• Как возобновить утраченный интерес? По моей просьбе ученики назвали ряд интересовавших их предметов: поэзия, музыка, искусство, история, мода, театр, мультипликация, кулинария, литература всех жанров, философия и даже грамматика. Несколько недель мы совместно по крупицам отбирали печатные и аудиовизуальные материалы из тех, что имелись на нашем языковом отделении, исследовали фонды школьной библиотеки, кое-что добавляли из наших личных библиотек и фонотек. Только по теме «литература» было подобрано множество книг, начиная с детских сказок и кончая произведениями Бреля, Пиаф, Бодлера, Верлена, Лафонтена, Мольера, Сартра, Камю, Вийона, Превера и др. В этом собрании имелись рассказы, стихотворения, музыкальные произведения, журналы, антологии, учебники и рефераты по всем вопросам литературного анализа, истории и грамматики.
Из этих материалов я создала то, что получило разговорное название «телега» — передвижной набор пластинок, записей и книг, из которых группы и отдельные ученики должны были в начале весеннего семестра выбрать собственный проект.
|
|
Проект
• Когда мы стали проводить в жизнь этот абсолютно индивидуализированный подход, возникли некоторые организационные и личные моменты, требовавшие постоянного и внимательного учета. Это делалось по-разному день ото дня по мере нашего движения вперед, но основные проблемы, которые возникали постоянно, были следующие.
Чтобы разобраться в личных аспектах перемен, мы организовывали неформальные групповые или классные собрания. Вот некоторые темы, которые постоянно обсуждались: а) проблемы и возможности, таящиеся в данном подходе; б) ответственность перед собой и другими; в) как противостоять разочарованиям, когда они возникают, как совладать со своими чувствами; г) умение управлять своими ожиданиями в связи с индивидуализированной программой, а также возможными огорчениями в случае, когда цель не достигается. Иногда нам приходилось выражать весь широкий эмоциональный спектр, каждый из нас время от времени испытывал тревогу, негодование, гнев, разочарование, огорчение при виде чьей-то неспособности к самоуправлению, потребность кого-то осудить,
Часть II. Ответственная свобода
затруднения при совместной или индивидуальной работе. Каждое проявление чувств требовало внимания, заботы, понимания и поощрения. И мы предоставляли это друг другу — индивидуально или совместно. Ниже я приведу примеры таких особых случаев, которые ярко демонстрируют данный аспект перемен.
Другим фактором, требующим творческих решений, были текущие организационные проблемы — такие, как (а) механизмы развития личных контактов, (б) предпочтение в выборе проекта, (в) использование времени, (г) ведение тщательных записей собственных успехов, а также записей усвоенного материала, (д) способность принять ответственность за то, чтобы отложить завершенный материал или принять решение о своей готовности пройти проверку по проделанной работе; а возможно, и разработка соответствующих тестов по своему разделу для себя самого и других членов группы, (е) выбор новых целей по завершении проекта, (ж) смена целей и/или требование дополнительного материала из «телеги» или откуда-то еще. Основной идеей всего вышеизложенного была личная и совместная ответственность за непрерывное продвижение и перемены.
|
|
Третий и чрезвычайно важный учебный (точнее, не-учеб-ный) процесс обозначился по мере того, как учащиеся все более погружались в свои проекты и завершали их: это была оценка. Тут надо было научиться усматривать признаки прогресса и роста, а не просто сравнивать себя с товарищами или опираться на учительскую оценку. Поначалу мы столкнулись с высокой степенью сопротивления самооценке. Это было не удивительно: после долгих лет экзаменационной практики учителям нелегко отказаться от ответственности за оценивание, а учащимся — взять эту функцию на себя. В ходе этого проекта я поняла, что эту перемену необходимо осуществить, чтобы учащиеся научились оценивать себя, а не дожидались, пока некто ответственный скажет: «Да, хорошо; вы правы; продолжайте». Как и в том, что касается организационных моментов, учащиеся привыкали брать на себя эту ответственность (или, точнее, делить ее со мной) с разной степенью успешности и удовлетворения. Это также требовало поддержки и поощрения, которые, надеюсь, позволяли испытать личное удовлетворение от достигнутого роста.
По мере того, как проект обрастал дополнительными средствами, многие ситуации сами по себе становились физически
Глава 5. Учитель развивается вместе с учениками 153
затруднительными и в то же время забавными. Часто можно было наблюдать, как я вместе с несколькими учениками перетаскиваю магнитофоны, проигрыватели, кинопроекторы из класса в класс, а потом спешу в другой класс, силясь удержать в руках рассыпающуюся гору материалов. Неожиданные смены помещений, распорядка общих собраний, переносы сообщений того или иного учащегося перед классом о собственном проекте — все это добавляло суеты и требовало постоянной гибкости. Стоило нам сосредоточиться и занять определенное положение на текущий день, как начинался творческий хаос. Поскольку каждый учащийся выбрал индивидуальный или групповой вид деятельности, случайный посетитель мог застать в классе такую картину: группа учеников разыгрывает сцену из спектакля, кто-то читает вслух или переводит, какой-то ученик в одиночестве распростерся на полу над своим художественным проектом или погрузился в сборник стихов, тогда как неподалеку его товарищ приник к проигрывателю и пытается его слушать вопреки играющему рядом магнитофону; иные пытаются постичь эмоциональную сторону сослагательного наклонения и зовут меня на помощь; помешанные на разговорах беседуют по-французски о жизни, о сексе, о мужчинах или о современном экологическом кризисе; наконец, кто-то просто болтает по-английски пока я не подойду, а остальные хладнокровно все это выносят. К изумлению нашего посетителя, какая-то мятущаяся душа может завопить, перекрывая шум: «Ничего не понимаю! От этого хаоса можно рехнуться!!!»
Это действительно кажется хаосом. Все физические, философские, организационные и эмоциональные признаки налицо. Такая перемена была нелегкой как для учеников, так и для меня. Но она была замечательной, потому что жизнь била ключом. Мы никогда не знали, в какую форму это выльется. В гнев, осуждение, стыд, ликование, радость открытия или достижения? Это было волнующее время.