Проект по укреплению здоровья сообщества микросоциальной среды бедное густонаселенного района Хевенхэм был разработан в целях утверждения пра«-тики потребления здоровой пищи. Большинство его населения составляли пожилые люди пенсионного возраста, живущие здесь с рождения, также в нею проживали эмигранты.
Местная администрация обратилась к государству за финансовой помощьс Условием для получения средств был 50-процентный вклад со стороны местного сообщества. Финансирование было рассчитано на три года. Планировалось, что по истечении указанного срока проект станет самофинансируемым или будет включен в целевой государственный бюджет.
На встрече с группами местных жителей из Вьетнама, Индии, Бангладеш > Карибских островов часть местных лидеров предложили разработать проект по обеспечению питанием пожилых людей на территории их проживания. Был сфос-мирован комитет, в который были приглашены менеджер по социальной рабо-«из команды по работе со взрослым населением, а также опытный социальный работник из местной координационной группы по работе с общественными организациями для пожилых людей.
|
|
Директора местных ресторанов высказались против этой идеи, поскольо работа по доставке пищи потенциально сокращала число посетителей ресторанов. В то же время они выразили готовность улучшить качество предлагаемо* ими пищи.
Используя принципы социального развития и развития микросоциально* среды, а также отдельные положения социальной педагогики, какие альтернативные идеи для разработки проекта по оздоровлению питания возможны в данном случае? Какие представления системной теории (см. гл. 7) могут быть полезными? Основываясь на материале глав 3 и 5, определите, какие критические замечания могут быть высказаны в адрес подобного проекта помощи пожилым людям. Что в нем не учитывается?
Комментарий
Концепция Миджлея (1995) — одна из первых попыток построения теории социального развития. Она отражает стремление адаптировать теорию социального развития к целям социальной работы. В работе Миджлея недостаточно раскрываются модели практического действия, поэтому его концепция остается перспективой, которая в будущем войдет в практику социальной работы. Значение этой концепции показано на примере методов, описанных в данной главе, а также взаимосвязи социальной работы и работы в малых социальных группах, работы в малых социальных группах и социальной педагогики. Прикладное значение работы в малых социальных группах также представлено в обзоре Хендерсона и Томаса. То же можно сказать о социальной педагогике, распространенной в Европе.
|
|
Особенно это касается работы с детьми, а также работы учреждений стационарного и дневного пребывания. Работа в малых социальных группах служит доказательством особой роли социальной работы в оказании услуг местному населению. В рамках данного подхода организация и развитие услуг отвечают более широкой задаче социального развития.
Недостатком концепции социального развития Миджлея и теории социальной работы в малых социальных группах является принятие порядка существующих социальных структур. Дракер (2003) утверждает, что стремление к повсеместному признанию и развитию социальной работы во всех странах мира реализуется в попытке интегрировать западную модель индивидуальной терапии в культуру развивающихся стран, хотя более адекватной стратегией были бы мероприятия по экономическому и социальному развитию. Методы индивидуальной работы можно использовать в целях преодоления последствий бедности и экономической отсталости.
Несмотря на то, что в данных концепциях признается важность критического подхода, социальное развитие рассматривается в рамках существующего социального порядка. Миджлей во многом основывается на прогрессивном, развивающем подходе к социальному развитию, но признает формальные институциональные структуры в качестве главных элементов социального развития.
Схожим образом, по мнению Хэдли, социальная работа в малых социальных группах (Хэдли и МакГраф, 1980) направлена не столько на трансформацию, сколько на реформирование деятельности бюрократизированных социальных служб. Кроме того, с точки зрения этого автора, работа в малых социальных группах сосредоточена на вопросах социатьной политики, и не является целевой стратегией, актуальной в рамках определенной микросоциальной среды.
ИТОГИ ГЛАВЫ
■ Социальное развитие и развитие микросоциальной среды охватывают более широкий спектр мероприятий, направленных на помощь дискриминируемым группам, чем системная теория, в которой анализируются межличностные отношения.
■ Социальное развитие и социальная педагогика возникли вне рамок традици:— ных западных теорий социальной работы. В основе этих инновационных концепций лежат альтернативные теоретические и практические подходы.
■ Социальное развитие и развитие микросоциальной среды признают и закре: ют существующий социальный порядок.
■ Детализация методов работы в малых социальных группах показывает возмож-:-сти их использования в работе по социальному развитию и развитию микросоои-альной среды.
■ Подходы, рассмотренные в последующих четырех главах, объединены идеями оптического отношения к существующему социальному порядку и защиты интересов дискриминируемых в обществе групп.
Глава 11. ОТ РАДИКАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ
К КРИТИЧЕСКИМ ПЕРСПЕКТИВАМ
О чем повествует эта глава
В данной главе рассматривается переход от радикальных, структурных теорий практической социальной работы к современным критическим теориям. Радикальные перспективы практической социальной работы восходят к марксистским социальным теориям, которые представлены во многих теоретических школах. Их влияние на социальную работу особенно сильным было в периоды экономического спада, например во время Великой депрессии 1930-х гг., а также в 1960—1970-х гг. в период активного политического реформирования общества. Радикальные теории практической деятельности, существующие на данный момент, связаны с движением за права женщин (см. гл. 12). Они также направлены против дискриминации отдельных социальных групп по признаку расы и этничности и отражают такие вопросы социальной защиты, как инвалидность, возрастные различия и сексуальная ориентация (см. гл. 13).
|
|
Возможность применения этих теорий в социальной работе неоднократно подвергалась сомнению в связи с отсутствием моделей, которые широко используются в практике социальной работы. В 1990-е гг. были сделаны попытки переформулировать базовую теорию марксизма, используя современные формы критической теории, которые были рассмотрены в данной главе, а также практику активизации ресурсов клиента и защиты его интересов (см. гл. 14). Эти представления отражают преимущественно социал-коллективистские взгляды.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
> Радикальная теория и критическая теория являются трансформационными, т.е. предполагают, что социальная работа направлена на изменение условий, порождающих социальные проблемы в обществе. В частности, они отвергают капиталистические, экономические либеральные и экономические рациональные подходы к управлению экономикой как по причине идеологических расхождений, так и в связи с отсутствием необходимого уровня социального обеспечения.
> Эти теории также являются эмансипаторными (освободительными), направленными на освобождение людей от ограничений, которые несет в себе существующий социальный порядок
> Радикальная социальная работа к концу 1990-х гг. нашла свое развитие в критической практике, включив феминистские и антидискриминационные подходы, а также элементы теории активизации ресурсов.
> Радикальная и критическая социальная работа отвергает положения традицю— ной практики социальной работы, согласно которым социальная политика, основанная на экономическом либерализме и рационализме, считается приемлемэ*.
> Представители радикальной и критической теорий подчеркивают структурный г не индивидуальный характер социальных проблем и обращаются к вопросам социального неравенства и дискриминации.
> Радикальная и критическая практика направлена на осознание социального неоа-венства, политических акций и социального изменения. Это способствует преодолению культурной гегемонии, когда властные структуры поддерживают выгодна* для них социальный порядок, формируя социальные представления и включая т в культурную жизнь людей с помощью средств массовой информации и обр вательных институтов.
|
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ
> Объяснение практики на основе структур, а не концепций индивидуальной психологии и социальных сетей.
> Социальные трансформации, которые не только выстраивают, но и направляв индивидуальные и локальные изменения.
> Вопросы неравенства как актуальные социальные проблемы.
> Праксис — идея о том, что практика работы с притесняемыми людьми дает нам представление о функционировании общества и развивает наши возможности • достижению социальной трансформации.
> Критика представлений, признающих существующий социальный порядок, и те» аспектов социальной работы, которые ведут к социальному контролю.
> Диалогическая практика — работа с людьми на основе принципов равноправ*** когда возможен обмен различными взглядами на социальную ситуацию.
> Консайентизация, или развитие сознания (термин, предложенный Фрейри) -деятельность, помогающая людям понять и критически осмыслить взаимосвязи, социальных структур и дискриминации, а также предпринять активные действия в отношении последствий и проявлений этой связи.
> Анимация — методы вовлечения людей в коллективную деятельность по достижению социальных и культурных целей.
> Дискурсы — языковые формы и практические действия, с помощью которых люд» проявляют свою власть, формируя культуру и социальные отношения; дискурса. необходимо понимать и воспринимать.
Общий теоретический контекст
Данная и три последующие главы посвящены теориям, в которых раскрывается социал-коллективистский, или трансформационный, подход в социальной работе. В них опровергаются или критикуются положения экономического либерализма (экономического рационализма), а также утверждается что необходимо изменить общество в соответствии с социалистическими принципами. Согласно идеологии либерализма и рационализма, ассоциирующейся
с деятельностью консервативных, республиканских и христианско-демокра-тических политических партий, экономические рыночные отношения являются наиболее эффективной организацией общества..Это связано с тем, что разумные (рациональные) индивиды стремятся повысить свой экономический статус и тем самым способствуют экономическому росту и социальному развитию. Социалистические философские течения, связанные с коммунистическими политическими партиями, напротив, доказывают, что конкуренция и индивидуализм не являются необходимыми для экономического развития, они приводят к экономическому неравенству между людьми, что, в свою очередь, проявляется в дискриминации экономически менее благополучных групп населения со стороны элит и властных социальных групп. Плановое экономическое развитие, по мнению социалистов, является не менее эффективным, к тому же оно помогает избежать неравенства. Согласно идеологии либерализма и рационализма, неравенство заставляет людей стремиться к достижению лучшего экономического положения. В рамках радикализма существует множество направлений, к которым относится и менее радикальный социал-демократический подход, разделяемый представителями лейбористской и социал-демократической политических партий. С позиций данного подхода рыночные конкурентные отношения являются наилучшей формой организации общества, но в то же время необходима демократическая система, представляющая все социальные группы. Ее развитие актуально для социального планирования и обеспечения, которые призваны сгладить негативные проявления рыночной экономики.
Социальный либерализм несколько отличается от экономического либерализма. Представители этого подхода отстаивают социальные свободы и критически относятся к традиционным источникам власти, таким, как правительство, церковь, полиция, учителя, родители (а также, возможно, и к социальным работникам). Социальные либералы зачастую связывают конфликты с вопросами тендера и сексуальной ориентации. Особой областью полемики являются права женщин. В рамках социального либерализма также рассматривается проблема сексуальной свободы, например обсуждаются вопросы возможности добрачных сексуальных отношений, свободы в принятии решений об аборте и др. По мнению социальных консерваторов, наличие системы социальных статусов и соответствующих властных полномочий является необходимым условием поддержания стабильности и порядка. В этом смысле традиционное разделение тендерных ролей и традиционная сексуальная ориентация являются важными элементами стабильности общества. Поэтому идеология социального либерализма считается дестабилизирующей. Социальный консерватизм зачастую (хотя и незаслуженно) ассоциируется с религиозным фундаментализмом, в котором социальные и нравственные нормы, содержащиеся в таких священных книгах, как Библия и Коран, рассматриваются буквально. Религиозные наставления подобного рода часто находят отражение в консервативных представлениях об обществе, хотя такой связи не должно быть в принципе.
Радикальная социальная работа возникла в конце 1960-х гг. Радикальным считается все, что предполагает серьезные изменения. Эта характеристика часто употребляется при описании политических радикальных идей (например, социалистических партий, или «левого крыла»). Происхождение термина «левое крыло» связано с полукруглым пространством зала французского законо-
дательного собрания. Во времена Французской революции левую часть зала законодательного собрания занимали приверженцы социалистических взглядов — так возник термин «левое крыло». С конца 1700-х гг. представители «левого крыла» стали участвовать в политическом движении. В рамках радикальной традиции существует большое число конкурирующих подходов. Вместе с тем можно говорить о следующих общих принципах социалистической теории, которые нашли отражение в социальной работе.
■ Радикальные и критические теории являются материалистическими (Бург-хардт, 1996). Это означает, что способ производства материальных продуктов, необходимых для существования, рассматривается здесь в качестве ключевой детерминанты социальной системы.
■ Причины социальных проблем рассматриваются с точки зрения социальной структуры, а не с точки зрения индивидуальных факторов. В данном контексте под фактором понимается способность человека влиять на окружающую действительность. Структурные объяснения являются детерминистскими, в них анализируется то, каким образом социальный порядок, т.е. способ организации общества, направляет и детерминирует социальные отношения. Влияние же отдельных индивидов на социальное устройство считается незначительным. Следовательно, индивидуальные взаимоотношения и проблемы являются продуктом социальных отношений, характерных для капиталистического общества. Капитализм представляет собой экономическую систему, при которой небольшая группа людей накапливает капитал и инвестирует производство товаров, а большинство продает свой труд. Работникам сложно накопить какой-либо капитал, поэтому они теряют контроль над средствами производства. Однако не все структуралистские положения, связанные с социальной работой, рассматриваются в контексте данной теории. Так, Вуд и Мидлман (1989) рассматривают структурный подход с точки зрения системной перспективы.
■ Неравенство и несправедливость по отношению к отдельным группам общества связаны с положением рабочего класса. Ликвидация социальное неравенства и несправедливости является главной целью активных социальных действий. Социалисты не разделяют позицию экономического либерализма, согласно которой неравенство и несправедливость являются неотъемлемой частью общества, и мотивируют трудящихся к достижению большего. Проявления несправедливости по отношению к различным группам находятся в центре внимания социалистов. Такой под привел к трансформации традиционной радикальной теории классовогс общества и расширил спектр факторов, способствующих возникновению неравенства и несправедливости. Наиболее известными радикальными перспективами являются феминистская теория (см. гл. 12), а также теория сопротивления угнетению и антидискриминационная теория (см. гл. 13). в рамках которых рассматриваются сущность и проявления притеснения в отношении отдельных социальных групп.
■ Кооперация и совместные действия, которые способствуют установлению равенства и являются наилучшими способами организации общества.
о о<
■ В фокусе деятельности должны быть политические действия и социальные изменения, а не индивидуальная поддержка. Поскольку неравенство и несправедливость являются продуктами общественной структуры, окончательно решить все социальные проблемы в капиталистическом обществе невозможно. Только серьезные социальные изменения помогут справиться с ними. Это требует «революции» в политической и социальной мысли.
■ Идея праксиса означает, что в практической работе необходимо реализовать теоретические принципы. В этом случае практика будет отражать и изменять теорию. Идеи, которыми мы руководствуемся, приобретают смысл в практической деятельности. Они выражаются через наши действия и меняют наше представление о себе в процессе их воплощения (Ронби, 1992). Теория должна частично исходить из представлений, выходящих за пределы повседневной практики, иначе она будет лишь простым отражением последней.
В рамках радикальной критики методов социальной работы выражается недовольство системой социальной помощи. Поскольку социальные службы являются частью социальной системы, которая поддерживает капитализм, они не способны помочь клиентам — представителям рабочего класса (Райант, 1969). В этом контексте обсуждается несколько теоретических проблем. Рассмотрим их более подробно.
■ Проблема социального контроля и диапазон, в котором социальная работа использует социальный контроль через систему, регулируемую государством и правящими классами. Поэтому критический подход предостерегает от использования методов, основанных на контроле.
■ Проблема профессионализации и диапазон, в котором профессионализация обеспечивается через социальное образование в ущерб интересам низкостатусных социальных групп и клиентов. Социальные работники критического напра&тения стремятся к сотрудничеству не с официальными организациями, а с представителями рабочего класса и общественными группами.
■ Проблема критической практики, ее возможностей в условиях ограничений, которые устанавливаются обществом и социальными службами и связаны с индивидуальным характером социальной работы. Акцент на коллективных и политически окрашенных стратегиях работы позволяет предположить, что критический подход невозможен в практике работы государственных социальных служб, которые контролируются правящей элитой (как через политическую систему, так и через управленческие структуры, представляющие интересы социальных групп, занимающих элитарное положение).
Данные принципы и проблемы отражают лишь некоторые аспекты социалистической теории, иллюстрирующие истоки происхождения критической теории социальной работы. Применение этих принципов на практике, например, демонстрирует Швартц (1995) в обзоре, посвященном программе профессионального обучения для городских жителей. В этой работе рассматрива-
ются методы гражданского образования, которые помогают прояснить предназначение служб занятости, в частности с помощью вовлечения клиентов ■ процесс планирования мероприятий. Также Швартц обращает внимание н» осознание неадекватности ресурсов потребностям людей и раскрывает формы; политических действий в защиту интересов клиентов.
Ройек (1986) выделяет следующие три подхода к социальной работе с точки зрения марксизма.
■ Прогрессивный подход (Бейли и Брейк, 1975а, 1980; Гэлпер, 1980; Б>т>-хардт, 1996), согласно которому социальная работа является активным проводником изменений и объединяет буржуазное общество (общество, в котором существует система эксплуатации рабочего класса) и прел-вителей рабочего класса. Роль социальных работников заключается в достижении изменений, организации коллективных действий и повышении политической сознательности.
■ Репродуктивный подход (Скенридж и Ленни, 1971), согласно которое? социальные работники выступают проводниками классового контроль усиливающего угнетение рабочего класса, и способствуют воспроизводству капиталистической системы в следующем поколении, помогая людям приспособиться к ее требованиям.
■ Противоречивый подход (Корриган и Леонард, 1978), согласно которому социальные работники выступают проводниками капиталистическое контроля и одновременно «размывают» классовое общество (по крайне* мере, потенциально). Являясь субъектами социального контроля, социальные работники вместе с тем помогают представителям рабочего класса реализовать себя, делятся знаниями и частью государственной власш с клиентами. Существование данного противоречия в их роли приводит ■ возникновению других противоречий, которые в конечном счете способствуют ниспровержению капиталистического общества. Современная структурная и критическая теория, по большому счету, является развитие» противоречивого подхода.
Радикальные идеи в социальной работе позднее нашли отражение в теориях практической деятельности социал-демократического направления, срели которых наиболее известными являются теория активизации ресурсов клиента и теория защиты его интересов (см. гл. 14). Однако социал-демократическая направленность критикуется социальными работниками радикального толк» и теми, кто продолжает придерживаться радикальной теории (например, Латан и Ли, 1989; Фук, 1993). Кроме того, такие авторы, как Ланган (2002с сожалеют о снижении влияния радикальных идей, особенно после дискрел>«-тации марксизма в связи с падением коммунистических режимов в Восточно* Европе и Азии в начале 1990-х гг., а также в связи с установлением в западны» странах экономических режимов неолиберального и рационального напраыг-ний, например, во времена правления Маргарет Тетчер и Рональда Рейгана (де Мария, 1993).
Таким образом, в конце 1990-х гг. возникла теория критической социан ной работы, согласно которой предполагается:
■ использование рефлексии (см. гл. 2) в критическом ключе, предполагающем, что рефлексивные выводы не всегда удобны и не так просто реализуются на практике. В данном случае, скорее, имеются в виду не критическая практика, а критическое мышление и критическая рефлексия.
ш включение более современных критических теорий, которые выходят за рамки классического марксизма, в частности идей представителей Франкфуртской социологической школы Хабермаса и Бека, а также теории коллективной работы Грамши (Ледвиф, 1997). Значение данных теорий состоит в том, что они подчеркивают роль культурных, политических и нравственных ценностей и структур, а также их влияние на социальный порядок. В практической деятельности социальных работников это находит непосредственное отражение, так как их работа связана с попытками изменить представления людей и их восприятие социальных отношений.
На развитие критической практики в 1990-е гг. оказали определенное влияние теории постмодернизма и социального конструктивизма. Эти идеи являются критическими в том смысле, что в них уделяется особое внимание социальной обусловленности поведения и роли социальных институтов, а также подвергается сомнению безусловность существующего социального порядка. Вместе с тем содержащаяся в них критическая позиция по отношению к «общепринятым истинам» и практической деятельности на благо общества противоречит активным социальным действиям, а также анализу материализма и социальной структуры в критической теории. Марксисты рассматривают бедность и неравенство в качестве ключевой проблемы, а вопросы языковых практик и идентичности не считаются существенными (Фергюсон и Лавалет-те, 1999). Следовательно, хотя сомнение и критика, характерные для постмодернистских подходов, сближают их с критическими теориями, более актуальными для социальных работников представляются современные концепции антидискриминационных и феминистских подходов. Аллан (2003), изучая взаимоотношения модернистских и постмодернистских критических теорий, в частности, подчеркивает важность для современной критической теории дискурсионного анализа, т.е. анализа через культурные и социальные отношения. Он рассматривает власть не как механизм подавления, а как эффективную стратегию, способствующую развитию саморефлексии в работе с клиентами и рефлексивного творчества. Представители критической теории с осторожностью относятся к применению методов активизации ресурсов клиента и защиты его интересов и считают приемлемыми только те варианты, которые опираются на структурный и критический подходы (см. гл. 14).
Области пересечения
Радикальный подход в социальной работе содержит критику «традиционной» (психодинамической) соци&тьной работы, а также других теорий, дающих психологическое объяснение социальных проблем и теорий функциональной направленности, в которых существующий социальный порядок воспринимается как данность. Радикальный взгляд на традиционную социальную работу, широко представленный в критической практике, может быть обобщен в следующих замечаниях (см.: МакИнтайр, 1982).
■ В традиционной социальной работе объяснения сложных социальных проблем сводятся к психологическим проблемам индивида. Виновником проблем выступает жертва-клиент, на которого перекладывается ответственность за проблемы, имеющие социальное происхождение. Таким образом, социальные факторы остаются без внимания.
■ Представители экологического подхода считают, что людям следует прийти в соответствие с требованиями среды, приспособиться (адаптироваться к существующему социальному порядку, а не подвергать его сомнению и не бороться против нежелательных проявлений современного общества.
■ В традиционной социальной работе социальные проблемы «приватизируются», т.е. рассматриваются как конфиденциальные. Поэтому люди, находящиеся в проблемной ситуации, не имеют возможности разделить свои переживания с другими людьми и, соответственно, не могут решать проблему совместно.
■ В традиционных представлениях выражается и закрепляется капиталистический социальный порядок.
Несмотря на указанные недостатки, дающие основания для критики, радикальная критическая теория и традиционная социальная работа имеют определенные сходства. Так, Вебб (1981) выделяет четыре общие черты этих подходов,
■ И традиционная социальная работа, и радикальная теория предполагают, что общество способствует возникновению личностных проблем. Однако в традиционной социальной работе (как показывают психосоциальная и системная теории) анализу этих проблем уделяется недостаточно внимания.
■ И в критической теории, и в традиционной социальной работе отношения между индивидом и обществом носят рефлексивный и взаимный характер, т.е. признается, что индивиды способны воздействовать на социальные обстоятельства, и наоборот.
■ Обе теории направлены на независимость клиента. Традиционные теории критикуют радикальный подход за то, что в стремлении к масштабным социальным изменениям социальные работники зачастую игнорируют индивидуальные потребности и свободу личности. Представители радикальной теории критикуют традиционную социальную работу за принуждение клиентов к социальной адаптации.
■ И традиционная социальная работа, и радикальная теория придают большое значение пониманию клиентами обстоятельств, в которых они оказались, что необходимо для последующих действий. Однако цели и методы, а следовательно, и формы работы этих подходов различны.
Значение перехода от радикальной теории к критической теории
Радикальные идеи оказали значительное влияние на социальную работу в 1970-е гг. В 1980-е гг. их популярность пошла на спад. Одной из причин этого.
возможно, стало то обстоятельство, что политическое развитие большинства западных стран противодействовало радикализму и, казалось, одержало победу после падения коммунистических режимов в России и Восточной Европе. В рамках социальной работы радикальные идеи также подверглись резкой критике, и им крайне сложно было утвердиться в практической деятельности. Однако возрождение этих идей в конце 1980—1990-х гг. вполне объяснимо. В 1980-е гг. усилилась критика недостатков и растущего социального неравенства, которые порождались политикой консервативных правительств многих западных стран. Это способствовало пересмотру и переработке радикальных представлений. Симпкин (1989) утверждает, что для социальных работников по-прежнему была актуальной необходимость реагировать на маргинализацию многочисленных социальных групп, но разрозненность попыток критического реагирования препятствовала созданию единой и последовательной радикальной теории.
В рамках социальной работы под влиянием феминистских идей, антирасистских и антидискриминационных представлений и критической теории также произошло переосмысление ее предназначения. Некоторые радикальные идеи 1970-х гг. остаются вплетенными в идеологию социальной работы. Сегодня теория социальной работы, как никогда прежде, испытывает большую потребность в радикальной социальной критике. Благодаря этому направлению была создана теоретическая атмосфера, способствовавшая появлению и признанию таких форм социальной работы, как активизация ресурсов клиента, защита его интересов и развитие гражданского сознания.
Согласно общепринятому мнению, социальная работа выполняет функцию социального контроля. В связи с этим одной из ее задач является обеспечение соответствия с «обязательными гарантиями гражданского общества» (Пирсон, 1975, 129). Однако признавая важность подобной роли, невозможно сказать определенно, всегда ли контроль совершается ради клиентов и в интересах тех социальных групп, к которым они принадлежат. Сатьямурти (1979) полагает, что помощь и контроль настолько взаимосвязаны в социальных службах Великобритании, что эти функции крайне трудно разделить. Это справедливо и для социальной работы тех стран, в которых она проводится государственными социальными службами. Горофф (1974) утверждает, что деятельность многих служб в США отражает принудительный социальный контроль. По мнению представителей критического подхода, такое положение зачастую поддерживается государством, которое представляет интересы, господствующие в капиталистическом обществе.
В радикальной социальной работе рассматриваются те последствия профессионализации, которые действуют в ущерб интересам клиента и ведут к превращению социальных работников в часть государственной машины, подавляющей клиента. Цель профессионального роста реализуется даже в том случае, если вступают в противоречие с интересами клиента. Более того, профессионализация основывается на технических, а не на нравственных и политических аспектах оказания помощи и отделяет социальную работу от других смежных профессий через усиление специализации и профессиональной иерархии, что провоцирует возникновение неравенства (Маллэли и Китинг, 1991). В книге Иллича и его коллег (1977) представлена любопытная точка зрения,
согласно которой специалисты в ходе своей деятельности зачастую реалиэо-вывают свои интересы, а не служат интересам людей. Пример — содержание образования по социальной работе. С точки зрения радикального подхода студентов обучают «традиционным» вариантам социальной работы, тем самым • их сознании закрепляются идеи социального контроля, индивидуализировав ное восприятие проблем клиента и общепринятое, а не радикальное, поь мание общества (Кэннан, 1972).
Радикальная практика рассматривается в работе Бейли и Брэйка (19~: 1980) как «глубокое осмысление положения угнетенных слоев населении живущих в определенных социально-экономических условиях» (Бейли ■ Брэйк, 1975, 9). Методы работы с индивидуальным случаем здесь признаются, за исключением тех, которые поддерживают «гегемонию правящего класса». Под «гегемонией» подразумевается использование правящим классов идеологии в целях подчинения и контроля рабочего класса. В целом в критической теории утверждается, что стационарное обслуживание в его нынешнем варианте имеет много отрицательных моментов, но коллективное проживание в принципе позволяет осуществить самоактуализацию, лишенн>™ эгоистических проявлений, что невозможно в обычном капиталистическое] обществе и недостижимо в других формах терапии. Ли и Пайферс (1980| например, считают, что радикальная социальная работа незначительно влияла на стационарное обслуживание. По их мнению, стационарные уси вия могут быть эффективной моделью коллективного проживания, выс~1 пая в качестве альтернативы семейной социализации. Практика работы стационарных условиях могла бы противодействовать неблагоприятным пр явлениям социализации, в процессе которой усваиваются доминир>»: щие идеологемы.
Де Мария (1992) определяет несколько требований, которым должны ся ответствовать методы радикальной практики:
■ методы социальной работы должны учитывать значение социальных I торов;
■ практические действия должны соответствовать той ситуации, в коте работают специалисты;
■ социальные работники должны предполагать возможность противоре^ между конкретным результатом (активизацией клиента) и связанным ним ущербом;
■ социальная работа основана на принципах гуманизма, поэтому ни ш политическая или теоретическая система не может устанавливать мс полию на гуманистические ценности;
критический подход должен реализовываться в соответствующих ствиях;
следует основываться на реальных историях и примерах, которые об1 няют и подчеркивают проявления несправедливости;
следует обращать особое внимание на те явления, которые вследс общепринятых представлений считаются маргинальными.
Согласно радикальному анализу, в социальной работе поддерживаются традиционные представления о семье, которые утверждают подчиненное положение женщины в семье и обществе. Именно женщины в основном являются клиентами социальных служб. Повышенное внимание к этим вопросам было связано с развитием в 1960—1970-е гг. движения за права женщин. В практике социальной работы оформилось самостоятельное феминистское направление (см. гл. 12).
Особое значение имеет радикальная перспектива, основанная на идеях Фрейри (1972; Бригхам, 1977), получившая распространение в Латинской Америке в 1960—1970-е гг. В отличие от социального реформирования, оставляющего общество в неизменном состоянии, радикальная перспектива предполагает освобождение через революционные изменения и не довольствуется простой борьбой за выживание (Ласк, 1981). Эти идеи восходят к «теологии освобождения» (см. гл. 10). Они же привели к «реконцептуализации» (переопределению) социальной работы в Латинской Америке. Коста (1987) рассматривает ряд аналогичных исследований, определяющих место социальных работников в рядах рабочего класса и роль политически ориентированной практики в социальной работе. Предлагаются следующие практические методы: мероприятия по демократизации социальных институтов и участию клиентов, организация программ, направленных на поддержку бедных слоев населения (программы материальной помощи и защиты гражданских прав), организация социальных движений, реформистские мероприятия профессиональных ассоциаций и профсоюзов. Коста описывает четыре стратегии, предложенные Фалейросом.
■ консервативная стратегия, при которой социальная работа осуществляется профессионально, не преследуя политических целей;
■ протестная стратегия, при которой социальные работники включаются в активную политическую деятельность, но не стремятся к трансформации социальных институтов в интересах клиентов;
■ антиинституциональная стратегия, при которой действия социальных работников направлены на депрофессионализацию, снижение профессионального контроля и вовлечение клиентов в процесс принятия решений (например, антипсихиатрическое направление, отрицающее необходимость медицинской и социальной помощи психически больным людям и отстаивающее их способность к самопомощи);
■ трансформирующая стратегия, при которой социальные работники стремятся к трансформации социальных институтов. Эта цель достигается путем оказания поддержки клиентам, профессиональной деятельности и политических действий. Этот концепт все чаше появляется в литературе по критической теории и обучению, например в работах Коутс и Маккэй (1995), Фук (2002), Маллэли (2003) и Пиз (2002).
На практике работа в рамках только одной стратегии, скорее всего, будет неэффективной, стратегии необходимо сочетать.
Подход Фрейри (1972) предполагает образование людей, живущих компактно в районах, в которых распространены бедность и безвластие. Эти груп-
пы населения являются объектами воздействия, а не субъектами, обладающими свободой действия. В то же время для них характерен «страх свободы». от которого необходимо избавиться. Следует развивать у людей осознание себя и своего положения в социальной среде, а особенно — своей культуры (Поэрт-нер, 1994). Это достигается с помощью образования, вовлечения клиента» критический диалог, в котором чистый активизм (действия без рефлексии ■ анализа) и чистый вербализм (бездействие и резонерство) объединяются вместе в праксис. Подобная практика предполагает анализ социальных ситуаций, учет нового опыта и результатов совершенных действий.
Одной из главных задач социальных служб является консайентизация — развитие сознания, которая предполагает оказание помощи угнетенным группам населения в обретении критического осознания социальных структур (включая культурную гегемонию), вовлеченных в их подавление. Представите."I этих групп начинают осознавать процесс подавления и уже не воспринимают его как неизбежность. Свойственные им ранее страх свободы и беспомощность уходят благодаря участию в диалоге и практических действия». Мойана (1989) на примере использования подхода Фрейри в Зимбабве показывает, как с помощью образования и творческого развития можно л> биться такого осознания без непосредственного участия клиентов в Iполитических акциях. Консайентизация связана с такими формами работы, как а*ш-мация и агология (см. гл. 10), которые получили распространение в стране континентальной Европы (Ресник, 1976). Их особенностью является коллективная деятельность (в частности, художественная и досуговая), направленная на переживание совместного коллективного опыта и выступающая ством образования. Под агологией подразумеваются целенаправленное и проводимое под руководством специалиста планирование личностных и социальных изменений. Кроме того, данные радикальные представления связ^-» с идеей роста политического осознания и феминистским движением. Их объединяют схожие цели, поскольку женщины также стремятся к освобождении! от предрассудков, осознанию своего угнетенного положения и коллективным акциям.
Основные концепции
В 1990-е гг. появилось множество работ представителей критического пса-хода, в частности изданных в Австралии. Книга Маллэли «Структурная социальная работа» (2003) является главным исследованием по марксистской;:■-циальной работе. Автор этой работы основывается на канадской теоретик ской традиции, родоначальником которой считается Моро (1979, 1990).
Также следует упомянуть работы Хили «Практические формы социаль-<;1 работы» (2000) и Фук «Социальная работа: критическая теория и практик»» (2002) (первое издание — «Радикальная социальная работа», 1993). В этих исследованиях представлены идеи марксистских структурных подходов, претсян певших серьезные изменения под воздействием феминистских, постмодерние--ских теорий и Франкфуртской школы. Менее известными являются ра€ Пиза и Фук «Трансформирование практики социальной работы» (1999) и сборник «Критическая социальная работа» под редакцией Аллана (2003), в которых представлен довольно широкий диапазон теорий.
Маллэли: структурная социальная работа
В структурной социальной работе социальные проблемы рассматриваются как продукты существующего социального порядка, и, следовательно, изменения должны быть направлены главным образом на социальные структуры, а не на отдельных индивидов. Структурная социальная работа носит всеобъемлющий (инклюзивный) характер, поскольку связана со всеми формами подавления. В ней используется диалектический анализ, рассматривающий проблемы с личной и политической точек зрения. Поскольку структурная социальная работа является критической теорией, в ней рассматриваются как межличностные, так и политические действия, которые невозможно разделить.
Маллэли (2003), как и Корриган и Леонард (1978), считает, что система социального обеспечения и социальная работа переживают кризис. Этот тезис авторов критического направления остается настолько неизменным на протяжении десятилетий, что в качестве анализа он может вызвать сомнение. Для марксистской теоретической мысли характерно представление, согласно которому «кризис» приведет к разрушению капитализма. Маллэли объясняет это тем, что в социальной работе отсутствует собственная идеология, поэтому нет четкой парадигмы как основы любых форм практики. Теоретические дебаты и практические рекомендации должны опираться на политическое понимание, которое представлено различными точками зрения на политику и социальную структуру. Социальные работники должны уметь сопоставлять существующий социальный порядок с другими возможными вариантами функционирования общества. В социальной работе также должно быть ясное понимание фундаментальных изменений. Традиционному подходу к социальной работе, в котором существующий социальный порядок принимается, закрепляется и лишь корректируется реформами, Маллэли противопоставляет прогрессивный подход, лежащий в основе радикальной социальной работы.
Характерными чертами прогрессивного подхода являются:
■ стремление к гуманитаризму, который, по моему мнению, некорректно сводить только к гуманизму (см. гл. 9), общности и равенству;
■ поддержка государственного регулирования, способного утверждать приоритеты социальных целей над экономическими задачами, а также осуществлять справедливое распределение общественных ресурсов;
■ демократическое участие социальных работников в деятельности правительственных и неправительственных организаций и их самоопределение;
■ отношение к социальной защите как к инструменту обеспечения равенства, солидарности и общности;
■ стремление к созданию государства всеобщего благосостояния или структурной модели практики;
■ уважение к людям, признание их достоинства, целостности и стремления к самоопределению, внимание к индивидуальности, реализация принципов социальной справедливости (Финн и Джекобсон, 2003).
Маллэли сравнивает эти черты с четырьмя парадигмами социально-политической мысли, которые лежат в основе социальной работы:
■ неоконсерватизмом, согласно которому социальному обеспечению в соответствии с существующим социальным порядком отводится остаточная роль;
■ либерализмом, согласно которому социальное обеспечение воспринимается через призму идеологии индивидуализма;
■ социальной демократией, подразумевающей социальную систему, основанную на принципах гражданского участия и гуманитаризма;
■ марксизмом, который на основе классового подхода к обществу стремится к созданию плановой экономики, основанной на коллективных усилиях.
Маллэли полагает, что прогрессивный подход к социальной работе во многом связан с марксистскими и социал-демократическими идеями. В них отста иваются общие цели. Тем не менее автор называет модель социальной работы, вытекающую из его анализа, «структурной социальной работой» (в терминологии Моро, 1979, 1990). В этой критической теории оспариваются популярные социальные идеи и отстаивается альтернативный подход. Исходным п>*-ктом структурной теории является конфликт, а не порядок, т.е. обществ» рассматривается через призму борьбы социальных групп, имеющих различ ные интересы. Диалектический анализ проблем направлен на определе противоречивых и антагонистических сил, которые оказывают влияние г социальные отношения. Не следует рассматривать интересы различных груш: как взаимоисключающие; подобная дихотомия будет ложной. Нужно определить области напряженности, конфликта, а также пересечения интересов, при этом важно охватить все формы угнетения. В связи с этим концепция Маллэли отражает скорее противоречивый, чем прогрессивный, подход. В данном случае не ставится вопрос о том, работать вне или в рамках системы: социальная работа полезна для многих групп. Вместе с тем необходимы соответствующие действия, связывающие обе формы активности и направленные как на поддержку, так и на критику системы.
Структурный подход к обществу акцентирует внимание на анализе экон мических и политических институтов и их взаимосвязи с институтами социальной защиты. Совместно с другими социальными институтами они представляют одну из сторон социальных отношений, которые поддерживаются главенствующей идеологией. Необходимая трансформация предполагает переход от социальных отношений классового и других видов социального неравенства, базирующихся на идеологии индивидуализма, к обществу, основанному на равенстве и идеологии коллективизма (планирование, участие и солидарность).
Структурная социальная работа направлена на преодоление угнетения одних социальных групп другими. Доминантные социальные группы оправдывают наличие у себя большего числа ресурсов и власти тем, что они предпринимают больше усилий, активных действий и рискованных решений в условиях рыночной экономики. Социальные отношения характеризуются постоянным.
последовательным и систематическим неравенством в пользу интересов доминантных групп. Распределительная функция социальной политики заключается в перераспределении неравных ресурсов, однако при этом не затрагиваются социальные процессы, подкрепляющие неравенство. Более того, игнорируются трудности в перераспределении прав и возможностей, которые неизбежны при такой позиции. Принадлежность к определенным социальным группам ассоциируется с наличием ресурсов и власти. Например, быть белым мужчиной — значит обладать богатством и властью, а быть чернокожей женщиной — значит жить в нищете. Поэтому полиция скорее всего рещит, что темнокожий мужчина, управляющий дорогой машиной, наверняка украл ее, так как обычно люди с темной кожей принадлежат к бедным слоям населения. Угнетение проявляется не обязательно через насилие. Чаще всего оно выражается в систематическом давлении (создании барьеров) в отношении групп, находящихся в подчиненном положении. К формам угнетения относятся:
■ эксплуатация (например, женщины, чья деятельность связана с уходом за другими людьми, эксплуатируются, поскольку их труд низко оплачивается и недостаточно ценится);
■ маргинализация (например, представители бедных слоев населения, принадлежащих к этническим меньшинствам, часто заселяются в плохие районы);
■ безвластие (например, согласно иерархии рабочих мест женщины и представители этнических меньшинств исключаются из сферы влияния на организационную политику и методы работы);
■ культурный империализм (например, опыт представителей этнических меньшинств не находит отражения в доминирующих культурных формах);
■ насилие (например, преступления чаще всего происходят в бедных районах).
Типичными реакциями на угнетение являются:
■ мимесис — подражание угнетателям (например, бедный молодой человек копирует поведение успешных спортсменов и актеров);
■ избегание идентичности — отрицание важных аспектов идентичности, которые указывают на различия (например, некоторые женщины в бизнесе становятся агрессивными и невнимательными по отношению к коллегам, демонстрируя поведение, свойственное мужчинам);
■ психологическое уход (например, некоторые представители этнических меньшинств, дружелюбные по характеру, меняют свое поведение при общении с представителями доминирующей культуры);
■ ритуалы искупления вины (например, некоторые представители африканских этнических групп изменяют прическу, чтобы сгладить различия; для представителей меньшинств также характерен высокий уровень саморазрушительного поведения (нанесение себе увечий, суицид));
Таблица 11.1. Практика структурной социальной работы (по Маллэли, 2001)
Темы | Сферы продвижения социальной справедливости | Работа с социальными процессами, порождающими угнетение |
Угнетение и доминирование социально сконструированы | Определить механизмы конструирования угнетения и обвинения жертвы | |
Угнетение воспроизводится в повседневных социальных процессах | Провести диагностику проявлений плохой адаптации в целях выявления форм культурного и политического угнетения | |
Существуют разные формы угнетения | В диалогическом общении определить возможности, необходимые для осознания и нормализации жизненного опыта | |
Угнетение интернализуется (становится частью образа «Я») | В диалогическом общении определить альтернативные способы преодоления угнетения | |
Работа на макроуровне является частью практики | Выявить группы и организации, способные к коллективным действиям | |
Гуманитарная практика* | Личное есть политическое | Определить политические цели практической работы, способы достижения трансформаций, а также способы, необходимые для осознания процессов, которые вызвали социальные различия |
Активизация ресурсов | Усилить контроль потребителей услуг над индивидуальными и физическими ресурсами, направить организационные мероприятия на укрепление активного участия, а не на подчинение, потребителей услуг, а также вовлечь их в процесс принятия решений Привлечь потребителей услуг к участию в диалоге по решению проблемы Избегать подкрепления статуса жертвы у потребителей услуг | |
Развитие осознания | Содействовать осознанию дегуманизирующих структур и возможностей, а также совместно с потребителями услуг стремиться к изменению социальных отношений, вызывающих угнетение | |
Нормализация | Способствовать формированию понимания у потребителей услуг того, что их проблемы не уникальны, в частности знакомить их с другими людьми, находящимися в похожей ситуации |
ОС
Коллективизация | Формировать группы на основе схожести проблемной ситуации, а также помогать в определении менее очевидных параллелей и сходств | |
Переопределение | Раскрывать взаимосвязи между социальными условиями и индивидуальными реакциями на них, а также их переживанием | |
Диалогические отношения | Поддерживать равноправный диалоге потребителями услуг, демистифицируя свои действия и давая полную информацию | |
«Выживание» на рабочем месте и его трансформация | Показать управленцам противоречия в работе службы, содействовать радикализации и демократизации методов работы, в частности максимизируя выгоду потребителей услуг и одновременно защищая свою позицию с помощью профсоюзов и других организаций | |
Радикальный структурализм | Альтернативные службы и органи шипи | Содействовать созданию альтернативных и более радикальных служб и организаций в целяхтгоедоставления потребителям возможности выбора |
Социальные движения и создание коалиций | Способствовать созданию и участию в социальных движениях трансформационного характера (например, экологические движения, женские группы), а также содействовать созданию коалиций групп, которые станут союзниками в процессе достижения изменений | |
Профсоюзное движение прогрессивного направления | Участвовать в профсоюзном движении, защищая не личные интересы, а интересы службы, и добиваясь социальных изменений | |
Профессиональные ассоциации | Привлекать профессиональные ассоциации к участию в коллективных действиях, направленных на достижение социальных изменений | |
Электоральная политика | Содействовать социальной трансформации посредством участия в электоральной политике | |
Сделать личное политическим | Стремиться интегрировать образ трансформированного общества в жизнь |
Маллэлм называет гуманитарную практику радикальным гуманизмом, сближая понятия «гуманизм» и «гуманитаризм».
■ магические увлечения (суеверия, увлеченность азартными играми и фа зии могут приводить к психическим заболеваниям);
■ межгрупповая враждебность, когда маргинализированные группы п ля ют взаимную враждебность;
■ социальный уход, подразумевающий проявление различных форм рол го поведения при общении с представителями разных групп и закры при взаимодействии с официальными лицами или представителями минирующих групп.
В структурной теории уделяется особое внимание формированию политм различий, указывается на необходимость выявления различных социальи групп и проявлений угнетения. Попытки ассимиляции в доминирующую туру рассматриваются одновременно и как лишение маргинализиров: групп их собственной культуры, и как способ преодоления социальных низмов угнетения. Понимание структуры различий помогает предотв; социальное исключение различных групп.
Практические стратегии структурной социальной работы представлены табл. 11.1.
Фук: критическая теория и практика
Фук полагает, что радикальная традиция в социальной работе анализ проблему социального, а не личного, что отражается в радикальной кр Она с большой осторожностью относится к аргументу Саймона (1995) о тральной роли, которую занимает теория активизации ресурсов в амери ской социальной работе.
С позиций структурного подхода Фук рассматривает данную интер тацию теории активизации как социально-демократическую, а не как тр формационную. Однако проблемы, связанные с радикальной социа-" работой, стимулировали поиск альтернативных вариантов, среди ко важную роль играют постмодернистские и постструктуралистские кон ции.
Критическая социальная теория является основой прикладной формы дикальной социальной работы — критической социальной работы, — стру ра которой представлена на рис. 11.1.
Основными положениями критической социальной теории, воплоше ми в критической социальной работе, являются следующие.
■ Доминирование создается социальными структурами, но пережива личном опыте. Властные группы подвергают эксплуатации другие гр> Последние считают, что угнетение и неравенство неизбежны. Пол культурные убеждения приводят к покорному следованию подчине формам поведения.
■ Ложное сознание означает, что люди не осознают, что социальный док создавался исторически и поэтому может быть изменен. Они убе ны, что неравенство отражает естественную организацию обшества.
Рис. 11.1. Процесс критической социальной работы
Позитивизм как учение о познании ведет к пассивности и фатализму, поскольку люди считают, что социальные факты изменить невозможно. В критической социальной теории подчеркивается способность людей выступать в качестве движущей силы, т. е. способность достигнуть социальных изменений.
Прогресс достижим, поскольку осознание возможности изменений означает, что люди обладают способностью сознательного контроля над социальными обстоятельствами. В этом случае социальный порядок не воспринимается как предопределенный силами, от нас не зависящими.
Знание не является отражением внешней реальности, а активно конструируется ее исследователями. Знание, получаемое путем рефлексии и социального взаимодействия, отличается от причинно-следственного ана-
лиза. Коммуникация и рефлексия — необходимые условия достижения социальных изменений, поскольку с их помощью возможен сознательный контроль социальных проблем.
Положения относительно позитивизма и рефлексивного подхода связывают эпистемологические проблемы, обсуждаемые в главе 3, с критически* подходом к вопросам осознания и деятельности социальных служб. В данном контексте критическая теория показывает роль дискуссии, рефлексии, анализа и инсайта в формировании способности к активному преодолению проблем в нашей жизни. Это объясняет, почему критическая социальная работа отвергает доказательные и другие позитивистские взгляды на познание социальной работы.
На критическую социальную работу оказали влияние следующие идеи постмодернизма:
■ интерактивные и рефлексивные способы познания являются ценными;
■ взаимосвязи между структурным господством и индивидуальным самоограничением являются признанными;
■ возможности индивидуального и социального изменения существуют
Подобно Маллэли и всем авторам радикального и критического напраате-ния, Фук анализирует влияние на социальную работу социального конто современности, однако при этом она далека от идеи кризиса. По ее мнению
■ глобализация возникает вследствие уплотнения взаимосвязей на мирор-:«• пространстве благодаря экономическим и технологическим инновация»:
■ экономические изменения вызвали серьезную конкуренцию между прою-водителями товаров и услуг;
■ все это ведет к разукрупнению и обесцениванию профессиональных навыктс\
ш ускоренное и централизованное обеспечение становится все более возмаи ным благодаря усовершенствованию коммуникаций;
■ государства всеобщего благосостояния и тенденция к обеспечению обще
ственного благополучия рассматриваются как модернистские структ
которые распадутся в постмодернистском глобализированном обществе
Эти тенденции приводят к культурному господству, поскольку люди гк падают под власть культурных стереотипов и способов общения, которые Ф>: мируются за рамками их собственной культуры. В свою очередь, это птх ствует их социализации, поскольку внешнее культурное господство оказьез ется для них чуждым, а их собственная культура оказывается обесцененн вследствие социальной стереотипизации.
В результате профессиональные навыки и знания по социальной рабой недооцениваются, происходит их дробление, границы между профес