Правовые предпосылки информационного бизнеса - ст. 29 Конституции РФ, ст. 19 и 19-1 закона «О средствах массовой информации», законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, влияние их на экономическую самостоятельность редакций.
Экономические предпосылки информационного бизнеса - значение уставного и стартового капитала, материально-технической и финансовой базы.
Воздействие на СМИ объективных экономических законов стоимости и соответствия спроса и предложения, важности использования рыночного инструмента – маркетинга. Специфика журналистской информации как товара, его стоимости и потребительской стоимости.
Российский рынок СМИ: общая ситуация. Факторы динамичного развития рынка СМИ, его изменения (сокращение аудитории ежедневных газет и рост тиражей еженедельников и журналов, многоцветных таблоидов), падение социальной и просветительской роли прессы, потеря многими СМИ экономической независимости, Структура информационного рынка
|
|
Ресурсный рынок: финансы, типографии, техника, кадры журналистов, коммерческих и технических работников СМИ, база распространения, информационные агентства, рынок периодических изданий (собственное издание, издания конкурентов, все издания), рынок потребителей информации (потенциальном, расчетном, реальном).
Ключевые слова: стоимость, потребительская стоимость, закон соответствия спроса и предложения, ресурсы, массовая аудитория
Литература основная:
1. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник.– 5-е изд. Базовый курс.– СПб., 2004.
2. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ: Учеб. пособие.– 3-е изд., перераб. и доп.– М.:Аспект Пресс, 2004.
Литература дополнительная:
1. Киверин В. И. Экономика редакции газеты.– М., 2002.
2. Демина И. Н. Экономика предприятий средств массовой информации.– Иркутск, 2001.
3. Юрков А. А. Экономика и менеджмент СМИ. Конспект лекций.– СПб., 2002.