В Российском обществе на грани XX и XXI веков появилась нездоровая тенденция децелерации - замедления темпа физического и интеллектуального развития детей. Биологическими факторами, способствующими ее развитию, стали:
• массовая алкоголизация и наркотизация населения (поскольку Всемирная
организация здравоохранения относит к слабым наркотикам и никотин):
• злоупотребление фармацевтическими препаратами;
• некачественное питание беременных;
• последствия Чернобыльской катастрофы;
, 20
• «афганский» и «чеченский» синдромы;
• отягощенная наследственная патология беременности и родов;
• анемия и неврозы у родителей.
К децелерации привели следующие социально-экономические факторы:
• массовое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и
здравниц;
• грубые отступления от санитарных норм в режиме обучения;
• отсутствие узких специалистов в системе дошкольного и школьного
образования (психологов и логопедов);
• занятость родителей, их недостаточная грамотность, а также беспечность в
вопросах воспитания детей);
|
|
• отсутствие бесплатных внешкольных и внеклассных кружков, клубов доля
развития детей по интересам;
» перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации;
* падение уровня жизни в целом по стране.
Социально-психологические исследования российских ученых показали^ что уже в середине 90-х годов XX века 85 % детей, обучающихся в общеобразовательной школе, нуждались в специализированной помощи психолого-педагогического характера. Это свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школ)'.
Таким образом, возникла необходимость полного пересмотра традиционных форм а методов организации учебно-воспитательного процесса. При этом педагоги даже самой высшей квалификации не смогут обойтись без помощи психолога, логопеда, без строгой согласованности с ними в своей работе.
Б то же время необходимость психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с целью предотвращения вторичных нарушений также диктует необходимость подготовки квалифицированных кадров для осуществления коррекционно-педагогической деятельности.
Специализация «Коррекционно-педагогическая деятельность» является частью специальности «Педагогика и психология», в рамках которой ока создана, и предполагает получение более углубленных профессиональных знании, умений и навыков в области психического развития детей и коррекции его нарушения. Это повышает уровень профессиональной подготовки студентов по профилю данной специальности в условиях децелерации.
|
|
■ Введение специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» преследует цели
- углубленного обучения студентов-педагогов современным теоретическим
знаниям в области психолого-иедагогической коррекции;
- формирования у них практических умений и навыков коррекционно-
педагогической деятельности.
В соответствии с поставленными целями в процессе изучения дисциплин данной специализации решаются следующие задачи:
- формирование адекватных современному состоянию психолого-
педагогической науки представлений об областях применения, возможностях и
границах использования технологий коррекционно-педагогической деятельности;
- создание прочного психолого-педагогического фундамента профессио
нального самоопределения в сфере психолого-педагогической деятельности;
- воспитания чувства гражданской и профессиональной ответственности за
психическое развитие и коррекцию его нарушений у детей;
- формирования системы углубленных психолого-педагогических знаний,
умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессио
нальной коррекционно-педагогаческой деятельности с использованием мето
дик развития и коррекции;
- достижение необходимой профессиональной готовности к коррекционно-
развиваюшей работе с детьми, имеющими нарушения или недоразвития раз
личных психических функций;
- воспитание потребности к самостоятельной работе по поиску путей реше
ния различных задач и проблем, возникающих у психологов-педагогов в про
цесс коррекционно-педагогической деятельности;
- активизация самостоятельной, творческой учебно-исследовательской и на
учно-исследовательской работы студентов - будущих психолотв - педагогов в
области психолого-педагогической коррекции.
Получение студентами-психологами в рамках настоящей специализации фундаментальной подготовки по технологиям коррекционно-педагогической деятельности позволит более эффективно решать актуальные общественные и государственные прикладные задачи по формированию граждански зрелой, здоровой к социально адаптированной личности, расширит возможности профессионального применения ими полученных в вузе знаний, умений и навыков.
По окончании изучения дисциплин специализации «Коррекционно-педагогическая деятельность» выпускник - будущий психолого-педагог должен знать:
• основы специальной психологии и специальной педагогики;
• педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в
развитии;
• основы психолого-педагогической коррекции;
• технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности;
• психологические основы адаптации и реабилитации;
• основы логопедии.
• Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, ре
шения Правительства Российской Федерации и органов управления образова
нием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка.
Выпускник должен уметь:
• анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и
повышения квалификации;
• проводить психолого-педагогическое обследование с целью.определения
хода психического развития, соответствия возрастным нормам;,
22
• определить тип нарушения методами дифференциальной диагностики;
• консультировать детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родите
лей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессио
нального самоопределения;
• проводить психопрофилактическую работу, направленную на создание
благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, се
мье;
|
|
• проводить профилактику и коррекцию вторичных нарушений у детей,
имеющих первичные (биологические) дефекты, а также привычек, наносящих
ущерб здоровью, '
• повышать психолого-педагогическую культуру педагогов и родителей;
• организовывать и проводить научно-исследовательскую работу.
Выпускник соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной за-
щиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образо-
вательного процесса.
Специализация "Коррекционно-педагогическая деятельность " включает
комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологических основ, необходимых педагогу-психологу в осуществлении коррекционно-педагогической деятельности профессиональных знаний:
15. Специальная психология и педагогика
16. Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями в
развитии.
17. Психолого-педагогическая коррекция.
18. Технологии психолого-педагогической коррекционной деятельности.
19. Психологические основы адаптации и реабилитации.
20. Основы логопедии.