• В ту пору, в 1969/1970 учебном году, «свободными учениками» оказались те, кто третий год изучал у меня французский. Среди них были люди заинтересованные и целеустремленные, а также совсем иные — раньше откровенно демонстрировавшие свое равнодушие и отсутствие заинтересованности. Класс собирался трижды в неделю примерно на час, кроме того — на еженедельный семинар по разговорной речи и еще, также еженедельно, в составе большой группы совместно с классами третьего года обучения двух других преподавателей французского — на лекцию или фильм.
Осенью я не решилась приступить к «проектному подходу», как мы его назвали. Я все еще колебалась, побаивалась. Меня удерживало опасение, что ученики не освоят обязательную грамматику, если предоставить им слишком большую свободу выбора. Тогда я раскрыла свою копилку учебных приемов и постаралась придать максимальную привлекательность обычным рассказам, правилам, диктантам, сочинениям и упражнениям на понимание.
Одновременно я работала над организацией учебной программы, в рамках которой три сотни учащихся изучали бы
|
|
150 Часть II. Ответственная свобода
французский под руководством добровольцев из числа их товарищей в дополнение к плановым классным занятиям. Этот монументальный проект отнимал много времени, физических и душевных сил, которые приходилось отрывать от проектного подхода. Это меня «тормозило», но и стимулировало тоже, поскольку я многое поняла про самомотивированное обучение/научение и впоследствии вложила свое понимание в наш проект.