• Однако год подходил к концу, и у нас (у меня и у ребят) проснулись старые опасения. В терминах гештальтпсихоло-гии, то, что некоторое время выступало «фоном», стало проявляться как «фигура» в форме сомнений. Смогли ли они выучить так же много, как это было бы при традиционных методах? Сумеют ли они справиться с серьезными итоговыми тестами? Вопросы вроде: «Усвоили ли они ценности и идеалы, необходимые для их собственного достоинства? Смогут ли они свободно учиться? Прониклись ли они подлинно человеческими нуждами?» — робко отступили на второй план.
Все мы — я и ученики — столкнулись с этими опасениями, и за неделю до итогового экзамена я сказала им, что надо быстро обозреть те разделы грамматики, которые они могли недостаточно хорошо «пройти» самостоятельно. Я предложила им просмотреть учебник грамматики (мы учились по нему только в начале года, а в дальнейшем лишь время от времени в него заглядывали), а потом пройти 80-балльный закрытый тест на грамматику и глаголы, но в особой форме. Особенность заключалась в следующем: в течение трехчасового испытания они будут приносить мне каждую завершенную страницу теста, я буду отмечать точкой неправильные ответы и давать им вторую попытку найти правильный ответ; ответ, найденный со второй попытки, надо будет обосновать и объяснить устно или письменно принцип выбора ответа (в этом случае фактор случайного угадывания исключался). Так мы и сделали. Тест был очень трудный, а результаты — превосходные, зачастую с первой попытки. Конечно, встречались ученики, которые о грамматике «понятия не имели», но некоторые из них были самыми творческими натурами в классе. Я спросила ребят, как им удалось добиться таких хороших результатов, и в ответ услышала ироничную и грустную «студенческую истину»: «То, что учат к экзамену, на другой день забывают. Так будет и с нами. Но зато мы целый год занимались очень интересными вещами».
Часть II. Ответственная свобода
Глава 5. Учитель развивается вместе с учениками
6 Свобода учиться
Из двадцати восьми учащихся все, кто не закончил учебу, за исключением троих, продолжили изучение французского и на следующий год, выразив надежду, что занятия будут организованы (точнее, не организованы) так же, как и в этом году.