки, дополнительные к его положению друга».
Для каждого отца уважение детей - это проверка всех его качеств, оценка всей его деятельности, а нередко - и всей его жизни. Уважение детей к отцам всегда рассматривалось как признак силы и могущества народа. Пример отца, семейная атмосфера доверия и взаимного уважения были главными средствами воспитания детей в духе патриотизма и любви к труду. К сожалению, приходится констатировать, что некоторые отцы иной раз и не представляют, как сказывается их поведение на формировании личности ребенка.
|
|
Педагогическая деятельность родителей заключается в установлении взаимоотношений между самими родителями, между родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми. Если отец оберегает и поднимает престиж матери, то это положительно сказывается не только на авторитете матери, но и самого отца. Для родителей дети всегда остаются детьми. Будучи взрослыми людьми, имеющими уже свои семьи, дети все равно прислушиваются к голосу родителей и следуют их поступкам, потому что для них нет никого превыше своих родителей.
Конечно, не всегда отношения между старшими и младшими поколениями, живущими в одной семье, складываются идеально. Иногда между ними возникает конфликтная ситуация, которая может привести к распаду молодой семьи. По данным бракоразводных дел за 1998год, среди всех мотивов разводов 5 % составляет такой мотив, как вмешательство родственников. Какое-то место среди этих процентов занимают и родители. Однако разводы по таким мотивам постепенно идут на убыль. Крах молодой семьи больно «бьет» по супругам и их детям, нелегко такие явления переживают и дедушки с бабушками.
Намечающаяся тенденция к уменьшению разводов из-за вмешательства родственников, усиление благотворного влияния родителей на устойчивость семьи объясняются тем, что в последнее время начинает складываться единство взглядов детей и родителей на семью и способы решения семейных проблем. Кроме того, у родителей сформировались установки на оказание помощи своим взрослым детям, а взрослые дети, в свою очередь, перестают тяготиться помощью родителей, принимают ее как должное. В стране сложилась такая социальная ситуация, что молодая семья, за редким исключением, даже при чрезмерном напряжении всех своих сил без помощи родителей не может справиться со своими проблемами.
С появлением молодой семьи, а затем и внуков особенно много хлопот прибавляется у бабушек. Нередко они продолжают еще работать на производстве, бегают по магазинам, ведут домашнее хозяйство, освобождая молодых супругов от «кухонных» забот, нянчат внуков и т.д. Помощь бабушек позволяет молодым родителям высвободившееся время посвятить своему развитию, учебе, досугу, друзьям. Работающие же бабушки и дедушки, вместе с которыми живет молодая семья, с появлением внуков, наоборот, значительно сокращают время пребывания вне дома. Подчас вся их жизнь теперь ограничивается работой и домашними делами, заботой о внуках. Первой ограничивает свою производственную и общественную активность бабушка, вслед за нею домоседом становится и дедушка. Сокращается время их общения с друзьями, большее место в жизни начинает занимать телевизор, общение с соседями. Если же бабушка живет отдельно от молодой семьи, она все же находит способ проявить заботу о внуке: что-то ему вяжет, шьет и т. д., а ведь все это тоже занимает какое-то время...
Бабушки проводят с внуками почти столько же времени, сколько матери, а иногда и больше. Между матерями и бабушками нередко возникает более или менее скрытая борьба за любовь и привязанность внуков, появляется ревность. Бабушке представляется, что ее опыт и умение позволяют ей избежать ошибок молодой матери, в том числе и тех ошибок, которые она сама допускала в воспитании собственных детей. В ней просыпается педагог. Она хочет взять реванш и реализовать во внуке надежды, которые когда-то связывала со своими детьми. И все же ее влияние на внуков нередко деструктивно, так как в большинстве случаев отношение бабушек к внукам носит чрезмерно опекающий характер. При этом здесь противоречиво сочетаются необоснованные ограничения и попустительство, формирующее у детей капризность и зависимость. Иными словами, внук для бабушки часто оказывается только объектом реализации ее честолюбивых замыслов.
Отношения же дедушек и отцов к детям более сдержанны и уравновешенны, но, несмотря на это, от детей они, как правило, получают больше чувств, чем отдают им. Объяснений этому пока нет. Возможно, это неосознанная благодарность детей и внуков мужской части семьи за отсутствие с их стороны мелочной опеки, за предоставление большей свободы действий, за участие в играх на равных, за уважение к личности ребенка. Более тесными отношения между внуками, отцами и дедами становятся по мере взросления внуков. Если отношения между бабушками, матерями и внуками складываются большей частью на эмоциональной основе, то между дедушками, отцами и внуками они складываются преимущественно как отношения единомышленников.
Главенство в трехпоколенной семье, где дедушки и бабушки еще не вышли на пенсию, принадлежит, как правило, дедушкам и бабушкам. Появление в их квартире молодой семьи психологически воспринимается ими как ограничение их возможностей. Молодожены тоже ощущают ограничение со стороны родителей. Отсюда и разного рода конфликты. Хуже всего в трехпоколенной семье складываются отношения между мамами и бабушками. Здесь больше всего конфликтов, взаимного непонимания, борьбы за влияние на детей, за первенство в доме. Хотя и в разной степени, но это характерно и для отношений между матерью и замужней дочерью, и для отношений между свекровью и невесткой. Работающие дедушки в трехпоколенной семье занимают несколько привилегированное положение. Они чаще пользуются заботой и любовью всех членов семьи, и особенно с их мнением считаются внуки.
Пребывание бабушек и дедушек в состоянии работающих (по достижении ими пенсионного возраста), длится достаточно долго. В среднем для женщин 10-15 и для мужчин 15-20 лет. Бабушки быстрее адаптируются к условиям жизни в трехпоколенной семье, лучше привыкают к роли бабушки, но к ним, как уже отмечалось, и больше предъявляется требований. Все члены семьи ждут от бабушки очень многого, полагая, что именно она должна закупать продукты, готовить пищу, убирать квартиру и нянчить внуков.
Требования к бабушкам так велики, нагрузки на них настолько возрастают, что многие бабушки становятся перед выбором - быть хорошей бабушкой и не заработать пенсии или быть плохой бабушкой, но заработать пенсию. С каждым годом все чаще и чаще выбор делается, конечно, в пользу пенсии. И каждый согласится, что такой выбор разумен, ведь он диктуется не только отдаленной пенсией, но и, в большей степени, обусловлен ростом сегодняшних расходов, необходимостью оказывать материальную помощь молодой семье.
В трехпоколенной семье складываются более благоприятные условия для ранней социализации детей: благодаря разностороннему и интенсивному общению они приобретают необходимые психологические и нравственные качества, вырабатывают адекватные формы поведения, растут общительными, естественно усваивают опыт старших поколений, приобщаются к народной мудрости, которая входит в их мир через сказки, притчи, поговорки, песни, семейные предания. При наличии взаимопонимания, любви и привязанности такие семьи могут жить дружно в течение достаточно длительного времени на пользу всех своих членов.
И все же трехпоколенная семья в наше время перестала быть типичной. В малых городах и селах молодое поколение вынуждено покидать родительский дом. (Причиной этого нередко являются необходимость продолжения образования, приобретения профессии, ограниченность в выборе трудовой деятельности и др.). Родители же остаются дома, поскольку они еще работают. И только после выхода на пенсию некоторые из них переезжают к уже устроившимся в городе детям. С этим как раз и связана миграция пенсионеров: миграционное движение ежегодно вовлекает тысячи пожилых людей, которые сознательно меняют среду обитания, привычный, устоявшийся уклад жизни.
Что же еще вынуждает молодые семьи поселяться отдельно от родителей, образуя двухпоколенную или даже однопоколенную семью? Причиной этого является не только стремление молодежи к самостоятельности, как это утверждали еще недавно социологи, но и отделение труда от семьи, профессиональная дифференциация в семье, жилищная проблема и возрастание роли психологических факторов в семейных отношениях.
Как правило, старшее поколение такое расселение переживает болезненно, воспринимает его как собственную неспособность решить семейные проблемы в пользу всех членов семьи. Подчас положение работающих дедушек и бабушек оказывается тяжелым еще и потому, что наряду с необходимостью оказывать помощь молодой семье они вынуждены оказывать помощь своим престарелым родителям.
Но как бы там ни было, работающие дедушки и бабушки сами уже находятся в таком возрасте, когда ценности семейной жизни начинают приобретать все большее значение и они готовы идти на большие ограничения и даже жертвы во имя сохранения единства семьи и поддержания в ней интенсивного общения. Большой радостью для них является видеть семью в полном сборе, связанную узами любви и дружбы, глубокого взаимопонимания.Так выглядит положение дедушек и бабушек в полной трехпоколенной семье.
Однако во многих семьях из представителей третьего возраста есть только бабушка или только дедушка. Такая семья называется неполной (непарной) трехпоколенной семьей. Положение дедушек в такой семье остается тождественным уже описанному, иногда же их престиж даже повышается. Положение бабушек в полной семье сына или дочери в основном совпадает с вышеописанным, но есть и отличия. Чувства одинокой бабушки еще больше эксплуатируются молодой семьей, и, если она не наделена властным характером, с нею, с ее мнением очень скоро перестают считаться. В неполной семье дочери отношения между нею и матерью складываются особенно сложно. Они, как в никакой другой семье, нуждаются друг в друге, и в то же время, как в никакой другой семье, между ними возникает большое напряжение. В таких семьях внуки больше сближаются с бабушками, чем с матерями. Однако об отношениях между дочерьми и бабушками в неполной трехпоколенной семье мы знаем пока из самых общих наблюдений, этот тип семей еще предстоит изучать.