Совершенно очевидно, что наша образовательная среда нуждается в изменении. Существуют многочисленные примеры и модели долговременных человекоцентрированных программ, показывающие основные направления такого изменения, хотя некоторые общие цели достигаются различными путями. Школьная система в Торонто, Школа изобразительных и визуальных искусств в Хьюстоне, Свободная школа в Новом Орлеане и многие другие представляют собой только вершину айсберга возможностей, открывающихся перед наполненным новой жизнью и преобразованным учебным сообществом. У учащихся, с которыми мы познакомились в этой главе, была возможность и учиться самим, и фасилитировать обучение других людей. Чтобы быть фасилитатором учения, надо обладать особым взглядом на жизнь. Фасилитаторы — не артисты и не звезды; это люди, ставящие на первое место потребности и интересы учащихся. В последующих главах мы начнем постепенно понимать, что происходит с людьми, которые идут от простого преподавания к обеспечению и поддержке обучения детей и молодежи.
|
|
62 Часть I. Трудности и возможности
Я часто думаю, что наилучший фасилитатор был описан китайским философом Лао-цзы более чем две с половиной тысячи лет тому назад. Я хочу закончить эту главу его словами (Lao Tzu, 1962):
Среди правителей наилучший тот,
Чье существование люди едва замечают;
Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят;
Хуже всех правитель, которого презирают.
«Люди не уважают того,
Кто не уважает людей».
Мудрый правитель, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И люди скажут: «Мы сделали это сами».
Литература
ABC Wo/ld News Tonight, «Toronto Public Schools: Make the Difference», from the series «The American Agenda». N.Y.: ABC News, 1990. Video.
Bachofer K. Hidden Messages: Student Perceptions of Teacher Expectation Communication (dissertation). Claremont Graduate School, 1993.
Bachofer K., Borton W. Restructuring: A View from the Trenches: The Continuing Evolution of O'Farrell Community School, Center for Advanced Academic Studies. San Diego: San Diego Public Schools, 1992.
Conneley S., Cooper B. The School As Work Environment: Implications for Reform. Boston: Allyn and Bacon, 1991.
Fadiman D. Why Do These Kids Love School? (study guide). Santa Monica (Calif.): Pyramid Film and Video, 1991.
Flanders N. Analyzing Teacher Behavior. Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1970.
Fournier Y. Children Must Learn to Collaborate // Houston Chronicle (from Scripps-Howard News Service). 1 January, 1993.
Freiberg H.J. High School for the Performing and Visual Arts (Unpublished manuscript). University of Houston, 1980.
Freiberg H.J. What to Do the First Days and Weeks of School. Houston: Consistency Management Associates, 1992.
Глава 1. Почему дети любят школу? 63
Freiberg H.J., Gauthier L., Stein T. Assessment of the Read Commission Learning Center. Houston: University of Houston, 1992.
Goodlad J. A Place Called School: Prospects for the Future. N.Y.: McGraw-Hill, 1983.
Hillkirk J. In Search of Excellence Ten Years Later (interview with Tom Peters) // USA Today. 11 November, 1992. P.7b.
Lao Tzu. The Way of Life according to Lao Tzu / Trans. By Witter Bynner. N.Y.: Capricorn Books, 1962.
Peters Т., Waterman R. In Search of Excellence: Lessons from America's Best-run Companies. N.Y.: Harper and Row, 1982.
64 Часть I. Трудности и возможности