Миллионы американцев получили свое образование и воспитание в школе, но есть и миллионы других американцев, оказавшихся по разным причинам за пределами нашей образовательной системы и относящихся к этому как к причине своих неудач. В начале века только 20% взрослых американцев были формально грамотными, сегодня — более 80%. Тем не менее, сама природа нашего мира требует уровня грамотности в 99% и более, поскольку все члены демократического общества должны быть хорошо информированными гражданами.
В 1987 году городские власти Хьюстона учредили с помощью ряда частных фондов Комиссию по вопросам чтения, которой было поручено координировать усилия более чем двадцати различных организаций, помогающих в ликвидации неграмотности пятистам тысячам жителей Хьюстона, официально признанных неграмотными или полуграмотными. Вскоре в центральном районе Хьюстона, населенном преимущественно лицами латиноамериканского происхождения, был открыт первый центр грамотности (его работу возглавили Барбара Казден и Маргарет Доти). Постепенно
58 Часть I. Трудности и возможности
Комиссия по вопросам чтения расширяла сферу своей деятельности, открывая дополнительные центры грамотности по всему городу. Она также создавала свои «опорные пункты» на различных предприятиях и в компаниях, так что работающие там люди получили свободный доступ к услугам службы грамотности в течение рабочего дня. Одна из самых последних инициатив Комиссии состоит в том, чтобы работать с лицами, недавно освобожденными из тюрьмы, а также координировать работу двадцати двух организаций, помогающих более чем десяти тысячам взрослых жителей Хьюстона повысить свою грамотность.
Сотрудники первого центра (часть их работала на добровольной основе), самостоятельно переоборудовавшие под центр какой-то склад, преследовали три цели в отношении каждого, кто приходил к ним: а) сделать центр грамотности при Комиссии по вопросам чтения приятным и привлекательным местом для каждого учащегося; б) предложить ему учебную программу и способ обучения, существенно отличающиеся от того, с чем он имел дело в школе; в) предоставить учащемуся свободу приходить и уходить, когда он хочет, позволить, чтобы учение осуществлялось не по расписанию центра, а по расписанию учащегося.
Центр грамотности смог выполнить каждую из этих задач. Оценка двухлетнего периода его деятельности показала, что ученики, которые провели 116 учебных часов в центре, продвинулись примерно на 3 года в навыках чтения и на 2 года в математических навыках (Freiberg, Gauthier, Stein, 1992). Эти достижения учащихся впечатляют, но еще большее впечатление произвели на меня высказывания молодых мужчин и женщин, свидетельствующие о том, что эти люди открыли для себя новую надежду и смысл в жизни.
Я спросил учащихся, помогал ли им персонал центра в достижении их целей. Один молодой человек ответил: «Мне нравится, что они могут отвлечься от своих привычных дел, чтобы помочь тебе с глазу на глаз. Больше всего мне нравится то, что они внимательны к каждому. Слушай, они просто подходят и спрашивают, есть ли у тебя какие-то проблемы».
Глава 1. Почему дети любят школу? 59
Другой учащийся сказал так: «Люди настроены дружелюбно и находят время для меня. Они заботливы. Иногда я бываю усталый, и Боб находит время поговорить со мной. Из-за этого я прихожу сюда снова и снова». Кроме того, они описывали спокойную, ориентированную на работу учебную среду. Вот еще один отзыв: «Я прихожу просто на два часа. Тебе дают возможность начать. Тебе уделяют внимание». И еще: «Это замечательно. Они делают то, что надо. Бывает, меня что-то напрягает, но они садятся рядом и помогают мне расслабиться. В школе этого не позволяло большое количество учеников в классе».
Когда их спросили, рекомендовали бы они другим людям посещать центр, все участвовавшие в интервью ответили утвердительно. (Некоторые из них уже завербовали новых учащихся для центра.) Один объяснил: «У нас индивидуальное преподавание, никакого давления, никакого стресса, хорошая среда, хороший персонал». Другой учащийся отвечал так: «Знание — сила, и образование будет еще более полезным в дальнейшем». Третий заметил: «Преподаватели — очень открытые, теплые, добросердечные люди, они относятся к тебе, как семья».
Комментарий. Многие учащиеся, пришедшие в этот центр, ранее были исключены из общественных школ или других программ повышения грамотности, учрежденных школьными округами. Из их высказываний ясно, что они нуждаются в учебной среде иного типа, нежели та, что представлена в большинстве сегодняшних школ. Когда же им предлагают новый подход и благоприятную возможность учиться, они начинают добиваться хороших результатов в чтении и математике, причем таким способом, который позволяет им почувствовать себя просто великолепно.