Среди правителей наилучший тот,
Чье существование люди едва замечают;
Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят;
Хуже всех правитель, которого презирают.
«Люди не уважают того,
Кто не уважает людей».
Мудрый правитель, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И люди скажут: «Мы сделали это сами».
Lao Tzu, 1962
Изречением Лао-цзы я завершил первую главу и начинаю эту. Оно напоминает мне о том, что быть фасилитатором гораздо труднее, чем лидером. Лидеру нужны последователи, фасилитатор стоит в кругу других, а не поодаль. Наилучший фасилитатор сливается с группой.
Противоречие или сочетание?
Понятие «администратор-фасилитатор» — не нелепость; сочетание этих функций вполне возможно. Директора могут фасилитировать учение и действительно это делают. В этой главе будут описаны администраторы, создавшие школы, любимые детьми и учителями. Здесь также будут приведены примеры того, как одна из самых сложных сфер отношений учителя и школьной администрации — надзор и оценка — может превратиться в созидательный процесс. У упомянутых в первой главе школьников, делившихся своими соображениями о том, почему они любят школу, были директора, учителя и другие заинтересованные и заботливые люди, сделавшие целью своей жизни благополучие молодежи. Слова этих фасилитаторов совпадали с их делами, а также с пожеланиями учеников. Руководители бывают разные. Мы познакомимся с теми, кто видит свою роль в фасилитации развития других.
|
|
Глава 6. Администраторы-фасилитаторы 167