• Чтобы разделить такую — рискованную, пугающую,
небесспорную — систему убеждений, учитель должен пройти
определенную подготовку, как психологическую, так и иссле
довательскую. Однако по мере реализации проектного метода
ученики и учителя откроют для себя массу новых возможнос
тей. Если работать в команде с коллегами-энтузиастами, мож
но приобрести воодушевляющий и своеобразный опыт; удоб
нее работать в специальном лингвистическом «уголке», где
собраны все необходимые материалы и оборудование; учащи
еся могут выработать кросскультурный подход (это было про
делано испанской группой в нашей школе); на основе учени
ческих интересов могут быть разработаны мини-курсы (по ре
меслам, театру, политике, общественной деятельности), вес
ти которые будут сами ученики.
Не обязательно браться за все перечисленное. Все, что необходимо, — это ваше мужество, ваши ученики и ваша решимость поверить в человеческую способность к самораскрытию. Тогда мы становимся больше самих себя, обретаем свободу, с воодушевлением учимся и растем.
|
|
Постскриптум
• Прошли годы, а я все еще получаю письма или встреча
юсь с учениками, с которыми мы пережили все описанное выше.
Содержание писем убеждает меня, что поднятые проблемы и
предоставленные в то время возможности позволили этим моло-
Часть II. Ответственная свобода
Глава 5. Учитель развивается вместе с учениками 163
дым людям стать более решительными и, что очень важно, открытыми, смелыми, самоутвердившимися взрослыми.
Подводя итог, я вспоминаю о своей ученице, от которой получила весточку как раз на этой неделе. Она пишет: «Я много думаю о моих тогдашних переживаниях, особенно о сплоченной группе друзей (учителей и учеников), о стимулирующей атмосфере и интеллектуальном возбуждении, которые я едва ли где еще испытывала — даже в университете... Атмосфера на наших уроках французского была такой насыщенной и позволяла мне испробовать столько разных направлений... Помню, как каждый день я сталкивалась с чем-то новым... Мне довелось жить и учиться в разных местах, но ни в одном из них меня так не побуждали к росту, как в нашем классе».
То, что наше единение в учебе и общении продолжает жить столь долго и далеко за пределами школьного класса, меня трогает и воодушевляет. Значит, надо создавать альтернативные — гуманистические — классы, в которые объединены не просто ученики, но люди.