Старые страхи

• Однако год подходил к концу, и у нас (у меня и у ребят) проснулись старые опасения. В терминах гештальтпсихоло-гии, то, что некоторое время выступало «фоном», стало про­являться как «фигура» в форме сомнений. Смогли ли они вы­учить так же много, как это было бы при традиционных мето­дах? Сумеют ли они справиться с серьезными итоговыми тес­тами? Вопросы вроде: «Усвоили ли они ценности и идеалы, необходимые для их собственного достоинства? Смогут ли они свободно учиться? Прониклись ли они подлинно человечески­ми нуждами?» — робко отступили на второй план.

Все мы — я и ученики — столкнулись с этими опасениями, и за неделю до итогового экзамена я сказала им, что надо быстро обозреть те разделы грамматики, которые они могли недостаточно хорошо «пройти» самостоятельно. Я предложи­ла им просмотреть учебник грамматики (мы учились по нему только в начале года, а в дальнейшем лишь время от времени в него заглядывали), а потом пройти 80-балльный закрытый тест на грамматику и глаголы, но в особой форме. Особен­ность заключалась в следующем: в течение трехчасового ис­пытания они будут приносить мне каждую завершенную стра­ницу теста, я буду отмечать точкой неправильные ответы и давать им вторую попытку найти правильный ответ; ответ, найденный со второй попытки, надо будет обосновать и объяс­нить устно или письменно принцип выбора ответа (в этом слу­чае фактор случайного угадывания исключался). Так мы и сделали. Тест был очень трудный, а результаты — превосход­ные, зачастую с первой попытки. Конечно, встречались уче­ники, которые о грамматике «понятия не имели», но некото­рые из них были самыми творческими натурами в классе. Я спросила ребят, как им удалось добиться таких хороших ре­зультатов, и в ответ услышала ироничную и грустную «сту­денческую истину»: «То, что учат к экзамену, на другой день забывают. Так будет и с нами. Но зато мы целый год занима­лись очень интересными вещами».




Часть II. Ответственная свобода


Глава 5. Учитель развивается вместе с учениками

6 Свобода учиться



Из двадцати восьми учащихся все, кто не закончил учебу, за исключением троих, продолжили изучение французского и на следующий год, выразив надежду, что занятия будут орга­низованы (точнее, не организованы) так же, как и в этом году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: