> Социальное развитие имеет длительную историю и является выражением колониальных и постколониальных евроцентристских подходов к развивающимся страна»*
> Социальное развитие является основной формой социальной работы в странах I ограниченными ресурсами и направлено на интеграцию социального прогресса • экономического развития.
> Работа в малых социальных группах представляет собой практическую деятег— ность по оказанию помощи людям, проживающим на одной территории, осуше-
ствляемую в процессе определения и совместного преодоления проблем. Становление этой формы работы связано с развитием микросоциальной среды в экономически слаборазвитых странах. Также социальное развитие возникло под влиянием методов работы с малыми социальными группами.
> Социальная педагогика в контексте европейской практики используется, в частности, при работе с; детьми в стационарных учреждениях, группах дневного пребывания, а также в работе с малыми социальными группами, в которых осуществляются совместное индивидуальное и коллективное развитие и обучение.
> Социальная работа в малых социальных группах получила наибольшее распространение в Великобритании. В центре ее внимания — потребности небольших социальных групп, проживающих в одном микрорайоне. Благодаря тесным связям с социальными службами эти группы сами вовлекаются в процесс оказания услуг, что отвечает потребностям местного населения.
> Бедность и социальное исключение являются объектами социального развития как в развивающихся, так и в экономически развитых странах.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ
> Растущий социальный капитал, территориальная и социальная инфраструктура — важные общественные ресурсы.
> Социальное включение и социальное исключение обращают внимание на различные формы активизации стигматизированных и неблагополучных малых социальных групп, которые находятся в изоляции и должны быть вовлечены в деятельность общества.
> Развитие возможностей, которое направлено на формирование понимания и навыков, способствующих привлечению исключенных индивидов, групп и малых социальных групп к более эффективному участию в жизни микросоциальной среды.
Общий теоретический контекст
Социальное развитие и развитие микросоциальной среды являются частью общего развития территорий, областей, регионов и стран и тесно связаны с экономическим и промышленным развитием. Идеи развития имеют длительную историю. Европейские страны считаются достигшими определенной стадии развития, а начиная с XVIII в. — развитыми странами. Ряд стран приобрели этот статус в XIX —XX вв. Вебер (1930) в своей знаменитой работе показал, что неевропейские страны развивались медленнее, потому что в их культурном наследии отсутствовата этика протестантского труда, характерная для северных европейских стран. Синха и Као (19986) критикуют такой этноцентристский подход и отмечают, что фаю развития европейских стран объясняется наличием других западных ценностей, таких, например, как индивидуализм и мотивация достижения.
В настоящее время слабое экономическое и социальное развитие в сознании многих людей ассоциируется с бывшими колониальными странами, в частности государствами, расположенными в Южном полушарии. Существует ряд теорий, которые отражают другие представления о взаимосвязи рыночного и экономического развития, а также степени вмешательства государства в рыночные отношения и результаты экономического неравенства (Мартинус-
сен, 1997). В них практически не отражаются социальные элементы развития, хотя отдельные идеи этих экономических концепций заимствованы теорией социального развития.
Тем не менее о необходимости экономического и социального развития можно говорить и в отношении тех областей и регионов высокоразвитых стрз-ч. которые нуждаются в дополнительном экономическом развитии (например. Северная Великобритания, южные области Италии и Греции). Потребность ■ развитии прежде всего обусловливает высокий уровень бедности среди населения (Джонс, 1990). Не менее актуальны проблемы здоровья и инвалидности, образования, роли женщин, индустриализации и урбанизации, часто ат^ кущей за собой рост преступности и распад семей. Государственная полипоид региона или страны направлена на повышение экономической активности дли борьбы с бедностью, а эти меры, в свою очередь, имеют определенные экономические, социальные и политические последствия (Александер, 1994). Иногля социальное развитие и развитие микросоциальной среды представляются в ка-' честве стратегий преодоления этих последствий. Правительства могут также снижать экономические и социальные стандарты благосостояния и дохода того ия иного региона или страны, например контролируя увеличение народонаселения или снижая расходы на социальные нужды и здравоохранение.
В экономически развитых странах вопросы социального развития и развития микросоциальной среды тесно связаны с проблемами старых городе»*, промышленных регионов и защитой окружающей среды. Связь с социальны— ми последствиями этих проблем или с развитием процесса в целом иноглж приводит к необходимости развития микросоциальной среды или организации практики. Многие принципы такой работы основаны на практиках, которое применялись в колониях европейских стран в 1930 — 1970-х гг.
После Второй мировой войны 1939—1945 гг. политическая стратегия была евроцентристской. Её целью было построение в бывших колониях таких национальных государств, которые копировали бы европейские модели государств ности и благосостояния. Подобное стремление подчеркивалось политическим делением (предложенным Горовиц в 1972 г.) всех государств мира на страны первого мира (Запад), страны второго мира (Советский блок) и страны третьего мира (главным образом экономически неразвитые государства, не включившиеся в политическую борьбу первых двух «миров») (Спайби, 1992). Определение понятия «страна» исходило из европейской модели страны с централизованным правительством и установленными границами. Определение понятия «развитие» также было евроцентристским. Для достижения успеха государств» следовало построить развитую рыночную экономику, подобную эконом западных стран. Появилась теория модернизации развития (см.: Хальме и Тернер, 1990, 34—43), согласно которой экономически слаборазвитым странаV следовало развиваться высокими темпами, чтобы достичь уровня западных стран. К началу 1960-х гг. стало очевидно, что этот подход не срабатывает, хотя страны Тихоокеанского побережья — такие экономические «тигры», как Япония, Корея, Тайвань и др., достигли необходимой стадии развития.
В рамках марксистской критической теории не было предложено достой ной альтернативы теории модернизации, так как марксизм предлагал единственный путь развития для капиталистических промышленных стран. Однако в Латинской Америке получила развитие неомарксистская теория зависимо-
сти. Согласно этой теории, «периферическая» группа экономически слаборазвитых государств является зависимой от товаров и инвестиций «центральных» промышленных стран. Группа «центральных» стран регулирует правила торговли с точки зрения своей собственной выгоды. Интеграция в капиталистическую экономику, которая становится все более глобальной, ограничивает возможности развития традиционной культуры народов развивающихся стран. Так, в Индии экономические и социальные проблемы возникают в результате попыток превратить в значительной степени аграрную, коллективистскую индуистскую культуру в культуру, функционирующую в экономической системе, в которой приветствуется индустриализация и западные ценности индивидуализма. На этом фоне возникла теория развития сельских регионов (Синх, 1999). Акцент с национальных государств сместился на изменение способов функционирования мировой экономики, ущемлявшей ранее слаборазвитые и развивающиеся экономические системы. Несколько стран добились пересмотра вопроса о возвращения долга.
К началу 1980-х гг. все эти подходы были признаны неудовлетворительными (Миджлей, 1984). Альтернативный теории зависимости вариант Хальме и Тернер (1990) определили как неопопулизм. Неопопулизм частично основывается на положении философии Шумахера: «малое — это прекрасно» и реализуется в деятельности ряда политиков, таких как лидер Танзании Найери. Согласно данной модели, мелкомасштабное развитие достигается с помощью деятельности кооперативов, которые используют технологии интенсивного труда. Однако деятельность местных кооперативов зачастую оказывается безуспешной вследствие вмешательства государства, слабого управления и конфликтов с другими видами производства (Тино, 1995).
С неопопулизмом связаны теории экоразвития и этноразвития (Хитни, 1990). Экоразвитие направлено на достижение «устойчивого» развития, которое вполне можно воплотить, не посягая на целостность естественных ресурсов (Эс-тес, 1993; Джексон, 1994). Согласно данному подходу, развитие должно быть ориентировано в большей степени на потребности людей и отвечать местным нуждам (Эльс и др., 1986; Изиакор, 1989). В теории этноразвития признается, что в фокусе развития не моглт быть национальное государство или небольшие группы. Этнические группы зачастую вступают в борьбу за использование ресурсов и власть в масштабе национального государства, поэтому необходимо признавать данные факторы и работать с ними. В связи с этим важной представляется латиноамериканская католическая идея теологии освобождения (Гутиэррез, 1973, 1992: Эванс, 1992; Скейф, 1992). Согласно этой идее, главным является продвижение от угнетения к освобождению в границах конкретных ситуаций повседневной жизни, а не смирение с угнетением как подготовка к посмертному существованию. Индивидуальный и социальный грех (т.е. подавление социальными институтами) должны быть искуплены ненасильственными социальными изменениями через личное сопереживание другим людям и их жизненным обстоятельствам (подобно тому, как действовал Иисус Христос). В данном случае в основе социальных изменений лежит религиозная идея.
Роль социального развития в вышеприведенных подходах недостаточно определена, поскольку их основные принципы затрагивают политический и экономический уровни. В период широкого распространения теории модерни-
зации продолжалось развитие социальной политики и других форм социального обеспечения, которые основывались на идеях колонизации. В неопопулистских политических стратегиях подчеркивалось значение социального обеспечения в рамках сельских поселений и традиционных социальных структур. В данном случае социальное развитие связывалось с кооперативами или сельскими структурами (Беркли, 1993), однако роль государственной социальной защиты была незначительной. В недавнем прошлом акцент на макроэкономических вопросах в определенной степени исключал из поля зрения социальные проблемы и полномочия малых социальных групп (Фридман, 1992). Например, в Африке «политика структурного урегулирования» Всемирного Банка намеренно вызвала спад, чтобы создать экономические условия для развития свободной рыночной экономики. Однако социальные последствия этого спад^ были проигнорированы (Адепойи, 1993; Холл, 19936; Мескоуб, 1992). Часть африканских стран предприняли попытку построить такую систему социального обеспечения, которая снизила бы влияние этих экономических мер на население.
Некоторые из современных социально ориентированных подходов отводят социальному развитию более значительную роль. Кроме того, движение за самобытность и локальное развитие, подчеркивающее значение малых социальных групп, привлекло повышенное внимание к возможностям местного развития через образование (Джонс и Його, 1994). Значительное внимание, которое уделялось роли добровольческих и неправительственных организаций (N00) в качестве лидирующих сил (Томас, 1992), способствовало утверждению независимости их работы от централизованного государственного контроля, а также к открытым политическим акциям (Бут, 1994а) и росту профессионализма (Чамберс, 1993). В то же время многие неправительственные организации, защищая и отстаивая интересы малых социальных групп, работают с правительством и поддерживают тесные связи с местными неформальными организациями (Эдварде и Хальме, 1992). Местные неправительственные организации могут быть надежными партнерами в работе по социальному развитию (Салоле, 1991а). Однако необходимо организовать эффективное управление их деятельностью, которое должно быть сосредоточено на вопросах ценностно-идеологического содержания, практических действий, а также официальных или демократических полномочий взаимодействующих организаций (Мванса, 1995). Неправительственные организации создают широкий спектр деятельности и придерживаются разнообразных теоретических подходов. Примером могут служить культурные теории самобытных групп в Таиланде, в которых развитие микросоциальной среды (общины) противопостаатя-ется развитию государства (Нартсуфа, 1991). Многие неправительственные организации работают с женщинами, так как во многих развивающихся странах очень велика роль женщин в местной и семейной экономике. Кроме того, неправительственные организации реагируют на мировое феминистское движение за независимость и самостоятельность женщин и привлекают внимание общественности к проблемам, волнующим женщин, особенно к проблем заботы о детях (Фишер, 1993; Харкорт, 1994; Джонсон, 1992; Уилсон и Уа мор, 1994; Уайсас и Мехта, 1990). Здоровье и немощность являются также приоритетными вопросами общественных организаций (Колеридж, 1993: Филипс и Верхасельт, 1994). Массовые социальные движения, отстаивающие
локальные этнические и культурные потребности, также подвергают сомнению главенствующую роль централизованного государства (Вигнарайя, 1993). Фишер и Клинг (1994) доказывают, что теория социальных движений связывает идеи развития микросоциальной среды с более широкими формами сопротивления в рамках малых социальных групп. Они переносят акцент политических акций с классов на малые социальные группы. Мартин (200!) утверждает, что символическая борьба с культурными стереотипами представителей феминистских и других современных социальных движений привела к изменениям в социальной политике. Примером тому является признание роли женских групп самопомощи в преодолении состояний послеродовой депрессии, поскольку было доказано значение поддержки людей, переживающих сходные чувства. Таким образом* в социальной политике западных стран все больше внимания уделяется организации самопомощи, а не только обеспечению непосредственной социальной помощи.
Области пересечения
Вышеупомянутое отличие в развитии сообщества как феномена западных стран и социального развития как метода, применяемого в развивающихся странах, вовсе не является неоспоримым. Кроме того, эти методы не являются исключительной прерогативой социальной работы. Технологии развития могут в равной мере рассматриваться в качестве отдельной профессиональной деятельности, признаваться частью более масштабной работы по развитию, а также одной из профессиональных обязанностей, или, в контексте социального развития, напраатением профессиональной деятельности социальных работников западных стран в международных неправительственных организациях.
Тем не менее социальное развитие пересекается с подходами общественного участия в решении любых социальных проблем, где требуются навыки межличностного и группового общения, которые непосредственно входят в структуру навыков социальной работы и связаны с практикой стимулирования активности клиента (Уайт и др., 1994; Крейг и Мейо, 1995). Организации самопомощи, в которых формируются и совершенствуются навыки межличностной коммуникации, также выступают важными механизмами социального развития (Абатена, 1995). Через неформальные организации на местах люди вовлекаются в образовательные программы, которые направлены на противодействие политическим манипуляциям и социальным мифам, например мифу о тендерном неравенстве, который, проявляясь в повседневной жизни, закрепляет социальную несправедливость (Агир, 1986; Мулва, 1988; Укпонг, 1990; Дэвид, 1993; Марарик, 1995). Эффективное участие предполагает партнерство, в котором право определять направления деятельности и ответственность за ее результаты принадлежат местным активистам, а не навязываются извне (Салоле, 19916). Миджлей (1987) считает, что подход, при котором участию придается чрезвычайное значение, не учитывает роли государства в современной жизни и в большей степени является индивидуалистским, популистским. Нкуника (1987) утверждает, что для содействия практике участия необходимо создать соответствующую организационную основу.
В современных подходах к развитию рассматриваются вопросы бедности, занятости и предпринимательства (особенно социального предпринимательства), культурного многообразия, этничности и колониализма, а также вопросы технологии, устойчивого развития, урбанизации и тендерные вопросы (Эллен и Томас, 2000). К проблемам социального развития относятся проблемы бедности, тендера и этничности и их влияния на формирование идентичности, как тендерной, так и этнической, национальной. Таким образом, теория социального рЮВМТНЯ ЯС? <ЙйЖ2? ЛЙЯКЖЯЗ'Ю*' с- схк/утю/ю/ж лго/гстру/грованнем, этнической и культурной чуткостью, а также феминизмом (см. гл. 8, 13, 12).
В историческом аспекте работа в малых социальных группах имеет американские и британские корни. Именно в США и Великобритании в XIX —начале XX в. возникла работа со случаем, а также групповая работа (Лаппин. 1985). Большую роль сыграла деятельность в рабочих районах и поселениях студентов университетов — представителей среднего класса. Рост уровня благосостояния бедных районов происходил параллельно с совершенствованием системы социальной защиты. Во многих странах работа в малых социальных группах рассматривается в качестве одного из трех основных методов социальной работы, в то же время даже в США, где эта традиция имеет глубокие корни, она менее распространена, чем работа с индивидуальным случаем В других странах, например в Великобритании, несмотря на официальное признание, роль работы в малых социальных группах еще незначительнее. Технологии работы в малых социальных группах используются в некоторых видах занятости, в частности специалистами, оказывающими услуги в организации неформального образования и проведения досуга и в общественной деятельности на уровне разработки официальных решений (Ротман и Залд, 19851 В США и Великобритании с использованием методов работы в малых социальных группах были разработаны несколько государственных проектов 1960 — 1970-х гг., нацеленных на решение социальных проблем в городах (Брагер 4 Парсел, 1967; Лоуни, 1983). Сегодня развитие больших городов понимаете? преимущественно как экономическое развитие, и работа в малых социальных группах имеет незначительную официальную поддержку. Вместе с тем стратегии местного участия были использованы в современных социальных проектах британских исследователей. Их цель — укрепление традиций соседства и развитие способности людей, не обладающих специальными навыками, к управлению организациями и социальным развитием в микросоциальной среде В других проектах ставилась задача обеспечения здорового образа жизни (Хэн-дерсон и др., 2004). Также возрос интерес государства к привлечению к это* деятельности общественных организаций, имеющих официальный статус, и религиозных групп (Джилкрайст, 2000).
Озабоченность западных стран проблемами больших городов сравнима с проблемами стран третьего мира, обусловленными ростом урбанизации, миграцией населения из сел в города (Пател, 1988), необходимостью развития сельских районов в целях снижения миграции и повышения их благосостояния (Музаале, 1988). В некоторых странах континентальной Европы социальна педагогика, анимация и агология (форма работы с малыми социальными группами в Голландии) способствуют развитию соответствующих специальностей В Нидерландах было проведено социальное обновление, основанное на методах работы по развитию микросоциальной среды, в целях объединения дея-
тельности общественности по решению проблем занятости, социальной защиты, образования и экологии в экономически отсталых районах (Уайнкельс, 1994). В некоторых северных странах социальная педагогика играет важную роль в сферах образования и социальной защиты неформальных и малых социальных групп, проживающих на одной территории. Во Франции анимация как художественная деятельность, в рамках которой организуется досуг, также вносит существенный вклад в развитие системы неформального образования и социальное развитие (Лоренц, 1994, 9—103). Многочисленные теоретические исследования, в которых рассматривается работа в малых социальных группах, позволяют раскрыть все аспекты этой деятельности, однако в англоязычной литературе социальная педагогика представлена недостаточно. Ее истоки восходят к работам немецких философов Дистервега и Магера (Хеме-лейнен, 1989, 2003; Лоренц, 1994, 91—97), посвященным тем социальным аспектам образования, которые, в частности, затрагивают проблемы бедных слоев населения. Согласно этой теории, образование может существенно изменить жизнь этих слоев общества, способствуя преодолению социального исключения и развитию социальной идентичности, личностному и социальному росту через формирование навыков решения проблем, а не только через разрешение конкретных трудностей (Хемелейнен, 2003).
Матиесен (1999) определяет социальную педагогику как направление, изучающее, каким образом ценности, психологические, социальные и материальные ресурсы могут способствовать или препятствовать личностному росту, связанному с развитием группы или социального института (в стационарных или полустационарных учреждениях), частью которого они являются. Одни авторы отделяют социальную педагогику от индивидуальной педагогики, поскольку в первом случае индивид становится частью группы. Другие авторы подчеркивают роль социальной педагогики в социальном развитии и обращают внимание на группы, исключенные из процессов социального развития. Трансцендентатьная философия Наторпа адаптирует идею Канта, согласно которой объективное представление о реальности возможно (см.: Матиесен, 1999). Наторп предлагает взять за основу существующее представление о мире, а затем, постоянно проверяя это представление на опыте, формировать унифицированное понятие о реальности, которое ляжет в основу гипотез о том, как достичь позитивных изменений. Таким образом, если мы видим, что ребенок гиперактивен (наше суждение и представление об отношении ребенка к миру), то мы задаем себе вопросы: «Как это случилось?», «Как формировалось поведение и как другие реагировали на него?» и приходим к обобщенной идее о гиперактивности по отношению к личности ребенка, семье и ее социальному окружению. Следующий вопрос: «Что нужно делать?» Следует про-анализ ировать модель отношений ребенка и социального окружения: поведение ре(5енка может формироваться и развиваться в определенном направлении, будучи обусловленным реакциями со стороны данного окружения. Индивидуальные различия коллектива являются признаком его качества, поскольку он включает ресурсы, позволяющие и помогающие развиваться его участникам. И'х развитие происходит благодаря участию в коллективе и подчинению ему, ко, в свою очередь, коллективу необходимо реагировать на их потребности. Опыт, приобретенный в коллективе, является единственной основой знание; критическое отношение позволяет всем участникам учиться, опи-
раясь на этот опыт. Люди получают представление о том, как можно и как они сами бы хотели вести себя, а коллектив дает им свободу и контролирует их, для того чтобы они постигали альтернативные способы поведения. Люди обучаются в процессе взаимодействия с другими, когда сравниваются различные представления об окружающем мире. Освобождение происходит благодаря пересечению различных взглядов и поведенческих форм в коллективе. При этом важную роль играет язык, поскольку самопознание возможно через коллективные обсуждения и споры.
Эти идеи представляют собой основу для практической работы развивающей направленности с детьми в стационарных учреждениях и центрах дневного пребывания, а также в неформальном образовании и работе с малыми социальными группами. Они связаны с идеями самореализации и личностного роста гуманистической теории, с идеями Мида о взаимодействии «Я» и «Другого» (см. гл. 9), а также с критическими и феминистскими представлениями о диалогическом процессе, роли языка и коллективного опыта как основы совместного и личного опыта, хотя Матиесен (1999) утверждает, что На-торп подверг критике некоторые теоретические положения марксистской теории.
Два аспекта в предназначении и функциях социальной работы особо подчеркивают значимость работы с малыми социальными группами. Во-пер-в ы х, социальная работа в клиниках и других социальных институтах осуществляется в пределах социальной службы и более широкого территориального образования. Эта работа предполагает повышенное внимание к тем проблемам малых социальных групп, которые связаны с постановкой на учет, госпитализацией, а также прекращением работы (выпиской) и т.д. В любом случае социальные работники отслеживают социальные проблемы представителе! малых социальных групп или неадекватную работу отдельных служб, посколь -ку и то и другое может усугубить проблемы клиентов, воспрепятствовать пс -становке клиентов на учет, посещать их или, напротив, спровоцировать выписку (Тэйлор, 1985; Тэйлор и Роберте, 1985). Во-вторых, многие стран.ы проводят политику децентрализации социального обеспечения в микрорайонах и могут поддерживать неформальные и негосударственные формы соии-ального обеспечения. В частности, это относится к Китаю (Чан и Чоу, 1992 Чан, 1993) и Великобритании (Пэйн, 1995). Следовательно, социальные работники становятся проводниками и координаторами социального обеспечения на местах. Поппл (1995), согласно британской терминологии, называет эту деятельность помощью по месту жительства1. Также в Великобритании широко используется такая известная технология, как социальная работа в малых социальных группах. Она стала развиваться в 1970— 1980-е гг. в Великобритании и явилась отражением политики децентрализованнго и дебюрократизированного социального обеспечения (Хэдли и МакГраф, 1980, 1984: Хэдли и др., 1987; Хэдли и Хэтч, 1981). Социальные работники действуют в децентрализованной команде, включающей вспомогательный персонал и местных активистов, деятельность которых направлена на установление тесныж связей с организациями в микрорайонах и стимулирование социальной под-
1 Помощь по месту жительства — система социальных услуг для обеспечени.ч поддержк клиентов в конкретном районе. — Примеч. науч. ред.
держки на местах. Подобная деятельность тесно связана с организацией социальных сетей (см. гл. 7).
Работа в малых социальных группах также пересекается с такой важной областью, как организация территориальных или социальных акций. Она включает в себя деятельность угнетенных групп населения (традиционно групп представителей рабочего класса) по определению местных или классовых интересов, проведению кампаний и переговоров по вопросам решения конфликтов с властными группами или организациями в целях достижения определенных изменений в политике и необходимого обеспечения (Поппл, 1995; Гроссер и Мондрос, 1985). Зачастую акции нацелены на достижение управленческих изменений, при которых проблемы решались бы на местном уровне, внутри данного территориального образования. Профессиональная работа в сфере организации социальных акций заключается в том, чтобы стимулировать создание групп, а также оказывать им помощь и поддержку при взаимодействии с государственными учреждениями (Алински, 1969, 1971; Пайвен и Кловорд, 1977; Джонс и Мейо, 1974, 1975; Крейг и др., 1979, 1982; Смит и Джонс, 1981). Обычно подобную деятельность осуществляют соответствующие специалисты. В США эту задачу выполняют социальные работники и социальные агентства (Брейджер и др., 1987). Кроме того, социальные службы участвуют в разработке социальной политики. В США теоретики системного подхода определяют подобную деятельность как макроуровень социальной работы, что отражено в соответствующей литературе (например, Бруггеман, 2002). Социальные работники вместе с группами самопомощи периодически принимают участие в социальных акциях, однако в целом эти акции менее радикальны. Данная форма работы в малых социальных группах представляет собой один из основных компонентов критической социальной работы, а принципы самопомощи сближают ее с теорией активизации (см. гл. 11, 13). Значительная часть акций малых социальных групп направлена на защиту интересов женщин и этнических меньшинств (Охри и др., 1982; Соломон, 1985; Доминелли, 1990) и является ключевой стратегией антидискриминационной работы (см. гл. 12).
Значение социального развития и развития микросоциальной среды
В практике социальной работы западных стран социальное развитие и развитие микросоциальной среды часто имеют второстепенное значение. Однако в других странах технологии развития часто (за исключением здравоохранения и социальной защиты) выступают в качестве главной формы социальной интервенции, хотя система социального обеспечения также является чрезвычайно востребованной, особенно в городских районах (Хардиман и Миджлей, 1989, 237—257). Теория социального развития появилась в поздний колониальный период. Ее истоки лежат в практике развития микросоциальной среды. Этот опыт был реимпортирован в Великобританию и Соединенные Штаты в 1950— 1960-е гг. и стал серьезной основой для бурного роста радикальных движений малых социальных групп в 1960— 1970-е гг. В это же время были предприняты попытки распространить западный вариант социальной работы по
всему миру, что привело к созданию служб социальной защиты, развитию специального образования в области работы с индивидуальным случаем и групповой работы (Бригхам, 1984). Уолтон и Наср (1988) называют этот период фазой «трансмиссии» между социальной работой западных стран и социальной работой стран третьего мира. Однако подобные попытки были признаны как отвечающие самобытности культур и социальным потребностям (см Миджлей, 1981, а также гл. 1).
В 1980-е гг. социальное развитие стало считаться наиболее приемлемой моделью для большинства развивающихся стран (например, Холл, 1993.: Миджлей, 1989), в которых она распространилась. В обучении социальной работе произошла переориентация с моделей западной социальной работы на социальное развитие. В то же время внимание акцентировалось на гуманистически ценностных аспектах социальной работы в противоположность экономическим подходам к развитию (Осей-Хведи, 1990). В период, когда этнические и культурные интересы стали чрезвычайно актуальными во многих странах, это помогло школам социальной работы сохранить доверие населения. В то же время западными теоретиками социальной работы, имеющим*-опыт работы в развивающихся странах или использовавшими идеи их представителей, была предложена методологическая основа социального развития. Устойчивость социального развития предполагает различные формы экономического и физического развития. С помощью процессов децентрализации и демократизации обеспечивается благосостояние людей (Ласк и Хофф. 1994).
Элиотт (1993) и другие авторы утверждают, что опыт социального становления развивающихся стран интересен и для западных государств, поскольку их население также сталкивается с проявлениями экономического неравенства и бедности. Поскольку в теории социального развития подчеркивается значение общественного участия и особенностей социального конструирования проблем, этот подход может использоваться в тех странах, в которых остро стоят проблемы изолированных или маргинальных групп; например, там, где коренное население подавляется новыми поселенцами (О'Брайан и Пэйс, 1988). Теория социального развития также представляет собой противовес влиянию западных идей на социальную работу во всем мире и как незападная модель находит широкое практическое применение.
Идеи социального развития
Существует множество довольно противоречивых определений социальн го развития. Наиболее распространено следующее определение Пайвы: «Социальное развитие является развитием способностей людей к постоянной работе для достижения личного и общественного благосостояния» (Пайва, 1977 332). В данном случае акцент делается на совершенствовании индивидуальных способностей. Тем не менее Пайва (1993) утверждает, что такое определение не исключает остальных четырех важных аспектов социального развития: структурные изменения, социоэкономическую интеграцию, институциональное развитие и реконструкцию. Джонс и Пэндей (1981) в своем определении социального развития выделяют элемент институционального развития, а именно
создание социальных институтов, способных адекватно отвечать человеческим нуждам. По их мнению, социальное развитие связано с процессом планирования институциональных изменений, направленных на достижение соответствия между человеческими потребностями и стремлениями, с одной стороны, и социальной политикой и программами — с другой.
Джонс (1981, 2) представляет официальную точку зрения на социальное развитие, которая отражена в Преамбуле Международной Стратегии Развития, посвященной второй декаде деятельности ООН:
«Конечной целью развития является обеспечение возрастающих возможностей лучшей жизни для всех людей, важным является осуществление более справедливого распределения доходов и благ в целях поддержания как социальной справедливости, так и эффективности производства... Таким образом, количественные и структурные изменения в обществе должны происходить одновременно с быстрым экономическим ростом, и существующее неравенство... будет в значительной степени преодолено».
Такое изменение официальной позиции привело к переносу акцента с экономического на социальное планирование, что позволило направить деятельность социальных институтов на поддержку экономического прогресса (Хар-диман и Миджлей, 1980).
Современная официальная позиция, сформированная под воздействием теории экологического развития (1^ЭР, 1994, 4), предполагает, что в центре развития находятся люди, экономический рост является средством, а не конечным результатом. Согласно этой позиции необходимо защищать жизненный потенциал будущих и настоящих поколений, бережно относиться к природным системам, от которых зависит жизнь. Данный подход подчеркивает значение устойчивого человеческого развития, которое «дает возможность всем индивидам максимально развить способности и использовать их во всех областях — экономической, социальной, культурной и политической. Устойчивое развитие также защищает права будущих поколений. Оно направлено на сохранение запасов природных ресурсов для поддержания развития» (1^0Р, 1994, 4).
Авторы из азиатских стран (например, Кхандвалла, 1988; Синха и Као, 1988а) обращают внимание на формирование и установление ценностей в процессе развития общества. Бут (19946), исходя из теории этноразвития, подчеркивает необходимость исследования многообразия, т.е. необходимость анализа социальных различий, зависящих от географического местоположения и стадии развития. На национальном уровне нужно не только анализировать экономические показатели, но и изучать различные исторические и культурные основания развития. В культурном аспекте необходимо исследовать этнические и гендерные различия, которые обуслоативают реакции общества на социальные нужды. На местном уровне необходимо реагировать на конкретные потребности и желания малых социальных групп. В модели локального социального развития, предложенной Центром'регионального развития ООН (Джонс и Його, 1994, 11—20) обращается внимание на роль домашних хозяйств, а также на основные взаимодействия, которые происходят между ними и государственными (негосударственными) агентствами по развитию. В рамках, домашнего хозяйства осуществляется производственная, потребительская, управленческая деятельность, связанная с обустройством жилья, потребле-
нием пищи, приобретением вещей, созданием нормального психологического климата в семье, т.е. обеспечение удовлетворительного уровня жизни, а также распределением ресурсов и благ между членами семьи.
Таким образом, можно отметить перемены в понимании задач социального развития, которые отражают идеи общей теории развития, обсуждавшейся выше. Мы показали переход от рассмотрения исключительно экономическогс развития к пониманию необходимости достижения баланса между экономическими и социальными целями. В дальнейшем стало понятно, что в основе развития, которое активизирует и самоорганизует людей, лежит детальный анализ потребностей на уровне небольших жизненных единиц-.
Миджлей (1993) подразделяет идеи социального развития на три следующие группы:
■ индивидуалистские стратегии, связанные с самоактуализацией, самоопределением и саморазвитием;
■ коллективистские стратегии, предполагающие создание организаций как основы для развития новых подходов к действию (институциональных подходов);
■ популистские стратегии, опирающиеся на мелкомасштабные акции, происходящие в местных территориальных образованиях.
Пэндей (1981) выделяет три основные стратегии на основе их целей, а не по типам деятельности, как у Миджлея. Среди них:
■ стратегии распределения, направленные на достижение социальной справедливости между социальными группами в национальном масштабе;
■ стратегии участия, нацеленные на структурные и институциональные реформы, стимулирующие население к развитию и социальным изменениям;
■ стратегии человеческого развития, направленные на совершенствование навыков и способностей к самостоятельным действиям, ведущим к ул\ шению экономики и институциональному развитию региона.
Различия в стратегиях сопоставимы с классификацией моделей работы в малых социальных группах, представленных в табл. 3.3. Политические акции, акции малых социальных групп или стратегии планирования в данных классификациях социального развития не затрагиваются, но они могут выступа! качестве методологической основы для распределительных (Пэндей) и коллективистских (Миджлей) стратегий. Развитие микросоциальной среды связано со стратегиями общественного участия и популистскими стратегиями. Ф-; министская и антирасистская деятельность в малых социальных группах отра-жает идеологические установки, которые характерны для теории этнораз'зи-тия, или теории многообразия, Бута (19946). Программы по развитию, организации, взаимодействию и образованию микросоциальной среды тесно связаны с индивидуалистскими стратегиями и стратегиями человеческого раз тия.
Основные концепции
Во многих работах, посвященных социальному развитию, описываются варианты его практической реализации в странах с ограниченными ресурсами, а также обобщаются некоторые схожие особенности. Например, Синх (1999) проводит анализ развития сельских районов Индии, сравнивая различные концепции социального развития, определяя подходы к развитию сельских районов и иллюстрируя их разнообразными примерами. Однако социальное развитие рассматривается в качестве придатка экономического развития, а не как самостоятельные направления практики. В некоторых американских учебниках (например, Миджлей, 1997; ван Вормер, 1999) приводится обзор общемировых стратегий. Авторы этих изданий стремятся акцентировать внимание не на практических методах, а на сравнительном анализе систем социального обеспечения и социальной политики. Однако работа «Социальное развитие» Миджлея (1995) посвящена преимущественно описанию практических технологий социального развития.
Хендерсон и Томас (2002) являются авторами наиболее известного в Великобритании исследования по работе в малых социальных группах. Интересны также издания, созданные в учебных целях и опубликованные в США (Хард-кастл и соавторы, 1997: Бруггеман, 2002).
Поскольку социальное развитие рассматривается во многих странах мира в качестве одного из направлений социальной работы, в этой главе приоритет отдается концепции Миджлея (1995), которая дополнена представлениями других авторов. Предлагается также сокращенный обзор теории работы в малых социальных группах, сделанный на материале технологий социального обеспечения западных стран (Хендерсон и Томас, 2002).
Миджлей: концепция социального развития
В работе Миджлея (1995) содержится довольно полный обзор современных представлений о социальном развитии. По его мнению, социальное развитие — это «процесс реализации продуманных социальных изменений, направленный на достижение благосостояния всего населения в контексте динамического процесса экономического развития» (Миджлей, 1995, 25). Социатьное развитие нацелено на создание ресурсов хтя малых социальных групп посредством соединения социальных и экономических факторов развития. Социальное развитие должно учитывать экономические задачи общества. Оно не сводится к схемам, гарантирующим социатьное обеспечение только наиболее нуждающимся группам общества, и выходит за пределы институциональных подходов, когда государство активно включается в систему социального обеспечения. Развитие нарушается в том случае, если социальные факторы не синхронизированы с экономическими, например: если одна группа (зачастую представители белой расы или колонизаторское меньшинство) достигает благосостояния, а основная часть населения живет в нищете, или когда увеличение военных расходов происходит за счет сокращения средств на социапьные нужды.
Цель социального развития — достижение благосостояния населения посредством социальных изменений, направленных на решение социальных
проблем, удовлетворение основных нужд населения и обеспечение возможностей роста. Миджлей оставляет в стороне рассмотрение вопроса об определении благосостояния, проблем, потребностей и возможностей. Социальная благотворительность, в которой воплощаются идеалы социальной ответственности и христианства, а также аз-закат1 в исламе, по принципам которого осуществляется взаимопомощь, относятся к одной из организованных форм социальной поддержки. Социальная работа, в рамках которой подготовленные специалисты оказывают адресную помощь, и социальное обеспечение также являются институциональными структурами. Через них осуществляется содействие в достижении социального благосостояния.
Социальное развитие отличается от этих двух форм социальной поддержки
тем, что оно не связано с работой по лечению и адаптации индивидов к
существующим структурам. Напротив, его цель — воздействие на широкие
массы, такие, как малые социальные группы и общества, а также на соци
альные отношения в данных группах. Социальное развитие носит, скорее,
универсальный, чем избирательный характер, и подразумевает рост благосо
стояния. Оно направлено на развитие процесса социальных изменений через
конкретные действия. История показывает, что те изменения, которые дей
ствительно идеологически обоснованы, подвластны социальному вмешатель
ству. Важным контекстом таких представлений в XX в. стало создание государ
ства всеобщего благосостояния и развитие социального планирования. Это
создало основу для масштабной социальной интервенции, направленной на
достижение блага всех людей, проживающих в индустриальных обществах. I
также для организации инфраструктуры и системы социального обеспечения
в целях поддержки этой интервенции. Позднее, через посредничество ООН и
других международных организаций, в экономически слаборазвитых странах
были предприняты аналогичные попытки.;
Социальное развитие — это процесс. В данном случае суть процесса не совпадает с его значением в психодинамической теории, в которой под ним подразумеваются коммуникативные взаимодействия, а также то, как они воспринимаются и какие реакции вызывают. В теории социального развития процесс, скорее, связан с идеей интервенций как необходимых, взаимосвязанных, согласованных и целенаправленных серий воздействий. Важной предпосылкой социального развития является устранение препятствий. Теория модернизаци.»' показала, что образование и обучение грамоте меняют традиционные отношения. Кроме того, демографический контроль уменьшает затраты семейных 1 территориальных ресурсов на решение проблем больших семей. Следует снизить уровень миграции из сельских районов в город, поскольку давление на городскую инфраструктуру приводит к обнищанию населения. Однако контроль ограничивает свободу действий, поэтому подобные усилия часто были безуспешными. Альтернативная точка зрения на препятствия в социальном развитии предполагает, что вмешательство государства и неконтролируемый капитал (например, землевладение, владение недвижимостью, контроль над финансовыми ресурсами) являются такими же препятствиями, как и социальные факторы. Другие авторы, в частности марксистского толка, подчеркивали, что шщ прогрессивного развития необходимы решительные перемены.
1 Аз-закат — добровольная очистительная милостыня. — Примеч. науч. ред. 256
Любая теория социального развития должна учитывать следующие моменты.
■ Развитие предполагает идеологически обоснованную необходимость прогресса. Это близко идеям модернизма о том, что знание и социальные институты направлены на достижение социального идеала. Те, кто критикуют данное представление о развитии, считают экономически развитые западные страны примером социального, экономического и морального упадка. Миджлей полагает, что теоретики социального развития не отвечают адекватно на критику идеи прогрессивного развития.
■ Развитие подразумевает интервенцию. Между тем данное утверждение также подвергается критике. Интервенция может привести к деформациям, которые вредят социальным отношениям. Согласно позиции «новых правых», интервенция считается недопустимой, потому что она влияет на рыночные механизмы и свободу выбора. Марксисты и неопопулисты считают, что люди, планирующие вмешательство, не могут знать все и быть всем. Мелкомасштабное развитие, направленное на решение местных проблем, вероятно, в большей мере отвечает реальным потребностям незащищенных групп населения.
Необходимо учитывать также экономические факторы. Социальная интервенция, конечной целью которой является достижение благосостояния, имеет большое значение сама по себе, а не только как фактор содействия экономической политике. Социальные программы не должны быть частью экономических задач и не должны зависеть от экономических показателей. Было бы странным полагать, что экономическое развитие и социальное развитие являются аспектами одной и той же деятельности. Однако воспринимать их как часть единого целого необходимо. Многие индивиды, семьи и малые социальные группы, с которыми работают социальные работники и специалисты по социальному развитию, испытывают потребность как в определении эффективных способов достижения экономического благосостояния, так и в решении личных проблем.
Идеологические стратегии, которые являются теоретической основой социального развития, важны для практической реализации. К ним относятся упомянутые выше индивидуалистские, коллективистские и популистские стратегии.
■ Цели социального развития могут заключаться как в полной реорганиза
ции общества в соответствии с неким общим замыслом, так и в скром
ных, но постоянных достижениях на уровне мелкомасштабных изменений.
Некоторые цели касаются повышения материального благосостояния, в
то время как другие определяют личностный рост или групповое развитие.
Стратегии социального развития, по мнению Миджлея, реализуются в обществе на трех следующих уровнях.
■ Уровень индивидуалистских стратегий, направленных на развитие у инди
видов уверенности в себе и независимости. На национальном и регио
нальном уровнях создание культуры предприимчивости способствует сво-
боде выбора стиля и образа жизни. Образование, тренинги, личностная, финансовая и консультативная поддержка, а также помощь в обеспечении социальными пособиями или помощь родственников способствуют достижению индивидами экономической устойчивости. Это приводит также к личностной независимости и эмоциональной стабильности. Индивидуалистские стратегии используются в работе с психически больными ил. людьми с задержкой умственного развития в целях достижения независимости от институционального лечения. Кроме того, они эффективны при работе с молодыми людьми, которые отказываются от любого вила поддержки. Социальные работники зачастую слишком озабочены традиционными проблемами социального обеспечения, они не могут определить, удовлетворены ли потребности в образовании, работе, решены ли жилищные проблемы. Помогая группам молодых людей в обмене опыто* и работая вместе с ними, социальные работники приносят им большую пользу. В малых социальных группах в качестве методов общественной: участия, связанных с социальным развитием, могут выступать кооперативы или небольшие предприятия, которые оплачивают труд своей валютой или выдают кредиты.
■ Уровень коллективистских стратегий, являющихся по своей сути комм>-нитарными, т.е. стратегиями малых социальных групп. Они допускак что люди, находящиеся в социальных группах, способны к самоорга зации, могут реализовать свои потребности и управлять своими ресурсами и проблемами. Именно эти особенности и лежат в основе работ малыми социальными группами, а также развития микросоциальной среды Число связей между индивидами, проживающими на одной территории. возрастает, что создает возможности для совместного обсуждения проблем. Для людей, сталкивающихся с одной и той же проблемой, напр»-! мер с психическим заболеванием, или находящихся в схожей ситуации совместное обсуждение является межличностной поддержкой. Помогает изменить ситуацию также объединение усилий. Например, людей объединяют ответственность за пожилого родственника с нарушенной психикой или коллективное стремление к улучшению жилищных условий. Коллективное участие начало применяться в качестве формы работы в микросоциальной среде довольно давно. Работа с отдельными группами $ микросоциальной среде проводится в разных направлениях: изучение тории края или истории промышленности, литературы, живописи, музыки, местной фотографии, графики, освоение писательского или актерского мастерства.
■ Уровень органов государственной власти, также осуществляющих работу по развитию. Согласно теории статизма, так и должно быть, потому чт© государство воплощает интересы и социальные устремления своего народа. Только государственные институты обладают способностью к | витию с помощью крупномасштабного социального планирования и способны мобилизовать для этого значительные ресурсы. На более индивидуальном или групповом уровне представители теории статизма пре. гают улучшать систему обслуживания и осуществлять эффективные и последовательные действия. Мероприятия, направленные на достиже-
ние равенства, социальной справедливости и борьбу с дискриминацией, зачастую сводятся к изменениям законодательства. Примером могут служить антидискриминационные законы в отношении инвалидов и обеспечение возможности обслуживания и защиты отдельных групп населения.
Миджлей предлагает институциональную теорию социального развития, которая совмещает элементы всех уровней работы. В ней предпринята попытка объединения усилий всех социальных институтов, включая рынок, государство и общественные организации в целях поддержания благосостояния населения. Специалистам, работающим в государственных и местных службах на предприятиях (коммерческих и рыночных), следует привлекать к достижению целей социального развития различные организации и руководствоваться принципами управляемого плюрализма.
Дипломы об образовании, владение необходимыми навыками и знание своих обязанностей отличают профессионалов от активистов и членов сообщества. Для того чтобы действия по социальному развитию подкрепляли друг друга, они должны осуществляться не только на местном уровне, но и в региональном и национальном масштабе.
В деле объединения экономического и социального развития необходимо использовать все три стратегии. Официальные организации и социальные институты играют большую роль в процессе согласования экономических и социальных программ. Их координация успешно осуществляется на форумах по социальному планированию.
Необходимо удостовериться, что экономическое развитие способствует росту социального благосостояния. В районах новостроек можно провести ландшафтные мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды, создать социальные службы, например поликлинику для сотрудников нового завода, организовать взаимопомощь (благотворительные взносы и программы). Кроме того, программы социального развития должны содействовать экономическому развитию.
Местные центры занятости должны предлагать населению возможности для переквалификации. Это относится к регионам, в которых наблюдается высокий уровень безработицы. Совместные усилия по снижению уровня преступности в сфере недвижимости на местах, поддержка малого бизнеса социальными и экономическими мерами также способствуют социальному развитию и помогают решать проблемы безработицы и бродяжничества, в то время как социальная помощь в некоторых случаях менее эффективна.
Работа в малых социальных группах
Хендерсон и Томас (2002) предлагают обзор работы в малых социальных группах, основываясь на четырех современных понятиях:
■ социальный капитал (Путнэм) — развивающаяся социальная и общественная инфраструктура, представляющая собой важный ресурс современных обществ;
^ Таблица ЮЛ. Работа в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений (по Хендерсону и Томасу, 2002)
о
Стадия | Практическая цель | Практический подход |
Вхождение в микросоциальную среду | Продумывание вариантов вхождения | Ориентировка и сбор информации; определение целей и ролей социального работника по отношению к микросоциальной среде; планирование подхода и анализ проблемных ситуаций микросоциальной среды |
Обсуждение вариантов вступления в контакт с соседями | Установление взаимоотношений с существующими группами; определение ролей и установление необходимых отношений с другими службами; определение и обсуждение функций службы, выполняющей основную роль | |
Анализ отношений между соседями | Определение цели сбора данных | Обоснование и планирование сбора данных |
Исходные условия | Изучение истории, окружения, жителей, организаций, общения, властных отношений и лидерства | |
Сбор данных | Обозначение границ местной территориальной среды; изучение территории; использование анкет, неформальной дискуссии, наблюдения, письменных источников (местных газет), предметов местной истории, документации службы | |
Анализ, интерпретация и запись данных | Использование различных видов записей при анализе и обработке полученных данных | |
Определение потребностей, целей и ролей | Оценка проблемы | Описание, определение причин возникновения и текущего состояния проблемы |
Обозначение целей/приоритетов | — | |
Определение ролевых функций | Выбор направлений деятельности: развитие микросоциальной среды, социальное планирование, организация или участие в социальных акциях; определение стадий работы, целей и предпочтений; знание возможностей и ресурсов | |
Определение областей реа-щ ыции различных ролей | Налаживание отношений с местным населением, укрепление взаимодействия группы с другими группами; обсуждение вопросов работы с груп- II 1ЧИ || ГМК 111.14 |
Установление контактов и знакомство людей друг с другом | Мотивы | Определение возможных мотивов, необходимых для оценки специалиста; обеспечение информации для оценки; мотивирование на поиск различных возможностей, которые повышаются с ростом компетенции специалиста |
Процесс установления контакта | Подготовительный отбор и установление очередности взаимодействий с людьми; организация места встречи; обдумывание целей, средств общения и информации о себе; установление контакта: вступление, представление себя, согласование целей встречи, анализ общения; по окончании — фиксирование данных, информирование, наблюдение за ситуацией | |
Способы установления контакта | Уличные формы работы (возможно, с использованием видео), зондирование проблем, опросы, обращения, публичные встречи с участием третьих лиц или реальные, естественные события (инициируются работником) | |
Формирование и развитие организаций | Контекст | Определение особенностей микросоциальной среды (мотивация, ресурсы, барьеры), а также интересов малых социальных групп |
Формирование организаций | Проверка выполнимости и необходимости: существующие группы, потенциальное участие, планирование времени, стратегии; поощрение лидерства, поддержка исследования, развитие мотивации участников, обозначение проблемы микросоциальной среды и постановка четких целей; развитие (структура, тактика и стратегия), групповая солидарность; публичные встречи |
■ гражданское общество — объединение людей с целью создания обшг-ственных организаций как альтернативного сектора по отношению к г» сударству и бизнесу;
■ развитие возможностей — стремление к развитию человеческих ресурсе микросоциальной среды;
■ социальное включение — маргинальные и малые социальные группы должны играть более существенную роль в обществе.
В соответствии с данными представлениями необходимо оказывать содействие малым социальным группам на местах в преодолении изоляции ■ маргинализации, а также налаживании связей с ресурсами всего обществ». В данном случае наблюдается непосредственная связь с теоретическими положениями о социальном развитии, обсуждаемыми ранее. Работа в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений представлена в таох 10.1. Анализ практических элементов работы в малых социальных группе показывает, что они могут использоваться и в работе по социальному развитию.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ