• Отметив основные недостатки, а также личностные и учебные возможности нашего проекта, я хотела бы выделить главное, в чем я убедилась благодаря нашей программе. Эти ценности и устои долго вызревали во мне как «внутренние побуждения». Когда я прислушивалась к ним и действовала в соответствии с ними, эти убеждения воплощались в осязаемое свидетельство того, что обучение может быть самоуправляемым, как утверждается в «Свободе учиться». Фактически многие из перечисленных ниже ценностей близко напоминают те, что выдвинуты Роджерсом.
Я глубоко убеждена, что:
1. Учащийся сам может выбирать себе программу на основе
своих текущих интересов и способностей.
2. Возможны адекватное самотестирование, самооценка и са
мостоятельная постановка целей.
3. Постоянная оценка эффективности программы может осу
ществляться посредством сочетания вклада отдельного уча
щегося, учителя и всего класса.
4. Такой подход требует миниатюрных «групп встреч»
(encounter groups) и семинаров «здесь-и-теперь», насыщенных
жалобами, позитивными переживаниями, смешанными, чув
ствами и творческим решением проблем.
|
|
5. Смена интересов не должна ставиться в вину; напротив,
это надо понимать как самостоятельный выбор нового направ
ления роста.
6. Следует поддерживать и поощрять сотрудничество, а не
соревнование.
7. Оценки могут быть основаны на индивидуальных ожида
ниях и сильно различаться; это означает, что у разных уче
ников могут быть разные «пятерки».
8. Разные ученики на разных этапах могут затрачивать нео
динаковое время: кто-то может приходить на дополнительные
занятия, потому что «зажат» в классе или не силен в какой-то
области, либо стремится к углубленной интенсивной работе в
дополнение к классным занятиям; иные могут затрачивать со
всем немного времени и усилий.
9. Учащиеся на любом уровне могут привлекаться к разра
ботке программы, выбору материалов и подходов для дости
жения собственных целей.
10. Изучение языка — фундаментальный культурный и
коммуникативный инструмент, который способствует осозна
нию и пониманию различий между людьми и смягчает дис
гармонию и стереотипные реакции на эти различия.
11. Поэтому наиболее подходящим содержанием для разго
ворных семинаров являются избранные самими учащимися
темы, которые могли бы обсуждать и их французские сверст
ники.
12. Убеждения и ценности, касающиеся человеческих отно
шений, могут быть интегрированы в процессе изучения лите
ратуры и языка.