Пояснительная записка. В Российском обществе на грани XX и XXI веков появилась нездоровая тен­денция децелерации - замедления темпа физического и интеллектуального раз­вития детей

В Российском обществе на грани XX и XXI веков появилась нездоровая тен­денция децелерации - замедления темпа физического и интеллектуального раз­вития детей. Биологическими факторами, способствующими ее развитию, стали:

• массовая алкоголизация и наркотизация населения (поскольку Всемирная
организация здравоохранения относит к слабым наркотикам и никотин):

• злоупотребление фармацевтическими препаратами;

• некачественное питание беременных;

• последствия Чернобыльской катастрофы;


, 20

• «афганский» и «чеченский» синдромы;

• отягощенная наследственная патология беременности и родов;

• анемия и неврозы у родителей.

К децелерации привели следующие социально-экономические факторы:

• массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и
здравниц;

• грубые отступления от санитарных норм в режиме обучения;

• отсутствие узких специалистов в системе дошкольного и школьного
образования (психологов и логопедов);

• занятость родителей, их недостаточная грамотность, а также беспечность в
вопросах воспитания детей);

• отсутствие бесплатных внешкольных и внеклассных кружков, клубов доля
развития детей по интересам;

» перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации;

* падение уровня жизни в целом по стране.

Социально-психологические исследования российских ученых показали^ что уже в середине 90-х годов XX века 85 % детей, обучающихся в общеобразова­тельной школе, нуждались в специализированной помощи психолого-педагогического характера. Это свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным измене­нием контингента детей, поступающих в школ)'.

Таким образом, возникла необходимость полного пересмотра традиционных форм а методов организации учебно-воспитательного процесса. При этом педа­гоги даже самой высшей квалификации не смогут обойтись без помощи психо­лога, логопеда, без строгой согласованности с ними в своей работе.

Б то же время необходимость психолого-педагогического сопровождения ре­бенка раннего возраста с целью предотвращения вторичных нарушений также диктует необходимость подготовки квалифицированных кадров для осуществ­ления коррекционно-педагогической деятельности.

Специализация «Коррекционно-педагогическая деятельность» является ча­стью специальности «Педагогика и психология», в рамках которой ока создана, и предполагает получение более углубленных профессиональных знании, уме­ний и навыков в области психического развития детей и коррекции его нару­шения. Это повышает уровень профессиональной подготовки студентов по профилю данной специальности в условиях децелерации.

■ Введение специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» пре­следует цели

- углубленного обучения студентов-педагогов современным теоретическим
знаниям в области психолого-иедагогической коррекции;

- формирования у них практических умений и навыков коррекционно-
педагогической деятельности.

В соответствии с поставленными целями в процессе изучения дисциплин данной специализации решаются следующие задачи:


- формирование адекватных современному состоянию психолого-
педагогической науки представлений об областях применения, возможностях и
границах использования технологий коррекционно-педагогической деятельности;

- создание прочного психолого-педагогического фундамента профессио­
нального самоопределения в сфере психолого-педагогической деятельности;

- воспитания чувства гражданской и профессиональной ответственности за
психическое развитие и коррекцию его нарушений у детей;

- формирования системы углубленных психолого-педагогических знаний,
умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессио­
нальной коррекционно-педагогаческой деятельности с использованием мето­
дик развития и коррекции;

- достижение необходимой профессиональной готовности к коррекционно-
развиваюшей работе с детьми, имеющими нарушения или недоразвития раз­
личных психических функций;

- воспитание потребности к самостоятельной работе по поиску путей реше­
ния различных задач и проблем, возникающих у психологов-педагогов в про­
цесс коррекционно-педагогической деятельности;

- активизация самостоятельной, творческой учебно-исследовательской и на­
учно-исследовательской работы студентов - будущих психолотв - педагогов в
области психолого-педагогической коррекции.

Получение студентами-психологами в рамках настоящей специализации фундаментальной подготовки по технологиям коррекционно-педагогической деятельности позволит более эффективно решать актуальные общественные и государственные прикладные задачи по формированию граждански зрелой, здоровой к социально адаптированной личности, расширит возможности про­фессионального применения ими полученных в вузе знаний, умений и навыков.

По окончании изучения дисциплин специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» выпускник - будущий психолого-педагог должен знать:

• основы специальной психологии и специальной педагогики;

• педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в
развитии;

• основы психолого-педагогической коррекции;

• технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности;

• психологические основы адаптации и реабилитации;

• основы логопедии.

• Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, ре­
шения Правительства Российской Федерации и органов управления образова­
нием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка.

Выпускник должен уметь:

• анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и
повышения квалификации;

• проводить психолого-педагогическое обследование с целью.определения
хода психического развития, соответствия возрастным нормам;,


22

• определить тип нарушения методами дифференциальной диагностики;

• консультировать детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родите­
лей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессио­
нального самоопределения;

• проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание
благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, се­
мье;

• проводить профилактику и коррекцию вторичных нарушений у детей,
имеющих первичные (биологические) дефекты, а также привычек, наносящих
ущерб здоровью, '

• повышать психолого-педагогическую культуру педагогов и родителей;

• организовывать и проводить научно-исследовательскую работу.

Выпускник соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Зако­не Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной за-

щиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образо-

вательного процесса.

Специализация "Коррекционно-педагогическая деятельность " включает

комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологических основ, необходимых педагогу-психологу в осуществлении коррекционно-педагогической деятельности профессиональных знаний:

15. Специальная психология и педагогика

16. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в
развитии.

17. Психолого-педагогическая коррекция.

18. Технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности.

19. Психологические основы адаптации и реабилитации.

20. Основы логопедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: