Центры грамотности

Миллионы американцев получили свое образование и воспитание в школе, но есть и миллионы других американ­цев, оказавшихся по разным причинам за пределами нашей образовательной системы и относящихся к этому как к при­чине своих неудач. В начале века только 20% взрослых аме­риканцев были формально грамотными, сегодня — более 80%. Тем не менее, сама природа нашего мира требует уровня грамотности в 99% и более, поскольку все члены демократи­ческого общества должны быть хорошо информированными гражданами.

В 1987 году городские власти Хьюстона учредили с помо­щью ряда частных фондов Комиссию по вопросам чтения, которой было поручено координировать усилия более чем двадцати различных организаций, помогающих в ликвида­ции неграмотности пятистам тысячам жителей Хьюстона, официально признанных неграмотными или полуграмотны­ми. Вскоре в центральном районе Хьюстона, населенном преимущественно лицами латиноамериканского происхож­дения, был открыт первый центр грамотности (его работу возглавили Барбара Казден и Маргарет Доти). Постепенно

58 Часть I. Трудности и возможности


Комиссия по вопросам чтения расширяла сферу своей дея­тельности, открывая дополнительные центры грамотности по всему городу. Она также создавала свои «опорные пунк­ты» на различных предприятиях и в компаниях, так что ра­ботающие там люди получили свободный доступ к услугам службы грамотности в течение рабочего дня. Одна из самых последних инициатив Комиссии состоит в том, чтобы рабо­тать с лицами, недавно освобожденными из тюрьмы, а так­же координировать работу двадцати двух организаций, по­могающих более чем десяти тысячам взрослых жителей Хьюстона повысить свою грамотность.

Сотрудники первого центра (часть их работала на добро­вольной основе), самостоятельно переоборудовавшие под центр какой-то склад, преследовали три цели в отношении каждого, кто приходил к ним: а) сделать центр грамотности при Комиссии по вопросам чтения приятным и привлека­тельным местом для каждого учащегося; б) предложить ему учебную программу и способ обучения, существенно отлича­ющиеся от того, с чем он имел дело в школе; в) предоставить учащемуся свободу приходить и уходить, когда он хочет, позволить, чтобы учение осуществлялось не по расписанию центра, а по расписанию учащегося.

Центр грамотности смог выполнить каждую из этих за­дач. Оценка двухлетнего периода его деятельности показа­ла, что ученики, которые провели 116 учебных часов в цент­ре, продвинулись примерно на 3 года в навыках чтения и на 2 года в математических навыках (Freiberg, Gauthier, Stein, 1992). Эти достижения учащихся впечатляют, но еще боль­шее впечатление произвели на меня высказывания молодых мужчин и женщин, свидетельствующие о том, что эти люди открыли для себя новую надежду и смысл в жизни.

Я спросил учащихся, помогал ли им персонал центра в достижении их целей. Один молодой человек ответил: «Мне нравится, что они могут отвлечься от своих привычных дел, чтобы помочь тебе с глазу на глаз. Больше всего мне нравит­ся то, что они внимательны к каждому. Слушай, они просто подходят и спрашивают, есть ли у тебя какие-то проблемы».

Глава 1. Почему дети любят школу? 59


Другой учащийся сказал так: «Люди настроены дружелюбно и находят время для меня. Они заботливы. Иногда я бываю усталый, и Боб находит время поговорить со мной. Из-за это­го я прихожу сюда снова и снова». Кроме того, они описыва­ли спокойную, ориентированную на работу учебную среду. Вот еще один отзыв: «Я прихожу просто на два часа. Тебе дают возможность начать. Тебе уделяют внимание». И еще: «Это замечательно. Они делают то, что надо. Бывает, меня что-то напрягает, но они садятся рядом и помогают мне рас­слабиться. В школе этого не позволяло большое количество учеников в классе».

Когда их спросили, рекомендовали бы они другим лю­дям посещать центр, все участвовавшие в интервью ответили утвердительно. (Некоторые из них уже завербовали новых учащихся для центра.) Один объяснил: «У нас индивидуаль­ное преподавание, никакого давления, никакого стресса, хорошая среда, хороший персонал». Другой учащийся отве­чал так: «Знание — сила, и образование будет еще более по­лезным в дальнейшем». Третий заметил: «Преподаватели — очень открытые, теплые, добросердечные люди, они относят­ся к тебе, как семья».

Комментарий. Многие учащиеся, пришедшие в этот центр, ранее были исключены из общественных школ или других программ повышения грамотности, учрежденных школьными округами. Из их высказываний ясно, что они нуждаются в учебной среде иного типа, нежели та, что пред­ставлена в большинстве сегодняшних школ. Когда же им предлагают новый подход и благоприятную возможность учиться, они начинают добиваться хороших результатов в чтении и математике, причем таким способом, который по­зволяет им почувствовать себя просто великолепно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: