Делаем по-своему

• Чтобы разделить такую — рискованную, пугающую,
небесспорную — систему убеждений, учитель должен пройти
определенную подготовку, как психологическую, так и иссле­
довательскую. Однако по мере реализации проектного метода
ученики и учителя откроют для себя массу новых возможнос­
тей. Если работать в команде с коллегами-энтузиастами, мож­
но приобрести воодушевляющий и своеобразный опыт; удоб­
нее работать в специальном лингвистическом «уголке», где
собраны все необходимые материалы и оборудование; учащи­
еся могут выработать кросскультурный подход (это было про­
делано испанской группой в нашей школе); на основе учени­
ческих интересов могут быть разработаны мини-курсы (по ре­
меслам, театру, политике, общественной деятельности), вес­
ти которые будут сами ученики.

Не обязательно браться за все перечисленное. Все, что не­обходимо, — это ваше мужество, ваши ученики и ваша реши­мость поверить в человеческую способность к самораскрытию. Тогда мы становимся больше самих себя, обретаем свободу, с воодушевлением учимся и растем.

Постскриптум

• Прошли годы, а я все еще получаю письма или встреча­
юсь с учениками, с которыми мы пережили все описанное выше.
Содержание писем убеждает меня, что поднятые проблемы и
предоставленные в то время возможности позволили этим моло-




Часть II. Ответственная свобода


Глава 5. Учитель развивается вместе с учениками 163


дым людям стать более решительными и, что очень важно, от­крытыми, смелыми, самоутвердившимися взрослыми.

Подводя итог, я вспоминаю о своей ученице, от которой получила весточку как раз на этой неделе. Она пишет: «Я много думаю о моих тогдашних переживаниях, особенно о сплоченной группе друзей (учителей и учеников), о стиму­лирующей атмосфере и интеллектуальном возбуждении, ко­торые я едва ли где еще испытывала — даже в университе­те... Атмосфера на наших уроках французского была такой насыщенной и позволяла мне испробовать столько разных направлений... Помню, как каждый день я сталкивалась с чем-то новым... Мне довелось жить и учиться в разных мес­тах, но ни в одном из них меня так не побуждали к росту, как в нашем классе».

То, что наше единение в учебе и общении продолжает жить столь долго и далеко за пределами школьного класса, меня трогает и воодушевляет. Значит, надо создавать альтернатив­ные — гуманистические — классы, в которые объединены не просто ученики, но люди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: