• За два года, по мере достижения этих скромных успехов,
для меня оформились некоторые ценности. Тем не менее я
продолжала испытывать озабоченность относительно процес
са обучения. Предоставление ученикам свободы учиться таи
ло в себе некоторые опасности и скрытые возможности; по
этому необходимо было разобраться, как максимально рас
крыть эти потенциальные возможности.
Я задавала себе вопрос: «Как отнестись к разнообразным потребностям всех этих учеников, чтобы они использовали и плановые занятия, и свободное время творчески и своеобразно?» В связи с этим возникал еще один вопрос: как удержать учеников в классе и поддержать их активность на занятии, поскольку новое гибкое расписание изначально было чревато
Часть II. Ответственная свобода
Глава 5. Учитель развивается вместе с учениками 149
избирательным усечением занятий и непродуктивным использованием свободного времени. Лично у меня такого почти не было. Я полагала, что это зависело от учеников, с которыми мне посчастливилось работать, и, что еще более важно, от того, чем мы совместно занимались на уроках.
|
|
Опираясь в основном на это допущение, я начала третий год обучения с верой в то, что лучшие черты частично индивидуализированного подхода, с которым я дотоле экспериментировала, могут и должны составить основу структуры занятий. Прочитав летом книгу Карла Роджерса «Свобода учиться», я еще больше прониклась приверженностью индивидуализированному обучению.
Но с чего начать? Безусловно, я не могла немедленно и радикально индивидуализировать все мои занятия, поскольку в том году я должна была вести уроки на всех пяти уровнях преподавания французского. Каковы должны быть мои критерии отбора класса? После того, как я в течение некоторого времени знакомилась с разными группами, я выбрала одну с наиболее выраженным сочетанием потенциальных возможностей.