Стили обучения учащихся и их учет в индивидуализации и дифференциации учебного процесса на уроках экономики

Ряд последних исследований в области теории образования был посвящен изучении различий в стилях познания, наблюдаемых у учеников. Большинство педагогов убеждено, что если строить уроки с учетом потребностей учащихся, характеризующихся разными стилями восприятия и познания, то будет создаваться более позитивная установка на обучение, а, следовательно, повысятся и результаты. Считается, что люди с различными стилями познания по-разному реагируют на те или иные методы преподавания. Стили обучения, которые, скорее всего, являются следствием как биологических факторов, так и факторов, связанных с развитием личности, делают конкретный метод преподавания эффективным для одних учащихся и неэффективным для других.

Стили познания учеников влияют на то, как они получают и обрабатывают информацию. Некоторые учащиеся воспринимают прежде всего конкретные факты и данные; другие настроены на первоочередное восприятие теорий и математических моделей. Некоторые учащиеся лучше реагируют на наглядные формы подачи информации, такие как картинки, диаграммы и схемы; другие лучше усваивают материал на слух, - через объяснение и дискуссию; третьи воспринимают больше знаний через участие в упражнениях типа “обучаюсь, делая”. Подсчитано, что примерно 40% населения составляют те, кто лучше обучается зрительно; 30% - те, кто предпочитает слушать, а оставшиеся 30% - это обучаемые кинестетически и смешанный тип. Кроме того, в плане межличностного взаимодействия, можно выделить людей, которым больше нравится обучение в процессе совместного выполнения упражнений, и более интроспективных – тех, кто предпочитает получать знания индивидуально.

Важная цель педагогов состоит в том, чтобы использовать такие методы преподавания, которые бы побуждали учеников расширять свои функциональные возможности за счет подключения новых способов познания. Но если учитель будет использовать только методы, предполагающие использование наименее предпочтительных способов познания какого-либо ученика, то уровень его дискомфорта может оказаться настолько высоким, что это воспрепятствует обучению. С другой стороны, если учитель будет использовать только наиболее благоприятные для какого-либо ученика приемы, то в нем не будет развиваться та гибкость мышления, которая необходима для полной реализации его потенциала, без чего невозможен успех ни в школе, ни в дальнейшей профессиональной деятельности. Большинство из предлагаемых исследователями моделей стилей познания включают в себя одну или несколько из нижеследующих переменных, каждая из которых влияет на процесс познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: