В конце 1970-х годов, когда в Соединенных Штатах произошел откат к изучению «основ», государственные школы Торонто (провинция Онтарио, Канада) выбрали менее наезженную колею. Директора и учителя этих школ задали себе
60 Часть I. Трудности и возможности
два вопроса:что потребуется нашим ученикам для того, чтобы войти в скором будущем в наш мир образованными гражданами, и как учителя и другие взрослые фасилитаторы могут удовлетворить данную потребность? Вместе с учащимися, родителями, педагогами и общественными организациями Торонто и провинции Онтарио они составили нечто вроде протокола о намерениях, основанного на представлениях о том типе людей, которых они хотели бы видеть в качестве выпускников своих школ. Результатом всего этого стала официальная декларация, центрированная на запросах и нуждах учащихся. Так, на основе первичной информации, источником которой стали школы целой провинции, были определены наилучшие способы достижения поставленных целей.
В вечерней телепрограмме новостей «Америка: информация за день», передававшейся по каналам ABC, заместитель министра образования заметил, что единственного оптимального способа обучения всех детей не существует. Билл Блэк-мор, интервьюер из ABC, выразительно зачитал из этой декларации школ Торонто ключевые качества, нужные детям, готовящимся покинуть школу и вступить во взрослый мир (ABC..., 1990):
|
|
они любят учиться, ясно мыслят,
способны к глубоким чувствам, разумны в поступках, способны работать с другими людьми, способны решать проблемы, уважают другие культуры, обладают основными навыками.
Учителя из Торонто превратились в фасилитаторов, использующих методы активного обучения и различные формы вовлечения учащихся в учебный процесс. Составной частью школьного дня стало учебное сотрудничество одноклассников, работающих в парах или в командах по четыре человека. Оно использовалось для того, чтобы расширить пре-
Глава 1. Почему дети любят школу? 61
доставлявшиеся учащимся образовательные возможности и привнести большую гармонию в разнообразную в расовом и культурном отношении школьную систему.
В программе новостей ABC были показаны двое мальчиков, относящихся к различным расам, которые вместе что-то писали. Когда интервьюер спросил их, чем они занимаются, они объяснили: «Мы пишем книгу». Они планировали пустить свою книгу в обращение, передав ее в библиотеку, где другие ученики смогли бы прочитать ее и узнать что-то новое для себя. Рексфорд Браун из государственной Комиссии по вопросам образования, посетивший школы Торонто, заметил в интервью для компании ABC, что система образования в Соединенных Штатах ориентирована на образовательные навыки предельно низкого, элементарного уровня. «Кто мало просит, тот мало получает» (Там же).