Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи
промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать
разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй
половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира,
где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на
судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса, выйдя на общественную арену в
40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90-
х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К
середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил
распространение в Африке, Латинской Америке.
Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был
несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел
стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и
оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно
зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации,
рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве
стран мира.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью
огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта
общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением
и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе
истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура
общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах.
В наше время наемные работники составляют большинство человечества.
Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла;
вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его
составная часть.
Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения
порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения
всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл
исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с
одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой —
всеобщего духовного опыта человечества.
Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержал проверку
временем. Историческое развитие человечества привело к таким изменениям,
которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные изменения в составе
общественных сил, которые ведут борьбу за социальный прогресс, в способах и
методах осуществления социальных перемен. Утратили актуальность идеи
конфронтации, революции, вооруженной борьбы. В этих условиях по–другому
выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются представления про
власть и ее носителей, государство и роль насилия, диктатуру и демократию,
представления, которые раньше слаживались под влиянием психологии
противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены с позиции современного
этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.
Общественная практика показала, что исторически ограниченным оказалось
положение марксизма о насилии как бабы-повитухи истории, о всемирно-
исторической миссии пролетариата и его диктатуре, об исчезновении товарно-
денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными
диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной
справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие
каждого является условием свободного развития всех. В перспективе дальнейшего
развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих
проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и
вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и
действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что
задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время
называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят
на передний план исторического процесса.