Основные темы

> Социальное развитие имеет длительную историю и является выражением колони­альных и постколониальных евроцентристских подходов к развивающимся страна»*

> Социальное развитие является основной формой социальной работы в странах I ограниченными ресурсами и направлено на интеграцию социального прогресса • экономического развития.

> Работа в малых социальных группах представляет собой практическую деятег— ность по оказанию помощи людям, проживающим на одной территории, осуше-


ствляемую в процессе определения и совместного преодоления проблем. Ста­новление этой формы работы связано с развитием микросоциальной среды в эко­номически слаборазвитых странах. Также социальное развитие возникло под вли­янием методов работы с малыми социальными группами.

> Социальная педагогика в контексте европейской практики используется, в част­ности, при работе с; детьми в стационарных учреждениях, группах дневного пре­бывания, а также в работе с малыми социальными группами, в которых осуществ­ляются совместное индивидуальное и коллективное развитие и обучение.

> Социальная работа в малых социальных группах получила наибольшее распро­странение в Великобритании. В центре ее внимания — потребности небольших социальных групп, проживающих в одном микрорайоне. Благодаря тесным свя­зям с социальными службами эти группы сами вовлекаются в процесс оказания услуг, что отвечает потребностям местного населения.

> Бедность и социальное исключение являются объектами социального развития как в развивающихся, так и в экономически развитых странах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Растущий социальный капитал, территориальная и социальная инфраструктура — важные общественные ресурсы.

> Социальное включение и социальное исключение обращают внимание на различ­ные формы активизации стигматизированных и неблагополучных малых соци­альных групп, которые находятся в изоляции и должны быть вовлечены в деятель­ность общества.

> Развитие возможностей, которое направлено на формирование понимания и на­выков, способствующих привлечению исключенных индивидов, групп и малых со­циальных групп к более эффективному участию в жизни микросоциальной среды.

Общий теоретический контекст

Социальное развитие и развитие микросоциальной среды являются частью общего развития территорий, областей, регионов и стран и тесно связаны с экономическим и промышленным развитием. Идеи развития имеют длитель­ную историю. Европейские страны считаются достигшими определенной ста­дии развития, а начиная с XVIII в. — развитыми странами. Ряд стран приобре­ли этот статус в XIX —XX вв. Вебер (1930) в своей знаменитой работе пока­зал, что неевропейские страны развивались медленнее, потому что в их куль­турном наследии отсутствовата этика протестантского труда, характерная для северных европейских стран. Синха и Као (19986) критикуют такой этноцентри­стский подход и отмечают, что фаю развития европейских стран объясняется наличием других западных ценностей, таких, например, как индивидуализм и мотивация достижения.

В настоящее время слабое экономическое и социальное развитие в созна­нии многих людей ассоциируется с бывшими колониальными странами, в частности государствами, расположенными в Южном полушарии. Существует ряд теорий, которые отражают другие представления о взаимосвязи рыночно­го и экономического развития, а также степени вмешательства государства в рыночные отношения и результаты экономического неравенства (Мартинус-


сен, 1997). В них практически не отражаются социальные элементы развития, хотя отдельные идеи этих экономических концепций заимствованы теорией социального развития.

Тем не менее о необходимости экономического и социального развития можно говорить и в отношении тех областей и регионов высокоразвитых стрз-ч. которые нуждаются в дополнительном экономическом развитии (например. Северная Великобритания, южные области Италии и Греции). Потребность ■ развитии прежде всего обусловливает высокий уровень бедности среди насе­ления (Джонс, 1990). Не менее актуальны проблемы здоровья и инвалидно­сти, образования, роли женщин, индустриализации и урбанизации, часто ат^ кущей за собой рост преступности и распад семей. Государственная полипоид региона или страны направлена на повышение экономической активности дли борьбы с бедностью, а эти меры, в свою очередь, имеют определенные эконо­мические, социальные и политические последствия (Александер, 1994). Иногля социальное развитие и развитие микросоциальной среды представляются в ка-' честве стратегий преодоления этих последствий. Правительства могут также сни­жать экономические и социальные стандарты благосостояния и дохода того ия иного региона или страны, например контролируя увеличение народонаселе­ния или снижая расходы на социальные нужды и здравоохранение.

В экономически развитых странах вопросы социального развития и разви­тия микросоциальной среды тесно связаны с проблемами старых городе»*, промышленных регионов и защитой окружающей среды. Связь с социальны— ми последствиями этих проблем или с развитием процесса в целом иноглж приводит к необходимости развития микросоциальной среды или организа­ции практики. Многие принципы такой работы основаны на практиках, кото­рое применялись в колониях европейских стран в 1930 — 1970-х гг.

После Второй мировой войны 1939—1945 гг. политическая стратегия была евроцентристской. Её целью было построение в бывших колониях таких нацио­нальных государств, которые копировали бы европейские модели государств ности и благосостояния. Подобное стремление подчеркивалось политическим делением (предложенным Горовиц в 1972 г.) всех государств мира на страны первого мира (Запад), страны второго мира (Советский блок) и страны третье­го мира (главным образом экономически неразвитые государства, не включив­шиеся в политическую борьбу первых двух «миров») (Спайби, 1992). Определе­ние понятия «страна» исходило из европейской модели страны с централизо­ванным правительством и установленными границами. Определение понятия «развитие» также было евроцентристским. Для достижения успеха государств» следовало построить развитую рыночную экономику, подобную эконом западных стран. Появилась теория модернизации развития (см.: Хальме и Тер­нер, 1990, 34—43), согласно которой экономически слаборазвитым странаV следовало развиваться высокими темпами, чтобы достичь уровня западных стран. К началу 1960-х гг. стало очевидно, что этот подход не срабатывает, хотя страны Тихоокеанского побережья — такие экономические «тигры», как Япо­ния, Корея, Тайвань и др., достигли необходимой стадии развития.

В рамках марксистской критической теории не было предложено достой ной альтернативы теории модернизации, так как марксизм предлагал един­ственный путь развития для капиталистических промышленных стран. Однако в Латинской Америке получила развитие неомарксистская теория зависимо-


сти. Согласно этой теории, «периферическая» группа экономически слабораз­витых государств является зависимой от товаров и инвестиций «центральных» промышленных стран. Группа «центральных» стран регулирует правила тор­говли с точки зрения своей собственной выгоды. Интеграция в капиталисти­ческую экономику, которая становится все более глобальной, ограничивает возможности развития традиционной культуры народов развивающихся стран. Так, в Индии экономические и социальные проблемы возникают в результате попыток превратить в значительной степени аграрную, коллективистскую индуистскую культуру в культуру, функционирующую в экономической сис­теме, в которой приветствуется индустриализация и западные ценности ин­дивидуализма. На этом фоне возникла теория развития сельских регионов (Синх, 1999). Акцент с национальных государств сместился на изменение способов функционирования мировой экономики, ущемлявшей ранее слаборазвитые и развивающиеся экономические системы. Несколько стран добились пересмот­ра вопроса о возвращения долга.

К началу 1980-х гг. все эти подходы были признаны неудовлетворительны­ми (Миджлей, 1984). Альтернативный теории зависимости вариант Хальме и Тернер (1990) определили как неопопулизм. Неопопулизм частично основы­вается на положении философии Шумахера: «малое — это прекрасно» и реа­лизуется в деятельности ряда политиков, таких как лидер Танзании Найери. Согласно данной модели, мелкомасштабное развитие достигается с помощью деятельности кооперативов, которые используют технологии интенсивного труда. Однако деятельность местных кооперативов зачастую оказывается бе­зуспешной вследствие вмешательства государства, слабого управления и кон­фликтов с другими видами производства (Тино, 1995).

С неопопулизмом связаны теории экоразвития и этноразвития (Хитни, 1990). Экоразвитие направлено на достижение «устойчивого» развития, которое впол­не можно воплотить, не посягая на целостность естественных ресурсов (Эс-тес, 1993; Джексон, 1994). Согласно данному подходу, развитие должно быть ориентировано в большей степени на потребности людей и отвечать местным нуждам (Эльс и др., 1986; Изиакор, 1989). В теории этноразвития признается, что в фокусе развития не моглт быть национальное государство или неболь­шие группы. Этнические группы зачастую вступают в борьбу за использование ресурсов и власть в масштабе национального государства, поэтому необходи­мо признавать данные факторы и работать с ними. В связи с этим важной представляется латиноамериканская католическая идея теологии освобожде­ния (Гутиэррез, 1973, 1992: Эванс, 1992; Скейф, 1992). Согласно этой идее, главным является продвижение от угнетения к освобождению в границах кон­кретных ситуаций повседневной жизни, а не смирение с угнетением как под­готовка к посмертному существованию. Индивидуальный и социальный грех (т.е. подавление социальными институтами) должны быть искуплены нена­сильственными социальными изменениями через личное сопереживание дру­гим людям и их жизненным обстоятельствам (подобно тому, как действовал Иисус Христос). В данном случае в основе социальных изменений лежит рели­гиозная идея.

Роль социального развития в вышеприведенных подходах недостаточно определена, поскольку их основные принципы затрагивают политический и экономический уровни. В период широкого распространения теории модерни-


зации продолжалось развитие социальной политики и других форм социаль­ного обеспечения, которые основывались на идеях колонизации. В неопопули­стских политических стратегиях подчеркивалось значение социального обес­печения в рамках сельских поселений и традиционных социальных структур. В данном случае социальное развитие связывалось с кооперативами или сель­скими структурами (Беркли, 1993), однако роль государственной социальной защиты была незначительной. В недавнем прошлом акцент на макроэкономи­ческих вопросах в определенной степени исключал из поля зрения социальные проблемы и полномочия малых социальных групп (Фридман, 1992). Напри­мер, в Африке «политика структурного урегулирования» Всемирного Банка намеренно вызвала спад, чтобы создать экономические условия для развития свободной рыночной экономики. Однако социальные последствия этого спад^ были проигнорированы (Адепойи, 1993; Холл, 19936; Мескоуб, 1992). Часть африканских стран предприняли попытку построить такую систему социаль­ного обеспечения, которая снизила бы влияние этих экономических мер на население.

Некоторые из современных социально ориентированных подходов отводят социальному развитию более значительную роль. Кроме того, движение за самобытность и локальное развитие, подчеркивающее значение малых соци­альных групп, привлекло повышенное внимание к возможностям местного развития через образование (Джонс и Його, 1994). Значительное внимание, которое уделялось роли добровольческих и неправительственных организаций (N00) в качестве лидирующих сил (Томас, 1992), способствовало утвержде­нию независимости их работы от централизованного государственного конт­роля, а также к открытым политическим акциям (Бут, 1994а) и росту про­фессионализма (Чамберс, 1993). В то же время многие неправительственные организации, защищая и отстаивая интересы малых социальных групп, рабо­тают с правительством и поддерживают тесные связи с местными неформаль­ными организациями (Эдварде и Хальме, 1992). Местные неправительствен­ные организации могут быть надежными партнерами в работе по социальному развитию (Салоле, 1991а). Однако необходимо организовать эффективное уп­равление их деятельностью, которое должно быть сосредоточено на вопросах ценностно-идеологического содержания, практических действий, а также официальных или демократических полномочий взаимодействующих органи­заций (Мванса, 1995). Неправительственные организации создают широкий спектр деятельности и придерживаются разнообразных теоретических подхо­дов. Примером могут служить культурные теории самобытных групп в Таилан­де, в которых развитие микросоциальной среды (общины) противопостаатя-ется развитию государства (Нартсуфа, 1991). Многие неправительственные организации работают с женщинами, так как во многих развивающихся стра­нах очень велика роль женщин в местной и семейной экономике. Кроме того, неправительственные организации реагируют на мировое феминистское дви­жение за независимость и самостоятельность женщин и привлекают внимание общественности к проблемам, волнующим женщин, особенно к проблем заботы о детях (Фишер, 1993; Харкорт, 1994; Джонсон, 1992; Уилсон и Уа мор, 1994; Уайсас и Мехта, 1990). Здоровье и немощность являются также приоритетными вопросами общественных организаций (Колеридж, 1993: Филипс и Верхасельт, 1994). Массовые социальные движения, отстаивающие


локальные этнические и культурные потребности, также подвергают сомне­нию главенствующую роль централизованного государства (Вигнарайя, 1993). Фишер и Клинг (1994) доказывают, что теория социальных движений связы­вает идеи развития микросоциальной среды с более широкими формами со­противления в рамках малых социальных групп. Они переносят акцент поли­тических акций с классов на малые социальные группы. Мартин (200!) утвер­ждает, что символическая борьба с культурными стереотипами представите­лей феминистских и других современных социальных движений привела к изменениям в социальной политике. Примером тому является признание роли женских групп самопомощи в преодолении состояний послеродовой депрес­сии, поскольку было доказано значение поддержки людей, переживающих сходные чувства. Таким образом* в социальной политике западных стран все больше внимания уделяется организации самопомощи, а не только обеспече­нию непосредственной социальной помощи.

Области пересечения

Вышеупомянутое отличие в развитии сообщества как феномена западных стран и социального развития как метода, применяемого в развивающихся странах, вовсе не является неоспоримым. Кроме того, эти методы не являют­ся исключительной прерогативой социальной работы. Технологии развития могут в равной мере рассматриваться в качестве отдельной профессиональной деятельности, признаваться частью более масштабной работы по развитию, а также одной из профессиональных обязанностей, или, в контексте социаль­ного развития, напраатением профессиональной деятельности социальных работников западных стран в международных неправительственных организа­циях.

Тем не менее социальное развитие пересекается с подходами обществен­ного участия в решении любых социальных проблем, где требуются навыки межличностного и группового общения, которые непосредственно входят в структуру навыков социальной работы и связаны с практикой стимулирова­ния активности клиента (Уайт и др., 1994; Крейг и Мейо, 1995). Организации самопомощи, в которых формируются и совершенствуются навыки межлич­ностной коммуникации, также выступают важными механизмами социально­го развития (Абатена, 1995). Через неформальные организации на местах люди вовлекаются в образовательные программы, которые направлены на противо­действие политическим манипуляциям и социальным мифам, например мифу о тендерном неравенстве, который, проявляясь в повседневной жизни, за­крепляет социальную несправедливость (Агир, 1986; Мулва, 1988; Укпонг, 1990; Дэвид, 1993; Марарик, 1995). Эффективное участие предполагает парт­нерство, в котором право определять направления деятельности и ответствен­ность за ее результаты принадлежат местным активистам, а не навязываются извне (Салоле, 19916). Миджлей (1987) считает, что подход, при котором участию придается чрезвычайное значение, не учитывает роли государства в современной жизни и в большей степени является индивидуалистским, попу­листским. Нкуника (1987) утверждает, что для содействия практике участия необходимо создать соответствующую организационную основу.


В современных подходах к развитию рассматриваются вопросы бедности, занятости и предпринимательства (особенно социального предприниматель­ства), культурного многообразия, этничности и колониализма, а также во­просы технологии, устойчивого развития, урбанизации и тендерные вопросы (Эллен и Томас, 2000). К проблемам социального развития относятся проблемы бедности, тендера и этничности и их влияния на формирование идентичности, как тендерной, так и этнической, национальной. Таким образом, теория соци­ального рЮВМТНЯ ЯС? <ЙйЖ2? ЛЙЯКЖЯЗ'Ю*' с- схк/утю/ю/ж лго/гстру/грованнем, эт­нической и культурной чуткостью, а также феминизмом (см. гл. 8, 13, 12).

В историческом аспекте работа в малых социальных группах имеет амери­канские и британские корни. Именно в США и Великобритании в XIX —на­чале XX в. возникла работа со случаем, а также групповая работа (Лаппин. 1985). Большую роль сыграла деятельность в рабочих районах и поселениях студентов университетов — представителей среднего класса. Рост уровня бла­госостояния бедных районов происходил параллельно с совершенствованием системы социальной защиты. Во многих странах работа в малых социальных группах рассматривается в качестве одного из трех основных методов социаль­ной работы, в то же время даже в США, где эта традиция имеет глубокие корни, она менее распространена, чем работа с индивидуальным случаем В других странах, например в Великобритании, несмотря на официальное при­знание, роль работы в малых социальных группах еще незначительнее. Техно­логии работы в малых социальных группах используются в некоторых видах занятости, в частности специалистами, оказывающими услуги в организации неформального образования и проведения досуга и в общественной деятель­ности на уровне разработки официальных решений (Ротман и Залд, 19851 В США и Великобритании с использованием методов работы в малых соци­альных группах были разработаны несколько государственных проектов 1960 — 1970-х гг., нацеленных на решение социальных проблем в городах (Брагер 4 Парсел, 1967; Лоуни, 1983). Сегодня развитие больших городов понимаете? преимущественно как экономическое развитие, и работа в малых социальных группах имеет незначительную официальную поддержку. Вместе с тем страте­гии местного участия были использованы в современных социальных проек­тах британских исследователей. Их цель — укрепление традиций соседства и развитие способности людей, не обладающих специальными навыками, к управлению организациями и социальным развитием в микросоциальной среде В других проектах ставилась задача обеспечения здорового образа жизни (Хэн-дерсон и др., 2004). Также возрос интерес государства к привлечению к это* деятельности общественных организаций, имеющих официальный статус, и религиозных групп (Джилкрайст, 2000).

Озабоченность западных стран проблемами больших городов сравнима с проблемами стран третьего мира, обусловленными ростом урбанизации, миг­рацией населения из сел в города (Пател, 1988), необходимостью развития сельских районов в целях снижения миграции и повышения их благосостоя­ния (Музаале, 1988). В некоторых странах континентальной Европы социальна педагогика, анимация и агология (форма работы с малыми социальными груп­пами в Голландии) способствуют развитию соответствующих специальностей В Нидерландах было проведено социальное обновление, основанное на мето­дах работы по развитию микросоциальной среды, в целях объединения дея-


тельности общественности по решению проблем занятости, социальной за­щиты, образования и экологии в экономически отсталых районах (Уайнкельс, 1994). В некоторых северных странах социальная педагогика играет важную роль в сферах образования и социальной защиты неформальных и малых со­циальных групп, проживающих на одной территории. Во Франции анимация как художественная деятельность, в рамках которой организуется досуг, так­же вносит существенный вклад в развитие системы неформального образова­ния и социальное развитие (Лоренц, 1994, 9—103). Многочисленные теоре­тические исследования, в которых рассматривается работа в малых социальных группах, позволяют раскрыть все аспекты этой деятельности, однако в англо­язычной литературе социальная педагогика представлена недостаточно. Ее истоки восходят к работам немецких философов Дистервега и Магера (Хеме-лейнен, 1989, 2003; Лоренц, 1994, 91—97), посвященным тем социальным аспектам образования, которые, в частности, затрагивают проблемы бедных слоев населения. Согласно этой теории, образование может существенно из­менить жизнь этих слоев общества, способствуя преодолению социального исключения и развитию социальной идентичности, личностному и социаль­ному росту через формирование навыков решения проблем, а не только через разрешение конкретных трудностей (Хемелейнен, 2003).

Матиесен (1999) определяет социальную педагогику как направление, изу­чающее, каким образом ценности, психологические, социальные и матери­альные ресурсы могут способствовать или препятствовать личностному росту, связанному с развитием группы или социального института (в стационарных или полустационарных учреждениях), частью которого они являются. Одни авторы отделяют социальную педагогику от индивидуальной педагогики, по­скольку в первом случае индивид становится частью группы. Другие авторы подчеркивают роль социальной педагогики в социальном развитии и обраща­ют внимание на группы, исключенные из процессов социального развития. Трансцендентатьная философия Наторпа адаптирует идею Канта, согласно которой объективное представление о реальности возможно (см.: Матиесен, 1999). Наторп предлагает взять за основу существующее представление о мире, а затем, постоянно проверяя это представление на опыте, формировать уни­фицированное понятие о реальности, которое ляжет в основу гипотез о том, как достичь позитивных изменений. Таким образом, если мы видим, что ребе­нок гиперактивен (наше суждение и представление об отношении ребенка к миру), то мы задаем себе вопросы: «Как это случилось?», «Как формирова­лось поведение и как другие реагировали на него?» и приходим к обобщенной идее о гиперактивности по отношению к личности ребенка, семье и ее соци­альному окружению. Следующий вопрос: «Что нужно делать?» Следует про-анализ ировать модель отношений ребенка и социального окружения: поведе­ние ре(5енка может формироваться и развиваться в определенном направле­нии, будучи обусловленным реакциями со стороны данного окружения. Ин­дивидуальные различия коллектива являются признаком его качества, посколь­ку он включает ресурсы, позволяющие и помогающие развиваться его участ­никам. И'х развитие происходит благодаря участию в коллективе и подчине­нию ему, ко, в свою очередь, коллективу необходимо реагировать на их по­требности. Опыт, приобретенный в коллективе, является единственной осно­вой знание; критическое отношение позволяет всем участникам учиться, опи-


раясь на этот опыт. Люди получают представление о том, как можно и как они сами бы хотели вести себя, а коллектив дает им свободу и контролирует их, для того чтобы они постигали альтернативные способы поведения. Люди обу­чаются в процессе взаимодействия с другими, когда сравниваются различные представления об окружающем мире. Освобождение происходит благодаря пересечению различных взглядов и поведенческих форм в коллективе. При этом важную роль играет язык, поскольку самопознание возможно через кол­лективные обсуждения и споры.

Эти идеи представляют собой основу для практической работы развиваю­щей направленности с детьми в стационарных учреждениях и центрах дневно­го пребывания, а также в неформальном образовании и работе с малыми социальными группами. Они связаны с идеями самореализации и личностно­го роста гуманистической теории, с идеями Мида о взаимодействии «Я» и «Другого» (см. гл. 9), а также с критическими и феминистскими представлени­ями о диалогическом процессе, роли языка и коллективного опыта как осно­вы совместного и личного опыта, хотя Матиесен (1999) утверждает, что На-торп подверг критике некоторые теоретические положения марксистской тео­рии.

Два аспекта в предназначении и функциях социальной работы особо под­черкивают значимость работы с малыми социальными группами. Во-пер-в ы х, социальная работа в клиниках и других социальных институтах осуще­ствляется в пределах социальной службы и более широкого территориального образования. Эта работа предполагает повышенное внимание к тем проблемам малых социальных групп, которые связаны с постановкой на учет, госпита­лизацией, а также прекращением работы (выпиской) и т.д. В любом случае социальные работники отслеживают социальные проблемы представителе! малых социальных групп или неадекватную работу отдельных служб, посколь -ку и то и другое может усугубить проблемы клиентов, воспрепятствовать пс -становке клиентов на учет, посещать их или, напротив, спровоцировать вы­писку (Тэйлор, 1985; Тэйлор и Роберте, 1985). Во-вторых, многие стран.ы проводят политику децентрализации социального обеспечения в микрорайо­нах и могут поддерживать неформальные и негосударственные формы соии-ального обеспечения. В частности, это относится к Китаю (Чан и Чоу, 1992 Чан, 1993) и Великобритании (Пэйн, 1995). Следовательно, социальные ра­ботники становятся проводниками и координаторами социального обеспече­ния на местах. Поппл (1995), согласно британской терминологии, называет эту деятельность помощью по месту жительства1. Также в Великобритании широко используется такая известная технология, как социальная работа в малых социальных группах. Она стала развиваться в 1970— 1980-е гг. в Вели­кобритании и явилась отражением политики децентрализованнго и дебюрок­ратизированного социального обеспечения (Хэдли и МакГраф, 1980, 1984: Хэдли и др., 1987; Хэдли и Хэтч, 1981). Социальные работники действуют в децентрализованной команде, включающей вспомогательный персонал и ме­стных активистов, деятельность которых направлена на установление тесныж связей с организациями в микрорайонах и стимулирование социальной под-

1 Помощь по месту жительства — система социальных услуг для обеспечени.ч поддержк клиентов в конкретном районе. — Примеч. науч. ред.


держки на местах. Подобная деятельность тесно связана с организацией соци­альных сетей (см. гл. 7).

Работа в малых социальных группах также пересекается с такой важной областью, как организация территориальных или социальных акций. Она вклю­чает в себя деятельность угнетенных групп населения (традиционно групп представителей рабочего класса) по определению местных или классовых интересов, проведению кампаний и переговоров по вопросам решения конф­ликтов с властными группами или организациями в целях достижения опре­деленных изменений в политике и необходимого обеспечения (Поппл, 1995; Гроссер и Мондрос, 1985). Зачастую акции нацелены на достижение управ­ленческих изменений, при которых проблемы решались бы на местном уров­не, внутри данного территориального образования. Профессиональная работа в сфере организации социальных акций заключается в том, чтобы стимулиро­вать создание групп, а также оказывать им помощь и поддержку при взаимо­действии с государственными учреждениями (Алински, 1969, 1971; Пайвен и Кловорд, 1977; Джонс и Мейо, 1974, 1975; Крейг и др., 1979, 1982; Смит и Джонс, 1981). Обычно подобную деятельность осуществляют соответствую­щие специалисты. В США эту задачу выполняют социальные работники и со­циальные агентства (Брейджер и др., 1987). Кроме того, социальные службы участвуют в разработке социальной политики. В США теоретики системного подхода определяют подобную деятельность как макроуровень социальной работы, что отражено в соответствующей литературе (например, Бруггеман, 2002). Социальные работники вместе с группами самопомощи периодически принимают участие в социальных акциях, однако в целом эти акции менее радикальны. Данная форма работы в малых социальных группах представляет собой один из основных компонентов критической социальной работы, а принципы самопомощи сближают ее с теорией активизации (см. гл. 11, 13). Значительная часть акций малых социальных групп направлена на защиту интересов женщин и этнических меньшинств (Охри и др., 1982; Соломон, 1985; Доминелли, 1990) и является ключевой стратегией антидискриминаци­онной работы (см. гл. 12).

Значение социального развития и развития микросоциальной среды

В практике социальной работы западных стран социальное развитие и раз­витие микросоциальной среды часто имеют второстепенное значение. Однако в других странах технологии развития часто (за исключением здравоохранения и социальной защиты) выступают в качестве главной формы социальной ин­тервенции, хотя система социального обеспечения также является чрезвычай­но востребованной, особенно в городских районах (Хардиман и Миджлей, 1989, 237—257). Теория социального развития появилась в поздний колони­альный период. Ее истоки лежат в практике развития микросоциальной среды. Этот опыт был реимпортирован в Великобританию и Соединенные Штаты в 1950— 1960-е гг. и стал серьезной основой для бурного роста радикальных дви­жений малых социальных групп в 1960— 1970-е гг. В это же время были пред­приняты попытки распространить западный вариант социальной работы по


всему миру, что привело к созданию служб социальной защиты, развитию специального образования в области работы с индивидуальным случаем и групповой работы (Бригхам, 1984). Уолтон и Наср (1988) называют этот пери­од фазой «трансмиссии» между социальной работой западных стран и соци­альной работой стран третьего мира. Однако подобные попытки были призна­ны как отвечающие самобытности культур и социальным потребностям (см Миджлей, 1981, а также гл. 1).

В 1980-е гг. социальное развитие стало считаться наиболее приемлемой моделью для большинства развивающихся стран (например, Холл, 1993.: Миджлей, 1989), в которых она распространилась. В обучении социальной работе произошла переориентация с моделей западной социальной работы на социальное развитие. В то же время внимание акцентировалось на гумани­стически ценностных аспектах социальной работы в противоположность эко­номическим подходам к развитию (Осей-Хведи, 1990). В период, когда этни­ческие и культурные интересы стали чрезвычайно актуальными во многих странах, это помогло школам социальной работы сохранить доверие населе­ния. В то же время западными теоретиками социальной работы, имеющим*-опыт работы в развивающихся странах или использовавшими идеи их пред­ставителей, была предложена методологическая основа социального разви­тия. Устойчивость социального развития предполагает различные формы эко­номического и физического развития. С помощью процессов децентрализа­ции и демократизации обеспечивается благосостояние людей (Ласк и Хофф. 1994).

Элиотт (1993) и другие авторы утверждают, что опыт социального станов­ления развивающихся стран интересен и для западных государств, поскольку их население также сталкивается с проявлениями экономического неравен­ства и бедности. Поскольку в теории социального развития подчеркивается значение общественного участия и особенностей социального конструирова­ния проблем, этот подход может использоваться в тех странах, в которых остро стоят проблемы изолированных или маргинальных групп; например, там, где коренное население подавляется новыми поселенцами (О'Брайан и Пэйс, 1988). Теория социального развития также представляет собой противо­вес влиянию западных идей на социальную работу во всем мире и как неза­падная модель находит широкое практическое применение.

Идеи социального развития

Существует множество довольно противоречивых определений социальн го развития. Наиболее распространено следующее определение Пайвы: «Со­циальное развитие является развитием способностей людей к постоянной ра­боте для достижения личного и общественного благосостояния» (Пайва, 1977 332). В данном случае акцент делается на совершенствовании индивидуальных способностей. Тем не менее Пайва (1993) утверждает, что такое определение не исключает остальных четырех важных аспектов социального развития: струк­турные изменения, социоэкономическую интеграцию, институциональное развитие и реконструкцию. Джонс и Пэндей (1981) в своем определении со­циального развития выделяют элемент институционального развития, а именно


создание социальных институтов, способных адекватно отвечать человеческим нуждам. По их мнению, социальное развитие связано с процессом планирова­ния институциональных изменений, направленных на достижение соответ­ствия между человеческими потребностями и стремлениями, с одной сторо­ны, и социальной политикой и программами — с другой.

Джонс (1981, 2) представляет официальную точку зрения на социальное развитие, которая отражена в Преамбуле Международной Стратегии Разви­тия, посвященной второй декаде деятельности ООН:

«Конечной целью развития является обеспечение возрастающих возмож­ностей лучшей жизни для всех людей, важным является осуществление более справедливого распределения доходов и благ в целях поддержания как соци­альной справедливости, так и эффективности производства... Таким образом, количественные и структурные изменения в обществе должны происходить одновременно с быстрым экономическим ростом, и существующее неравен­ство... будет в значительной степени преодолено».

Такое изменение официальной позиции привело к переносу акцента с эко­номического на социальное планирование, что позволило направить деятель­ность социальных институтов на поддержку экономического прогресса (Хар-диман и Миджлей, 1980).

Современная официальная позиция, сформированная под воздействием теории экологического развития (1^ЭР, 1994, 4), предполагает, что в центре развития находятся люди, экономический рост является средством, а не ко­нечным результатом. Согласно этой позиции необходимо защищать жизнен­ный потенциал будущих и настоящих поколений, бережно относиться к при­родным системам, от которых зависит жизнь. Данный подход подчеркивает значение устойчивого человеческого развития, которое «дает возможность всем индивидам максимально развить способности и использовать их во всех обла­стях — экономической, социальной, культурной и политической. Устойчивое развитие также защищает права будущих поколений. Оно направлено на со­хранение запасов природных ресурсов для поддержания развития» (1^0Р, 1994, 4).

Авторы из азиатских стран (например, Кхандвалла, 1988; Синха и Као, 1988а) обращают внимание на формирование и установление ценностей в процессе развития общества. Бут (19946), исходя из теории этноразвития, под­черкивает необходимость исследования многообразия, т.е. необходимость ана­лиза социальных различий, зависящих от географического местоположения и стадии развития. На национальном уровне нужно не только анализировать экономические показатели, но и изучать различные исторические и культур­ные основания развития. В культурном аспекте необходимо исследовать этни­ческие и гендерные различия, которые обуслоативают реакции общества на социальные нужды. На местном уровне необходимо реагировать на конкрет­ные потребности и желания малых социальных групп. В модели локального социального развития, предложенной Центром'регионального развития ООН (Джонс и Його, 1994, 11—20) обращается внимание на роль домашних хо­зяйств, а также на основные взаимодействия, которые происходят между ними и государственными (негосударственными) агентствами по развитию. В рам­ках, домашнего хозяйства осуществляется производственная, потребительская, управленческая деятельность, связанная с обустройством жилья, потребле-


нием пищи, приобретением вещей, созданием нормального психологическо­го климата в семье, т.е. обеспечение удовлетворительного уровня жизни, а также распределением ресурсов и благ между членами семьи.

Таким образом, можно отметить перемены в понимании задач социально­го развития, которые отражают идеи общей теории развития, обсуждавшейся выше. Мы показали переход от рассмотрения исключительно экономическогс развития к пониманию необходимости достижения баланса между экономи­ческими и социальными целями. В дальнейшем стало понятно, что в основе развития, которое активизирует и самоорганизует людей, лежит детальный анализ потребностей на уровне небольших жизненных единиц-.

Миджлей (1993) подразделяет идеи социального развития на три следую­щие группы:

индивидуалистские стратегии, связанные с самоактуализацией, самооп­ределением и саморазвитием;

коллективистские стратегии, предполагающие создание организаций как основы для развития новых подходов к действию (институциональных подходов);

популистские стратегии, опирающиеся на мелкомасштабные акции, про­исходящие в местных территориальных образованиях.

Пэндей (1981) выделяет три основные стратегии на основе их целей, а не по типам деятельности, как у Миджлея. Среди них:

стратегии распределения, направленные на достижение социальной спра­ведливости между социальными группами в национальном масштабе;

стратегии участия, нацеленные на структурные и институциональные реформы, стимулирующие население к развитию и социальным измене­ниям;

стратегии человеческого развития, направленные на совершенствование навыков и способностей к самостоятельным действиям, ведущим к ул\ шению экономики и институциональному развитию региона.

Различия в стратегиях сопоставимы с классификацией моделей работы в малых социальных группах, представленных в табл. 3.3. Политические акции, акции малых социальных групп или стратегии планирования в данных класси­фикациях социального развития не затрагиваются, но они могут выступа! качестве методологической основы для распределительных (Пэндей) и кол­лективистских (Миджлей) стратегий. Развитие микросоциальной среды связа­но со стратегиями общественного участия и популистскими стратегиями. Ф-; министская и антирасистская деятельность в малых социальных группах отра-жает идеологические установки, которые характерны для теории этнораз'зи-тия, или теории многообразия, Бута (19946). Программы по развитию, орга­низации, взаимодействию и образованию микросоциальной среды тесно свя­заны с индивидуалистскими стратегиями и стратегиями человеческого раз тия.


Основные концепции

Во многих работах, посвященных социальному развитию, описываются варианты его практической реализации в странах с ограниченными ресурса­ми, а также обобщаются некоторые схожие особенности. Например, Синх (1999) проводит анализ развития сельских районов Индии, сравнивая раз­личные концепции социального развития, определяя подходы к развитию сельских районов и иллюстрируя их разнообразными примерами. Однако со­циальное развитие рассматривается в качестве придатка экономического раз­вития, а не как самостоятельные направления практики. В некоторых амери­канских учебниках (например, Миджлей, 1997; ван Вормер, 1999) приводит­ся обзор общемировых стратегий. Авторы этих изданий стремятся акцентиро­вать внимание не на практических методах, а на сравнительном анализе сис­тем социального обеспечения и социальной политики. Однако работа «Соци­альное развитие» Миджлея (1995) посвящена преимущественно описанию практических технологий социального развития.

Хендерсон и Томас (2002) являются авторами наиболее известного в Вели­кобритании исследования по работе в малых социальных группах. Интересны также издания, созданные в учебных целях и опубликованные в США (Хард-кастл и соавторы, 1997: Бруггеман, 2002).

Поскольку социальное развитие рассматривается во многих странах мира в качестве одного из направлений социальной работы, в этой главе приоритет отдается концепции Миджлея (1995), которая дополнена представлениями других авторов. Предлагается также сокращенный обзор теории работы в ма­лых социальных группах, сделанный на материале технологий социального обеспечения западных стран (Хендерсон и Томас, 2002).

Миджлей: концепция социального развития

В работе Миджлея (1995) содержится довольно полный обзор современных представлений о социальном развитии. По его мнению, социальное развитие — это «процесс реализации продуманных социальных изменений, направленный на достижение благосостояния всего населения в контексте динамического про­цесса экономического развития» (Миджлей, 1995, 25). Социатьное развитие нацелено на создание ресурсов хтя малых социальных групп посредством со­единения социальных и экономических факторов развития. Социальное разви­тие должно учитывать экономические задачи общества. Оно не сводится к схе­мам, гарантирующим социатьное обеспечение только наиболее нуждающимся группам общества, и выходит за пределы институциональных подходов, когда государство активно включается в систему социального обеспечения. Развитие нарушается в том случае, если социальные факторы не синхронизированы с экономическими, например: если одна группа (зачастую представители белой расы или колонизаторское меньшинство) достигает благосостояния, а основ­ная часть населения живет в нищете, или когда увеличение военных расходов происходит за счет сокращения средств на социапьные нужды.

Цель социального развития — достижение благосостояния населения по­средством социальных изменений, направленных на решение социальных


проблем, удовлетворение основных нужд населения и обеспечение возмож­ностей роста. Миджлей оставляет в стороне рассмотрение вопроса об опреде­лении благосостояния, проблем, потребностей и возможностей. Социальная благотворительность, в которой воплощаются идеалы социальной ответствен­ности и христианства, а также аз-закат1 в исламе, по принципам которого осуществляется взаимопомощь, относятся к одной из организованных форм социальной поддержки. Социальная работа, в рамках которой подготовлен­ные специалисты оказывают адресную помощь, и социальное обеспечение также являются институциональными структурами. Через них осуществляется содействие в достижении социального благосостояния.

Социальное развитие отличается от этих двух форм социальной поддержки
тем, что оно не связано с работой по лечению и адаптации индивидов к
существующим структурам. Напротив, его цель — воздействие на широкие
массы, такие, как малые социальные группы и общества, а также на соци­
альные отношения в данных группах. Социальное развитие носит, скорее,
универсальный, чем избирательный характер, и подразумевает рост благосо­
стояния. Оно направлено на развитие процесса социальных изменений через
конкретные действия. История показывает, что те изменения, которые дей­
ствительно идеологически обоснованы, подвластны социальному вмешатель­
ству. Важным контекстом таких представлений в XX в. стало создание государ­
ства всеобщего благосостояния и развитие социального планирования. Это
создало основу для масштабной социальной интервенции, направленной на
достижение блага всех людей, проживающих в индустриальных обществах. I
также для организации инфраструктуры и системы социального обеспечения
в целях поддержки этой интервенции. Позднее, через посредничество ООН и
других международных организаций, в экономически слаборазвитых странах
были предприняты аналогичные попытки.;

Социальное развитие — это процесс. В данном случае суть процесса не совпа­дает с его значением в психодинамической теории, в которой под ним подра­зумеваются коммуникативные взаимодействия, а также то, как они восприни­маются и какие реакции вызывают. В теории социального развития процесс, скорее, связан с идеей интервенций как необходимых, взаимосвязанных, со­гласованных и целенаправленных серий воздействий. Важной предпосылкой социального развития является устранение препятствий. Теория модернизаци.»' показала, что образование и обучение грамоте меняют традиционные отноше­ния. Кроме того, демографический контроль уменьшает затраты семейных 1 территориальных ресурсов на решение проблем больших семей. Следует снизить уровень миграции из сельских районов в город, поскольку давление на город­скую инфраструктуру приводит к обнищанию населения. Однако контроль ог­раничивает свободу действий, поэтому подобные усилия часто были безуспеш­ными. Альтернативная точка зрения на препятствия в социальном развитии предполагает, что вмешательство государства и неконтролируемый капитал (например, землевладение, владение недвижимостью, контроль над финансо­выми ресурсами) являются такими же препятствиями, как и социальные фак­торы. Другие авторы, в частности марксистского толка, подчеркивали, что шщ прогрессивного развития необходимы решительные перемены.

1 Аз-закат — добровольная очистительная милостыня. — Примеч. науч. ред. 256


Любая теория социального развития должна учитывать следующие моменты.

■ Развитие предполагает идеологически обоснованную необходимость прогрес­са. Это близко идеям модернизма о том, что знание и социальные инсти­туты направлены на достижение социального идеала. Те, кто критикуют данное представление о развитии, считают экономически развитые за­падные страны примером социального, экономического и морального упадка. Миджлей полагает, что теоретики социального развития не отве­чают адекватно на критику идеи прогрессивного развития.

■ Развитие подразумевает интервенцию. Между тем данное утверждение также подвергается критике. Интервенция может привести к деформациям, ко­торые вредят социальным отношениям. Согласно позиции «новых пра­вых», интервенция считается недопустимой, потому что она влияет на рыночные механизмы и свободу выбора. Марксисты и неопопулисты счи­тают, что люди, планирующие вмешательство, не могут знать все и быть всем. Мелкомасштабное развитие, направленное на решение местных проблем, вероятно, в большей мере отвечает реальным потребностям незащищенных групп населения.

Необходимо учитывать также экономические факторы. Социальная интер­венция, конечной целью которой является достижение благосостояния, имеет большое значение сама по себе, а не только как фактор содействия экономической политике. Социальные программы не должны быть час­тью экономических задач и не должны зависеть от экономических пока­зателей. Было бы странным полагать, что экономическое развитие и со­циальное развитие являются аспектами одной и той же деятельности. Однако воспринимать их как часть единого целого необходимо. Многие индивиды, семьи и малые социальные группы, с которыми работают социальные работники и специалисты по социальному развитию, испы­тывают потребность как в определении эффективных способов достиже­ния экономического благосостояния, так и в решении личных проблем.

Идеологические стратегии, которые являются теоретической основой со­циального развития, важны для практической реализации. К ним отно­сятся упомянутые выше индивидуалистские, коллективистские и попу­листские стратегии.

Цели социального развития могут заключаться как в полной реорганиза­
ции общества в соответствии с неким общим замыслом, так и в скром­
ных, но постоянных достижениях на уровне мелкомасштабных изменений.
Некоторые цели касаются повышения материального благосостояния, в
то время как другие определяют личностный рост или групповое развитие.

Стратегии социального развития, по мнению Миджлея, реализуются в об­ществе на трех следующих уровнях.

Уровень индивидуалистских стратегий, направленных на развитие у инди­
видов уверенности в себе и независимости. На национальном и регио­
нальном уровнях создание культуры предприимчивости способствует сво-


боде выбора стиля и образа жизни. Образование, тренинги, личностная, финансовая и консультативная поддержка, а также помощь в обеспече­нии социальными пособиями или помощь родственников способствуют достижению индивидами экономической устойчивости. Это приводит также к личностной независимости и эмоциональной стабильности. Индивиду­алистские стратегии используются в работе с психически больными ил. людьми с задержкой умственного развития в целях достижения незави­симости от институционального лечения. Кроме того, они эффективны при работе с молодыми людьми, которые отказываются от любого вила поддержки. Социальные работники зачастую слишком озабочены тради­ционными проблемами социального обеспечения, они не могут опреде­лить, удовлетворены ли потребности в образовании, работе, решены ли жилищные проблемы. Помогая группам молодых людей в обмене опыто* и работая вместе с ними, социальные работники приносят им большую пользу. В малых социальных группах в качестве методов общественной: участия, связанных с социальным развитием, могут выступать коопера­тивы или небольшие предприятия, которые оплачивают труд своей ва­лютой или выдают кредиты.

Уровень коллективистских стратегий, являющихся по своей сути комм>-нитарными, т.е. стратегиями малых социальных групп. Они допускак что люди, находящиеся в социальных группах, способны к самоорга зации, могут реализовать свои потребности и управлять своими ресурса­ми и проблемами. Именно эти особенности и лежат в основе работ малыми социальными группами, а также развития микросоциальной среды Число связей между индивидами, проживающими на одной территории. возрастает, что создает возможности для совместного обсуждения про­блем. Для людей, сталкивающихся с одной и той же проблемой, напр»-! мер с психическим заболеванием, или находящихся в схожей ситуации совместное обсуждение является межличностной поддержкой. Помогает изменить ситуацию также объединение усилий. Например, людей объе­диняют ответственность за пожилого родственника с нарушенной психи­кой или коллективное стремление к улучшению жилищных условий. Кол­лективное участие начало применяться в качестве формы работы в мик­росоциальной среде довольно давно. Работа с отдельными группами $ микросоциальной среде проводится в разных направлениях: изучение тории края или истории промышленности, литературы, живописи, му­зыки, местной фотографии, графики, освоение писательского или ак­терского мастерства.

Уровень органов государственной власти, также осуществляющих работу по развитию. Согласно теории статизма, так и должно быть, потому чт© государство воплощает интересы и социальные устремления своего на­рода. Только государственные институты обладают способностью к | витию с помощью крупномасштабного социального планирования и спо­собны мобилизовать для этого значительные ресурсы. На более индиви­дуальном или групповом уровне представители теории статизма пре. гают улучшать систему обслуживания и осуществлять эффективные и последовательные действия. Мероприятия, направленные на достиже-


ние равенства, социальной справедливости и борьбу с дискриминаци­ей, зачастую сводятся к изменениям законодательства. Примером могут служить антидискриминационные законы в отношении инвалидов и обес­печение возможности обслуживания и защиты отдельных групп населе­ния.

Миджлей предлагает институциональную теорию социального развития, которая совмещает элементы всех уровней работы. В ней предпринята попытка объединения усилий всех социальных институтов, включая рынок, государство и общественные организации в целях поддержания благосостояния населения. Специалистам, работающим в государственных и местных службах на предпри­ятиях (коммерческих и рыночных), следует привлекать к достижению целей социального развития различные организации и руководствоваться принципа­ми управляемого плюрализма.

Дипломы об образовании, владение необходимыми навыками и знание сво­их обязанностей отличают профессионалов от активистов и членов сообщества. Для того чтобы действия по социальному развитию подкрепляли друг друга, они должны осуществляться не только на местном уровне, но и в региональ­ном и национальном масштабе.

В деле объединения экономического и социального развития необходимо использовать все три стратегии. Официальные организации и социальные ин­ституты играют большую роль в процессе согласования экономических и со­циальных программ. Их координация успешно осуществляется на форумах по социальному планированию.

Необходимо удостовериться, что экономическое развитие способствует росту социального благосостояния. В районах новостроек можно провести ландшаф­тные мероприятия, направленные на оздоровление окружающей среды, со­здать социальные службы, например поликлинику для сотрудников нового завода, организовать взаимопомощь (благотворительные взносы и програм­мы). Кроме того, программы социального развития должны содействовать эко­номическому развитию.

Местные центры занятости должны предлагать населению возможности для переквалификации. Это относится к регионам, в которых наблюдается высо­кий уровень безработицы. Совместные усилия по снижению уровня преступ­ности в сфере недвижимости на местах, поддержка малого бизнеса социальны­ми и экономическими мерами также способствуют социальному развитию и помогают решать проблемы безработицы и бродяжничества, в то время как социальная помощь в некоторых случаях менее эффективна.

Работа в малых социальных группах

Хендерсон и Томас (2002) предлагают обзор работы в малых социальных группах, основываясь на четырех современных понятиях:

социальный капитал (Путнэм) — развивающаяся социальная и обществен­ная инфраструктура, представляющая собой важный ресурс современ­ных обществ;

^ Таблица ЮЛ. Работа в микросоциальной среде по укреплению соседских отношений (по Хендерсону и Томасу, 2002)

о

Стадия Практическая цель Практический подход
Вхождение в микросо­циальную среду Продумывание вариантов вхождения Ориентировка и сбор информации; определение целей и ролей социаль­ного работника по отношению к микросоциальной среде; планирование подхода и анализ проблемных ситуаций микросоциальной среды
Обсуждение вариантов вступ­ления в контакт с соседями Установление взаимоотношений с существующими группами; опреде­ление ролей и установление необходимых отношений с другими служ­бами; определение и обсуждение функций службы, выполняющей ос­новную роль
Анализ отношений между соседями Определение цели сбора данных Обоснование и планирование сбора данных
Исходные условия Изучение истории, окружения, жителей, организаций, общения, власт­ных отношений и лидерства
Сбор данных Обозначение границ местной территориальной среды; изучение терри­тории; использование анкет, неформальной дискуссии, наблюдения, письменных источников (местных газет), предметов местной истории, документации службы
Анализ, интерпретация и запись данных Использование различных видов записей при анализе и обработке полу­ченных данных
Определение потреб­ностей, целей и ролей Оценка проблемы Описание, определение причин возникновения и текущего состояния проблемы
Обозначение целей/приори­тетов
Определение ролевых функ­ций Выбор направлений деятельности: развитие микросоциальной среды, со­циальное планирование, организация или участие в социальных акциях; определение стадий работы, целей и предпочтений; знание возможно­стей и ресурсов
Определение областей реа-щ ыции различных ролей Налаживание отношений с местным населением, укрепление взаимодей­ствия группы с другими группами; обсуждение вопросов работы с груп- II 1ЧИ || ГМК 111.14

Установление контак­тов и знакомство лю­дей друг с другом Мотивы Определение возможных мотивов, необходимых для оценки специалиста; обеспечение информации для оценки; мотивирование на поиск различ­ных возможностей, которые повышаются с ростом компетенции специа­листа
Процесс установления контакта Подготовительный отбор и установление очередности взаимодействий с людьми; организация места встречи; обдумывание целей, средств обще­ния и информации о себе; установление контакта: вступление, представ­ление себя, согласование целей встречи, анализ общения; по оконча­нии — фиксирование данных, информирование, наблюдение за ситуацией
Способы установления конта­кта Уличные формы работы (возможно, с использованием видео), зондиро­вание проблем, опросы, обращения, публичные встречи с участием тре­тьих лиц или реальные, естественные события (инициируются работни­ком)
Формирование и раз­витие организаций Контекст Определение особенностей микросоциальной среды (мотивация, ресур­сы, барьеры), а также интересов малых социальных групп
Формирование организаций Проверка выполнимости и необходимости: существующие группы, по­тенциальное участие, планирование времени, стратегии; поощрение ли­дерства, поддержка исследования, развитие мотивации участников, обо­значение проблемы микросоциальной среды и постановка четких целей; развитие (структура, тактика и стратегия), групповая солидарность; пуб­личные встречи

гражданское общество — объединение людей с целью создания обшг-ственных организаций как альтернативного сектора по отношению к г» сударству и бизнесу;

развитие возможностей — стремление к развитию человеческих ресурсе микросоциальной среды;

социальное включение — маргинальные и малые социальные группы долж­ны играть более существенную роль в обществе.

В соответствии с данными представлениями необходимо оказывать со­действие малым социальным группам на местах в преодолении изоляции ■ маргинализации, а также налаживании связей с ресурсами всего обществ». В данном случае наблюдается непосредственная связь с теоретическими по­ложениями о социальном развитии, обсуждаемыми ранее. Работа в микро­социальной среде по укреплению соседских отношений представлена в таох 10.1. Анализ практических элементов работы в малых социальных группе показывает, что они могут использоваться и в работе по социальному раз­витию.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: