Современной семье

Проблемы семейного воспитания всегда вызывали широкий общественный интерес. Семья, как и общество, постоянно раз­вивается. В соответствии с потребностями общества развива­ются и функции семьи. Отсюда большой интерес к особеннос­тям воспитательной функции семьи в современных условиях.

Осознанная и целенаправленная педагогическая деятельность родителей сочетается с повседневным и очень сильным влияни­ем на детей уклада жизни семьи. Велика роль личного примера и авторитета отца и матери, родственных чувств, эмоциональ­ности взаимоотношений воспитателей, которой нельзя достичь вне семьи. С рождением ребенка ещё не рождается личность; личность формируется только в человеческом окружении. А бли­жайшее окружение новорожденного - семья: мать, отец, бабуш­ка, дедушка, братья, сестры, родственники. Значит, родителям и ближайшим родственникам принадлежит решающая роль в том, чтобы новорожденный развивался как человек и в дальнейшем стал субъектом, хозяином своего развития, т.е. личностью.

Характер внутрисемейных отношений оказывает очень силь­ное влияние на развитие личности. Наиболее плодотворны для этого такие внутрисемейные отношения, которым присущи вза­имная забота, атмосфера сердечности и человеческой близости. Близость с родителями и старшими означает для детей такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокро­венные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая всё лучшее, в свою очередь обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, откры­вает ему бесхитростные тайники своей души. Вот почему дети ощущают острую потребность в дружных внутрисемейных от­ношениях, в хорошем отцовском и материнском влиянии, в том, чтобы их понимали в семье.

Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают по­ложительное влияние на всестороннее формирование личности. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Многие традиции, совершенствуясь, стано­вятся правилами, нормами, своеобразными неписаными закона­ми общества.

Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, сделать их достоянием подрастающих поколений. Воспитательная сила традиций состоит прежде все­го в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрас­тающим поколением непосредственно, естественно. Передача опыта, трудовых и бытовых навыков, усвоение культурных, нрав­ственных и социальных ценностей происходит через общение.

В общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, применяет их на практике, наблюдает отношения дру­гих людей и строит собственные. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзыв­чивость, честность, доброта не только проявляются, но и фор­мируются в общении.

Наибольший интерес из всех видов общения представляют собой межличностные отношения, т.е. процесс непосредствен­ного общения человека с человеком.

Межличностные отношения - это именно те отношения, кото­рые складываются в реальной жизни между мыслящими и чув­ствующими людьми. Межличностные отношения являются сущ­ностью общения, своеобразным его результатом. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на само общение, определяя его содержание.

Рождение детей в семье в настоящее время является боль­шим событием, праздником для всех родственников супругов.

Дети укрепляют семью, они украшают жизнь и дарят радость, продолжают людской род и несут эстафету от поколения к поко­лению. Это нашло отражение в народных пословицах: «Ласковый ребенок - как счастливый век», «Нет смерти без причины, нет счастья без ребенка». Ребенок - опора семьи, будущий труженик, «защитник родной земли». На спокойную ста­рость может рассчитывать только тот, кто имеет детей: «Без детей - тихо, но в старости - лихо» - вот весьма характерные на­родные изречения, которые включают в себя модель воспитания.

Мать - единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрос­ти, безграничности и мужественности.

В. Г. Белинский писал об этом: «Мать любит свое дитя серд­цем, кровью, нервами, любит его всем существом своим; её лю­бовь прежде всего физическая, естественная, следовательно, любовь по преимуществу, любовь как любовь. Она носит свое дитя у себя под сердцем, девять месяцев питает и растит его своею кровью, чувствует в себе первые жизненные его движе­ния; оно, это дитя - плоть от плоти её и кость от кости её; она рождает его на свет в муках и страданиях, и вместо того, чтоб возненавидеть именно за них-то, за эти муки и страдания, – еще более любит его. Это маленькое, слабое, крикливое, неопрятное и деспотическое существо с первого дня своего появления дела­ется предметом нежнейших попечений и неусыпных забот сво­ей матери: она любуется его безобразием, как красотою, его крас­ная морщиноватая кожа только манит её поцелуи; в его бессмыс­ленной улыбке она видит чуть не разумную роль и готова начать с ним говорить; ей не противно наблюдать за чистотою этого маленького животного, ей не тяжело не спать ночи, бодрствуя над его ложем. И она - бедная мать - будет любить его всегда, и прекрасного и безобразного, и умного и глупого, и доброго и злого, и добродетельного и порочного, и славного и неизвестно­го... Ангел-хранитель с младенчества детей своих, она друг их в юности, возмужалости и старости. Нет жертвы, которой бы не принесла она для детей; их счастие - её счастие; их несчастие - её несчастие. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери: всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею».

В семье необходимо воспитывать в детях чувство глубокого уважения и преданности к матери. Уважение дорого матери, это отклик на её любовь, благодарность за её труды. Оно должно естественно прорасти из любви, из привязанности к ней. Этому в семье надо учиться всем и учить всех, а особенно - молодых. Нужны не только назидания, но и личный пример старших. Толь­ко любящий и уважающий свою мать сын, повзрослев, также будет относиться к своей жене и детям.

Матери намного легче воспитывать детей, если и отец принимает в этом процессе самое активное участие. Женщина-мать получила равноправие как в общественной, трудовой, так и в семейной жизни. С одной сто­роны, такое явление можно только приветствовать, т.к. женщи­на-мать - это неутомимая производственница, государственный деятель, общественница, гражданка. С другой - эмансипация женщин приводит к тому, что мать меньше времени посвящает своим детям, а это непременно сказывается на их воспитании.

Роль отца в воспитательном процессе очень высока. По этому поводу В.Г.Белинский отмечал: «В любви женщин больше кровного, а потому и больше страстного, тогда как в любви мужчины больше мыслительного, если можно так выра­зиться». Это не принижает значимость отцовского чувства, а показывает, что оно имеет несколько иную основу: «...и отец может страстно любить детей своих, когда его с ними соединит нравственное, духовное родство...». И отцовское чувство, и ду­ховное родство возникают постепенно. Дети оказывают силь­ное влияние на формирование у отца многих положительных ка­честв, в том числе отцовского чувства. Педагогическая роль отца рассматривается в плане как авторитета, так и в плане его практической деятельности по воспитанию. Труд отца, его об­щественное лицо, уровень культуры, выполнение домашних обя­занностей, неустанная воспитательная деятельность, отношение к матери, к другим людям, его образ жизни в целом - вот далеко не полный перечень слагаемых его истинного авторитета, той почвы, на которой возникает уважение к нему детей. Для этого отцу также необходимо быть естественным, уметь общаться с детьми и воспитывать их, быть их другом. А.С.Макаренко за­метил по этому поводу: «Отец и сын могут быть друзьями, дол­жны быть друзьями. Но отец все же остается отцом, а сын ос­тается сыном, то есть мальчиком, которого нужно воспитывать и которого воспитывает именно отец, приобретающий благода­ря этому некоторые признаки, дополнительные к его положению друга».

Для каждого отца уважение детей - это проверка всех его качеств, оценка всей его деятельности, а нередко - и всей его жизни. Уважение детей к отцам всегда рассматривалось как при­знак силы и могущества народа. Пример отца, семейная ат­мосфера доверия и взаимного уважения были главными средствами воспитания детей в духе патриотизма и любви к труду. К сожалению, приходится констатировать, что не­которые отцы иной раз и не представляют, как сказывается их поведение на формировании личности ребенка.

Педагогическая деятельность родителей заключается в уста­новлении взаимоотношений между самими родителями, между родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми. Если отец оберегает и поднимает престиж матери, то это поло­жительно сказывается не только на авторитете матери, но и са­мого отца. Для родителей дети всегда остаются детьми. Будучи взрослыми людьми, имеющими уже свои семьи, дети все равно прислушиваются к голосу родителей и следуют их поступкам, потому что для них нет никого превыше своих родителей.

Конечно, не всегда отношения между старшими и младшими поколениями, живущими в одной семье, складываются идеально. Иногда между ними возникает конфликтная ситуация, которая мо­жет привести к распаду молодой семьи. По данным бракоразвод­ных дел за 1998год, среди всех мотивов раз­водов 5 % составляет такой мотив, как вмешательство родствен­ников. Какое-то место среди этих процентов занимают и родители. Однако разводы по таким мотивам постепенно идут на убыль. Крах молодой семьи больно «бьет» по супругам и их детям, нелегко такие явления переживают и дедушки с бабушками.

Намечающаяся тенденция к уменьшению разводов из-за вме­шательства родственников, усиление благотворного влияния роди­телей на устойчивость семьи объясняются тем, что в последнее вре­мя начинает складываться единство взглядов детей и родителей на семью и способы решения семейных проблем. Кроме того, у ро­дителей сформировались установки на оказание помощи своим взрослым детям, а взрослые дети, в свою очередь, перестают тя­готиться помощью родителей, принимают ее как должное. В стране сложилась такая социальная ситуация, что молодая семья, за ред­ким исключением, даже при чрезмерном напряжении всех своих сил без помощи родителей не может справиться со своими про­блемами.

С появлением молодой семьи, а затем и внуков особенно мно­го хлопот прибавляется у бабушек. Нередко они продолжают еще работать на производстве, бегают по магазинам, ведут домашнее хозяйство, освобождая молодых супругов от «кухонных» забот, нянчат внуков и т.д. Помощь бабушек позволяет молодым родителям высвободив­шееся время посвятить своему развитию, учебе, досугу, друзьям. Работающие же бабушки и дедушки, вместе с которыми живет мо­лодая семья, с появлением внуков, наоборот, значительно сокращают время пребывания вне дома. Подчас вся их жизнь теперь ограничивается работой и домашними делами, заботой о внуках. Первой ограничивает свою производственную и общественную ак­тивность бабушка, вслед за нею домоседом становится и дедушка. Сокращается время их общения с друзьями, большее место в жиз­ни начинает занимать телевизор, общение с соседями. Если же бабушка живет отдельно от молодой семьи, она все же находит способ проявить заботу о внуке: что-то ему вяжет, шьет и т. д., а ведь все это тоже занимает какое-то время...

Бабушки проводят с внуками почти столько же времени, сколь­ко матери, а иногда и больше. Между матерями и бабушками не­редко возникает более или менее скрытая борьба за любовь и при­вязанность внуков, появляется ревность. Бабушке представляется, что ее опыт и умение позволяют ей избежать ошибок молодой ма­тери, в том числе и тех ошибок, которые она сама допускала в вос­питании собственных детей. В ней просыпается педагог. Она хочет взять реванш и реализовать во внуке надежды, которые когда-то связывала со своими детьми. И все же ее влияние на внуков не­редко деструктивно, так как в большинстве случаев отношение бабушек к внукам носит чрезмерно опекающий характер. При этом здесь противоречиво сочетаются необоснованные ограничения и попустительство, формирующее у детей капризность и зависимость. Иными словами, внук для бабушки часто оказывается только объектом реализации ее честолюбивых замыслов.

Отношения же дедушек и отцов к детям более сдержанны и уравновешенны, но, несмотря на это, от детей они, как правило, получают больше чувств, чем отдают им. Объяснений этому пока нет. Возможно, это неосознанная благодарность детей и внуков мужской части семьи за отсутствие с их стороны мелочной опеки, за предоставление большей свободы действий, за участие в играх на равных, за уважение к личности ребенка. Более тесными отно­шения между внуками, отцами и дедами становятся по мере взрос­ления внуков. Если отношения между бабушками, матерями и внуками складываются большей частью на эмоциональной основе, то между дедушками, отцами и внуками они складываются пре­имущественно как отношения единомышленников.

Главенство в трехпоколенной семье, где дедушки и бабушки еще не вышли на пенсию, принадлежит, как правило, дедушкам и бабушкам. Появление в их квартире молодой семьи психологи­чески воспринимается ими как ограничение их возможностей. Мо­лодожены тоже ощущают ограничение со стороны родителей. От­сюда и разного рода конфликты. Хуже всего в трехпоколенной семье складываются отношения между мамами и бабушками. Здесь больше всего конфликтов, взаимного непонимания, борьбы за влияние на детей, за первенство в доме. Хотя и в разной степени, но это характерно и для отношений между матерью и замужней дочерью, и для отношений между свекровью и невесткой. Работаю­щие дедушки в трехпоколенной семье занимают несколько приви­легированное положение. Они чаще пользуются заботой и любовью всех членов семьи, и особенно с их мнением считаются внуки.

Пребывание бабушек и дедушек в состоянии работающих (по достижении ими пенсионного возраста), длит­ся достаточно долго. В среднем для женщин 10-15 и для мужчин 15-20 лет. Бабушки быстрее адаптируются к условиям жизни в трехпоколенной семье, лучше привыкают к роли бабушки, но к ним, как уже отмечалось, и больше предъявляется требований. Все чле­ны семьи ждут от бабушки очень многого, полагая, что именно она должна закупать продукты, готовить пищу, убирать квартиру и нянчить внуков.

Требования к бабушкам так велики, нагрузки на них настоль­ко возрастают, что многие бабушки становятся перед выбором - быть хорошей бабушкой и не заработать пенсии или быть плохой бабушкой, но заработать пенсию. С каждым годом все чаще и чаще выбор делается, конечно, в пользу пенсии. И каждый согласится, что такой выбор разумен, ведь он диктуется не только отдаленной пенсией, но и, в большей степени, обусловлен ростом сегодняш­них расходов, необходимостью оказывать материальную помощь молодой семье.

В трехпоколенной семье складываются более благоприятные условия для ранней социализации детей: благодаря разносторон­нему и интенсивному общению они приобретают необходимые пси­хологические и нравственные качества, вырабатывают адекватные формы поведения, растут общительными, естественно усваивают опыт старших поколений, приобщаются к народной мудрости, ко­торая входит в их мир через сказки, притчи, поговорки, песни, се­мейные предания. При наличии взаимопонимания, любви и при­вязанности такие семьи могут жить дружно в течение достаточно длительного времени на пользу всех своих членов.

И все же трехпоколенная семья в наше время перестала быть ти­пичной. В малых городах и селах молодое поколение вынуждено покидать родительский дом. (Причиной этого нередко являются необходимость продолжения образования, приобретения профес­сии, ограниченность в выборе трудовой деятельности и др.). Роди­тели же остаются дома, поскольку они еще работают. И только после выхода на пенсию некоторые из них переезжают к уже ус­троившимся в городе детям. С этим как раз и связана миграция пенсионеров: миграционное движение ежегодно вовлекает ты­сячи пожилых людей, которые сознательно меняют среду оби­тания, привычный, устоявшийся уклад жизни.

Что же еще вынуждает молодые семьи поселяться отдельно от родителей, образуя двухпоколенную или даже однопоколенную семью? Причиной этого является не только стремление молодежи к самостоятельности, как это утверждали еще недавно социологи, но и отделение труда от семьи, профессиональная дифференци­ация в семье, жилищная проблема и возрастание роли психологических факторов в семейных отношениях.

Как правило, старшее поколение такое расселение переживает болезненно, воспринимает его как собственную неспособность ре­шить семейные проблемы в пользу всех членов семьи. Подчас по­ложение работающих дедушек и бабушек оказывается тяжелым еще и потому, что наряду с необходимостью оказывать помощь молодой семье они вынуждены оказывать помощь своим преста­релым родителям.

Но как бы там ни было, работающие дедушки и бабушки сами уже находятся в таком возрасте, когда ценности семейной жизни начинают приобретать все большее значение и они готовы идти на большие ограничения и даже жертвы во имя сохранения единства семьи и поддержания в ней интенсивного общения. Большой ра­достью для них является видеть семью в полном сборе, связанную узами любви и дружбы, глубокого взаимопонимания.Так выглядит положение дедушек и бабушек в полной трех­поколенной семье.

Однако во многих семьях из представителей третьего возраста есть только бабушка или только дедушка. Такая семья называется неполной (непарной) трехпоколенной семьей. Положение деду­шек в такой семье остается тождественным уже описанному, ино­гда же их престиж даже повышается. Положение бабушек в полной семье сына или дочери в основном совпадает с вышеописанным, но есть и отличия. Чувства одинокой бабушки еще больше эксплуа­тируются молодой семьей, и, если она не наделена властным ха­рактером, с нею, с ее мнением очень скоро перестают считаться. В неполной семье дочери отношения между нею и матерью скла­дываются особенно сложно. Они, как в никакой другой семье, ну­ждаются друг в друге, и в то же время, как в никакой другой семье, между ними возникает большое напряжение. В таких семьях вну­ки больше сближаются с бабушками, чем с матерями. Однако об отношениях между дочерьми и бабушками в неполной трехпоко­ленной семье мы знаем пока из самых общих наблюдений, этот тип семей еще предстоит изучать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: