Заключительные замечания. Совершенно очевидно, что наша образовательная среда нуждается в изменении

Совершенно очевидно, что наша образовательная среда нуждается в изменении. Существуют многочисленные при­меры и модели долговременных человекоцентрированных программ, показывающие основные направления такого из­менения, хотя некоторые общие цели достигаются различ­ными путями. Школьная система в Торонто, Школа изобра­зительных и визуальных искусств в Хьюстоне, Свободная школа в Новом Орлеане и многие другие представляют со­бой только вершину айсберга возможностей, открывающих­ся перед наполненным новой жизнью и преобразованным учебным сообществом. У учащихся, с которыми мы познако­мились в этой главе, была возможность и учиться самим, и фасилитировать обучение других людей. Чтобы быть фа­силитатором учения, надо обладать особым взглядом на жизнь. Фасилитаторы — не артисты и не звезды; это люди, ставящие на первое место потребности и интересы учащихся. В последующих главах мы начнем постепенно понимать, что происходит с людьми, которые идут от простого преподава­ния к обеспечению и поддержке обучения детей и молодежи.

62 Часть I. Трудности и возможности


Я часто думаю, что наилучший фасилитатор был описан китайским философом Лао-цзы более чем две с половиной тысячи лет тому назад. Я хочу закончить эту главу его сло­вами (Lao Tzu, 1962):

Среди правителей наилучший тот,

Чье существование люди едва замечают;

Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят;

Хуже всех правитель, которого презирают.

«Люди не уважают того,

Кто не уважает людей».

Мудрый правитель, добившись своей цели,

Не славит свои труды,

И люди скажут: «Мы сделали это сами».

Литература

ABC Wo/ld News Tonight, «Toronto Public Schools: Make the Difference», from the series «The American Agenda». N.Y.: ABC News, 1990. Video.

Bachofer K. Hidden Messages: Student Perceptions of Teacher Expectation Communication (dissertation). Claremont Graduate School, 1993.

Bachofer K., Borton W. Restructuring: A View from the Trenches: The Continuing Evolution of O'Farrell Community School, Center for Advanced Academic Studies. San Diego: San Diego Public Schools, 1992.

Conneley S., Cooper B. The School As Work Environment: Impli­cations for Reform. Boston: Allyn and Bacon, 1991.

Fadiman D. Why Do These Kids Love School? (study guide). Santa Monica (Calif.): Pyramid Film and Video, 1991.

Flanders N. Analyzing Teacher Behavior. Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1970.

Fournier Y. Children Must Learn to Collaborate // Houston Chro­nicle (from Scripps-Howard News Service). 1 January, 1993.

Freiberg H.J. High School for the Performing and Visual Arts (Unpublished manuscript). University of Houston, 1980.

Freiberg H.J. What to Do the First Days and Weeks of School. Houston: Consistency Management Associates, 1992.

Глава 1. Почему дети любят школу? 63


Freiberg H.J., Gauthier L., Stein T. Assessment of the Read Com­mission Learning Center. Houston: University of Houston, 1992.

Goodlad J. A Place Called School: Prospects for the Future. N.Y.: McGraw-Hill, 1983.

Hillkirk J. In Search of Excellence Ten Years Later (interview with Tom Peters) // USA Today. 11 November, 1992. P.7b.

Lao Tzu. The Way of Life according to Lao Tzu / Trans. By Witter Bynner. N.Y.: Capricorn Books, 1962.

Peters Т., Waterman R. In Search of Excellence: Lessons from America's Best-run Companies. N.Y.: Harper and Row, 1982.

64 Часть I. Трудности и возможности



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: