Я хотел бы подчеркнуть некоторые моменты, которые кажутся мне важными в отчете доктора Свенсон и которые по большей части отмечены ею.
Это замечательный пример того, как учитель может рискнуть — не очень сильно, а именно настолько, насколько он уверен, что сможет справиться с ситуацией, если его попытка потерпит поражение. Каждый риск обогащает нас новым опытом, на основе которого учитель может предпринимать все более смелые шаги, позволяя учащимся брать на себя ответственность. Иными словами, предоставление ответственной свободы — это не действие по принципу «все или ничего». Это поэтапный процесс роста, в который включены и учитель, и ученики.
Очевидно, что первостепенное значение имеет базовая философия, исконная вера в возможности каждого ученика, а воплощение ее может иметь гибкие формы. Методы и частные приемы вторичны.
Часть II. Ответственная свобода
С самого начала Гэй Свенсон была предана своим ученикам и своему предмету. Она сама жаждала учиться и училась на каждом примере. Открытость к обучению посредством опыта позволила ей сформировать собственную образовательную философию, в результате чего ее способность предоставлять учащимся возможности роста повысилась.
Прослеживая опыт Свенсон, мы видим, как изначально осуждающий и оценивающий педагог превращается в слушателя своих учеников и учится у них. Она начала со слов: «Вам нужны лишь развлечения» и «Не думайте, что школа — это забава». Позднее она спрашивала своих учеников: «Что может оживить ваш интерес?» И они ей отвечали! Очевидно, что для учебного процесса такого типа необходим учитель, который сам постоянно растет.
Поражают ее возрастающая открытость в изъявлении чувств (будь то радость, гнев или осуждение) и готовность допустить существование иных чувств у других людей.
На ее разностороннюю заботу об учениках они ответили взаимностью. Это видно по тому, как они вели себя во время ее болезни, а также в ситуации психологического кризиса (особенно трогает то, как юная девушка предложила ей помощь).
Подключение родителей и общественности было очень точным действием в кризисной ситуации. Д-р Свенсон указывает: «Перед инновацией, в процессе ее и после очень важно прислушиваться друг к другу и ко всему многообразию голосов и мнений».
Отчет Свенсон свидетельствует, что в условиях свободы и ответственности учащиеся научились сотрудничать, принимать решения и брать на себя ведущие роли (особенно во время ее болезни).
В атмосфере, инициированной учителем и созданной им совместно с учениками, они выучили гораздо больше, чем могли бы выучить на традиционных занятиях. Кроме того, они научились ответственно и творчески жить как с собой, так и с другими.
И последнее. Учащиеся правы, что выучивание материала к экзамену, — дело сравнительно кратковременное. Ког-
Глава 5. Учитель развивается вместе с учениками 165
да этот факт осознан, остается достаточно времени для творческого индивидуального и группового учения.
Больше всего впечатляет то, что учитель и ученики, сосредоточенные на изучении конкретного предмета, способны также научиться личной ответственности, открытости в общении, чувству собственного достоинства, творчеству и теплым межличностным отношениям. То, что память об этих уроках сохраняется на долгие годы, подчеркивает важность всего данного опыта.
Часть II. Ответственная свобода